Статья "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты"
статья (младшая группа)
В статье кратко описывается для чего надо заниматься экспериментированием с детьми раннего возраста .«Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей раннего возраста
через игры – эксперименты
Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать условия для исследовательской активности ребенка.
Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель внедрения экспериментов в работу дошкольного учреждения - поддержка и развитие познавательной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании.
Эксперимент развивает: память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире.
В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.
Ребенок, исследуя предмет, познает мир.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует.
Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей в этом возрасте, необходимо дать ребёнку полную свободу действий в познании окружающего мира, достаточно места и времени. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности ребёнка.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с:
-песком;
-водой;
-объектами живой природы;
-предметами и материалами.
Для игр-экспериментов необходимо организовать предметно-развивающую среду (уголок экспериментирования):
- подбор игр-экспериментов;
- подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:
а) емкость с песком, разнообразные некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, колечки), совки, формочки, грабельки.
б) для игр с водой емкости, набор резиновых и пластмассовых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, набор игрушек из различных материалов для игр «Что плавает», набор камушков, ракушек).
В процессе работы малыши учатся наблюдать, активно воспринимают окружающие предметы, правильно называют свойства и качество предметов.
Освоение новых понятий и слов происходит через приём обследования предметов (тактильное чувство) и возможность сравнивать предметы по признакам, например, камень твёрдый, не мнётся, стучит; пластилин мнётся, он мягкий.
Таким образом, в ходе эксперимента мы не просто знакомим детей с окружающим миром, а ставим чисто речевые задачи, дети:
- узнают, различают и называют предметы рукотворного мира, их свойства и качества (дерево, бумага, металл);
- знают природные материалы (песок, вода, снег, лед), их свойства и качества;
- слушают и понимают речь воспитателя, отвечают на вопросы в процессе игр;
- используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения;
- проявляют самостоятельность и инициативу;
- расширяют словарный запас.
В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять » отрицательную энергию.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умствен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»...
Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"
"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...
Сенсорное развитие детей раннего возраста, через игры на восприятие цвета
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в...
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...
Консультация для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
Познавательное развитие детей раннего возрастачерез игры – эксперименты...
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...
Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
laquo;Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение иг...