Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»
методическая разработка (младшая группа)
В опыте представлены материалы:
- по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;
- по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе раннего возраста и деятельности по её освоению по теме работы;
- тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Конкретное содержание опыта реализуется через различные виды детской деятельности: общение, игру, экспериментирование с веществами и материалами.
Степень распространения представленных материалов охватывает группы раннего возраста детей 2-3лет, воспитателей, родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация
к опыту работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой, которые позволяют успешно развивать социально-эмоциональной и познавательной сферы, психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приемы логического мышления.
Инновационная направленность отражается в соответствии опыта требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предполагает поддержку детской инициативы, формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
В опыте представлены материалы:
- по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;
- по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе раннего возраста и деятельности по её освоению по теме работы;
- тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Конкретное содержание опыта реализуется через различные виды детской деятельности: общение, игру, экспериментирование с веществами и материалами.
Степень распространения представленных материалов охватывает группы раннего возраста детей 2-3лет, воспитателей, родителей.
Материалы представлены к семинару «Взаимодействие участников образовательных отношений: технологии сопровождения» (октябрь, 2016г.).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ВОДОЙ»
Потнина Алёна Алексеевна
воспитатель
Бугуруслан - 2016
Карта учета передового педагогического опыта
Тема передового педагогического опыта | ФИО педагога | Форма обобщения | Дата обобщения | Уровень обобщения и использования | Прогноз развития | Адрес опыта |
«Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой» | Потнина А.А., воспитатель | Описание, презентация, открытый показ | 2016 г. | МАДОУ «Д/с №22» г. Бугуруслан Городской конкурс педагогического мастерства «Педагогический дебют – 2016» | Распространение передового педагогического опыта: 2017, Информационный сборник «Дошкольное образование, опыт, инновации», МКУ «ИМЦ» г. Бугуруслан; 2016, Городской конкурс педагогического мастерства «Педагогический дебют – 2016» | Предназначен для воспитателей общеразвивающих групп для детей 2-3 лет, родителей. |
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой».
«Занятия и игры с водой не ставят задачу
вырастить будущего Эйнштейна.
Но именно в этих играх реализуется ребёнок».
Е.В. Баранова
Введение
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача педагога - заложить первые представления и ориентиры о мире природы.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно узнавать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме определяется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственно-временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и познавательной деятельностью нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается в результатах, а через познавательную деятельность с предметами ребенок ставит определенные цели, добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и познавательную деятельность не стоит, они дополняют друг друга.
Основная особенность детской познавательной деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 3.1) включают в себя условия развития личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию памяти, внимания, воображения и мышления ребёнка.
Наличие теоритической базы опыта.
Вопрос о развитии социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста на сегодняшний день остается одним из актуальных.
Понимание проблемы невозможно без изучения трудов известных педагогов, которые внесли вклад в исследование развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой. Идеями этого возраста занимались специалисты и в нашей стране, и за рубежом. Среди разработчиков идей наиболее всем известны М. Монтессори, Г. Доман, М. Ибука, Ф. Дальто, С. Лупан, Гуттерман, Б. Никитин и другие.
Елизавета Ивановна Тихеева отмечала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства воды.
Так, Мария Монтессори говорила о том, что играя с водой, ребенок учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое до конца. «Кроха не расположен сейчас играть с водой или рассматривать картинки? Имеет право! Пусть занимается тем, что ему интересно».
Антон Семенович Макаренко в своей книге ««Методика организации воспитательного процесса», указывал, что в играх с водой воспитывается творческая рабочая фантазия, которая является источником созидательной деятельности.
Новизна опыта
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников через игры с водой и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада в течение дня. Ведь вода – это универсальный природный объект, который вызывает особый интерес у детей, удобна для поисково-исследовательской деятельности, снимает напряжение, способствует релаксации.
Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.
Основной целью опыта является развитие познавательных способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
- развивать мышление, познавательные способности у детей в играх с водой, формировать элементарные исследовательские умения;
- обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;
- способствовать развитию у детей положительных эмоций, побуждать детей к сотрудничеству во время игр с водой, создавать условия, положительно влияющее на процесс адаптации детей;
- приобщать родителей к сотрудничеству с педагогом и детьми через игры с водой, обогащать детско-родительские отношения опытом совместных игр.
В процессе работы были выделены следующие проблемы.
Вопрос о раннем развитии ребёнка на сегодняшний день однозначен.
Развитие детей раннего возраста – это не только и не столько социальные игрушки, игры и посещение особых развивающих занятий. Это, прежде всего, общение с малышом, совместные игры, прогулки, рассказы об окружающем мире. Важно насытить жизнь ребенка разнообразием, увлекательными событиями, дать эмоциональный опыт.
Технология опыта.
«Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери о воде.
Воде дана волшебная власть. Вода – это живительная сила, чудо природы и богатство планеты. Это для всех нас. А для ребенка, открывающего перед собой двери в мир неизведанного, вода – это еще и удивительный объект познания.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться малыш, - это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Любому ребенку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!
Швейцарский психолог Ж.Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребенка.
Игры с водой — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.
Воспитатели могут использовать воду в период адаптации детей к жизни в детском саду. Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук, дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное — малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа).
Игры с водой — это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребенка. Только в этом случае ребенок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.
Ценности игр с водой для развития ребенка, заключаются в том, что:
- они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
- развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
- способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
- совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
- помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;
- создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особая ценность состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» дает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
Самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым, а помогает им в этом специальная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда группы является одним из важных условий для развития творческих и познавательных способностей детей. И очень важно обеспечить единство развивающей предметной среды и содержательного общения с взрослыми. Важно так организовать среду, чтобы она была вариативной и обеспечивала ребенку активный образ жизни (Приложение 1).
При построении пространственного мира детей соблюдаю следующее:
- обогащение содержания среды;
- организация предметно-пространственного мира с учетом безопасности и защищенности малышей;
- возможность свободного освоения детьми этой среды.
Во время проведения игр с водой учитываю следующее:
- лучше, если водичка будет теплой и кипяченой. Это не вызовет «тактильного дискомфорта» у детей, доставит приятные ощущения и обеспечит безопасность для здоровья в том случае, если она каким-либо образом попадет в рот малышу;
- воду следует часто (каждые два дня) менять, чтобы предотвратить размножение бактерий. А если дети играют с водой не чаще двух раз в неделю, то лучше каждый раз наполнять емкость свежей водичкой. Тем более с этим не возникнет проблем, если вы используете для игр с водой не специальный стол, а любую другую емкость;
- емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей;
- хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях;
- материалы для игр должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках рядом с «центром воды». А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки;
- игры с водой удобнее организовать подальше от литературного центра и лучше в том месте, где пол легко вымыть и протереть.
Очень важно даже самых маленьких детей знакомить с правилами поведения во время игр с водой:
- нельзя намеренно выливать воду на пол;
- нельзя брызгать водой на других детей;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Во время игр с водой я использую следующие материалы:
- пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
- предметы из различных материалов (дерева, пластмассы) разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
- стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
- совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
- сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда водичка будет выливаться не только из основного отверстия);
- резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Большие возможности для организации игр с водой предоставляет игровая площадка на улице в летний сезон.
При проведении игр с водой, необходимо соблюдать условия:
- удобно вынести большую емкость для воды (например, надувной бассейн, широкий таз), можно не переживать, что вода выльется на землю или травку;
- легко переодеть малыша в сухую одежду после игры и просушить намокшую; кроме того, майки и футболки заставляют забыть о проблеме сырой одежды;
- можно организовать не просто игры с водой, но и использовать песочек;
- сразу много детей могут играть рядом, не мешая друг другу; в этом отношении на улице даже удобнее, чем в группе.
Таким образом, организуя развивающую предметно-пространственную среду, важно помнить, что это мир ребенка и для ребенка! А, значит, окружение может оказать неоценимую помощь в развитии самостоятельности и потенциальных возможностей малышей.
Игры с водой — это отличное настроение, повышенный жизненный тонус, масса полезных впечатлений и знаний. А еще игры с водой один из самых приятных способов обучения. Они делают жизнь детей и в детском саду, и дома разнообразной и интересной.
В своей работе я использую две формы работы с детьми:
- совместную деятельность педагога с детьми, в том числе и на занятиях, в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Игры с водой в рамках совместной деятельности педагога и детей ходе режимных моментов решают следующую важную задачу - создать наиболее благоприятные и оптимальные условия для адаптации малышей в группе раннего возраста, сделать процесс адаптации детей более легким, эффективным и менее травмирующим.
Совместная деятельность педагога и малышей предполагает, с одной стороны, непосредственное участие взрослого, его заинтересованность содержанием процесса, действиями детей, поскольку маленькие дети, конечно, не могут обойтись без помощи и поддержки воспитателя.
С другой стороны, важно не подавлять активное стремление малышей к самостоятельности, а попытаться создать условия для самостоятельных действий в пределах возрастных возможностей малышей.
В этом плане для нас, как педагогов, важен характер общения с малышами в рамках совместной деятельности как формы взаимодействия. Общение должно строиться так, чтобы ребенок имел возможность увеличивать степень своей свободы, проявлять свое Я. В этом плане наша роль в том, чтобы создать безопасные условия малышам для самостоятельных и активных действий, подсказать способ взаимодействия с предметом.
Другая форма работы с малышами— игровые занятия с водой.
Эти игры с водой непосредственно включены в образовательный процесс и планируются в сетке занятий и организованных игр с детьми группы раннего возраста.
Они являются основным содержанием занятий по сенсорному развитию и развитию действий с предметами, поэтому я рассматриваю их как познавательные, сенсорные игры с водой, поскольку они позволяют решать задачи познавательного развития и сенсорного воспитания малышей.
Также игры с водой могут быть включены и в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, формированию сенсорных представлений, а также в развлечения, спортивные праздники и досуги с малышами в летний период на открытой игровой площадке (Приложение 3).
Таким образом, с маленькими детьми в играх с водой руководящая роль, конечно, принадлежит взрослому; материалы и предметы для игры с водой целесообразно вводить постепенно, варьировать предметы; ребенку в этом возрасте еще не просто ориентироваться в разнообразии этих игровых пособий, ему хочется взять все и сразу.
Планируемые результаты:
- в группе создано развивающее пространство, в том числе центры «Воды и песка», «Центр природы», «Центр экспериментальной деятельности»;
- у детей сформированы первоначальные представления о разнообразных качествах и свойствах воды.
- у воспитанников развиты положительные эмоции.
- созданы условия, положительно влияющие на сотрудничество детей во время игр с водой;
- родители приобщены к сотрудничеству с педагогом и детьми через игры с водой, обогащены детско-родительские отношения опытом совместных игр.
Полагаю, что мой материал из опыта работы может быть использован воспитателями детских садов для организации образовательной деятельности, развитии интересов, любознательности и познавательной мотивации, развития воображения и творческой активности детей.
Список используемой литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Для детей 2-4 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 6с.
2. Белая К. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста). – М.: Линка-пресс, 2014. – 148с.
3. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 18с.
4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 4с.
Банк Интернет – ресурсов:
- Статья Рычковой Т.В. на тему: «Значение игр с водой и песком для развития детей раннего возраста». [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-znachenie-igr-s-vodoi-i-peskom-dlja-razvitija-detei-ranego-vozrasta.html
- Статья Хришатой Г.П. на тему: «Практическое развитие речи через игры с водой и самомассаж детей раннего возраста». [Электронный ресурс]. URL: http://www.logolife.ru/logopedicheskie-igry/prakticheskoe-razvitie-rechi-cherez-igry-s-vodoj-i-samomassazh-detej-rannego-vozrasta.html
Приложение 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС)
В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЁ ОСВОЕНИЮ ПО ТЕМЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
- Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Уголок уединения».
- Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».
- Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряжения», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
Основная часть | Вариативная часть | |||||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание деятельности детей | Националь-но-культурный компонент | компонент ДОУ (региональный, климатический, приоритетное направление | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Функциональное назначение: «Центр воды и песка» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область образовательной программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные областиобразовательной программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Социально-коммуникативная», «Физическое развитие». | ||||||
формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки. | 1.Соответствующая высота размещения оборудования. 2.Располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы». | 1.Игры-опыты с водой: «Узнаем, какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает» и др. 2.Игры-ситуации: «Плывут кораблики» (материал: бумажные кораблики, ёмкость с водой, шапочки матросов) и др. 3.Игры-упражнения: «Пальчики здороваются с водичкой», «Течет ручеек», «Кулачок- стаканчик», «Плывут рыбки», «Дождик», «Утята», «Пароход и др. 4. Игры – развлечения: «Переливашки», «Водичка дырочку найдет», «Бульбочка», «Уточки-водоплавочки», «Айсберги», «Поплавки и др. |
Приложение 2.
Тематический план по организации
поисково-исследовательской деятельности детей
Направление экспериментальной деятельности | № п/п | Темы занятий |
1 | 2 | 3 |
Экспериментирование с песком, глиной, камешками | 1 | Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков. |
2 | Наблюдение за природными материалами. | |
3 | Глина. Лепка печений для кукол. | |
4 | Песок и глина. Свойства песка и глины. | |
5 | Камни. | |
6 | Сравнение камня и глины. | |
Экспериментирование с водой | 1 | Вода льется из крана. |
2 | Вода жидкая – она может течь. | |
3 | Свойства воды. | |
4 | Узнаем, какая вода. | |
5 | Вода бывает холодная и горячая. | |
6 | Вода прозрачная. | |
7 | Вода не имеет формы. | |
8 | Растворимость веществ в воде. | |
9 | Разноцветная вода. | |
10 | Искусство дождя. | |
11 | Забавы жарким летом. | |
Экспериментирование с воздухом | 1 | Надувание мыльных пузырей. |
2 | Ветер по морю гуляет. | |
3 | Познакомьтесь, одуванчик. | |
4 | Знакомимся с одуванчиком. | |
5 | Одуванчиков много – они разные и красивые. | |
Наблюдения за жизнью растений | 1 | Посадка лука. |
2 | Маленький цветочек. | |
Наблюдение за жизнью насекомых | 1 | Интересные насекомые. |
2 | Насекомые. | |
Экспериментирование с предметами | 1 | Сокровища природы. |
2 | Играем на бобах. | |
3 | Потрясающая игра. | |
4 | Лето | |
Наблюдение за погодой | 1 | Наблюдение за состоянием погоды. |
2 | Наблюдение за солнцем. |
Приложение 3.
Летнее развлечение с водой
«В гостях у капельки»
Оборудование: небольшой надувной бассейн с водой, леечка с водой, резиновые игрушки (лягушка, гусь), фонограммы песни «Вот водичка капает» (музыка Е. Тиличеевой, слова А. Шибицкой), русской народной песни «Дождик», песни «Вот так хорошо!» (музыка Т. Попатенко, слова О. Высоцкой).
Ход развлечения.
Ведущая: Ребята, вы любите играть с водичкой? (Ответы детей.) Подходите скорее сюда, водичка приглашает вас поиграть (малыши подходят к небольшому надувному бассейну с водой). Приготовьте свои ладошки и ловите в них водичку.
Ведущий поливает из маленькой леечки воду на ладошки детям, приговаривая слова песни «Вот водичка капает» (музыка Е. Тиличеевой, слова А. Шибицкой):
Вот водичка капает: кап, кап, кап!
Ручки моем мы вот так: так, так, так!
Вот водичка капает: кап, кап, кап!
Мы водичку наберем: так, так, так!
И умоем личико чистенькой водичкой!
Вот как хорошо!
Ведущая: Ребята, а кто еще любит с водой играть? Кто любит плавать? Конечно, лягушки! Давайте порадуемся вместе с ними!
(Дети подпрыгивают, изображая лягушек.)
И в лесу мы, и в болоте, нас везде всегда найдете. На поляне, на опушке. Мы — зеленые лягушки!
По тропинке, по дорожке скачут, прыгают лягушки. Ква-ква-ква, скачут, прыгают лягушки, ква-ква-ква!
Ведущая: А кто еще любит воду? (Показывает гуся.) Гусь, конечно! Давайте походим важно, как будто гуси идут плавать.
Я в любую непогоду уважаю очень воду. И от грязи берегусь, чистоплотный, серый гусь!
Появляется Капитошка.
Ведущий: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел!
Капитошка: Здравствуйте, дети! Я — веселая капелька. А зовут меня Капитошка. Знаете, как я капаю? Кап-кап-кап...
Ведущий: Наши ребята песенку знают, называется «Дождик». Послушай.
Кап! Кап! Кап! Кап!
Кап! Кап! Кап! Кап! Дождик, дождик,
Кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, Мы намочим ножки Кап! Кап! Кап! Кап!
Кап! Кап! Кап! Кап!
Кап!
Ударяют пальчиком по ладошке
Топают ножками
Капитошка: Дети, а для чего нужна вода? (Пить, умываться.)
Ведущая: Давайте покажем, как мы умываемся.
(Вместе с ведущей дети выполняют имитационные движения с проговариванием.)
Надо, надо нам помыться.
Где тут чистая водица?
Кран откроем — ш-ш-ш,
Руки моем — ш-ш-ш.
Щечки, шейку мы потрем.
И водичкой обольем!
Капитошка: Какие малыши молодцы! Вы все знаете и умеете!
Ведущий: Капитошка, мы и песенку знаем. Хочешь послушать?
Капитошка: Конечно, хочу!
Звучит песня «Вот так, хорошо!»
(музыка Т. Попатенко, слова О. Высоцкой). Дети выполняют движения в соответствии со словами песни.
Буль-буль-буль — журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Вот так, хорошо, хорошо!
Руки с мылом мы помыли,
Нос и щеки не забыли.
Вот так, хорошо, хорошо!
Не ленились вымыть уши,
После вытерлись посуше.
Вот так, хорошо, хорошо!
Ведущий: Какие ребята молодцы! И пели сегодня и танцевали, и с водичкой играли! А ты, Капитошка, приходи к нам в гости еще! Будем с ребятами опять играть!
Капитошка: Конечно, приду! До свидания, ребята! (Прощается с малышами).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины, встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов. Н.Н. Поддъякова 2
В опыте представлены материалы : - по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста; - по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе раннего возраста и деятельности по её освоению по теме работы; - тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей. 3
Занятия и игры с водой не ставят задачу вырастить будущего Эйнштейна. Но именно в этих играх реализуется ребёнок. Е.В. Баранова 4
Г. Доман Е.И. Тихеева Б.П. Никитин 5
«Кроха не расположен сейчас играть с водой или рассматривать картинки? Имеет право! Пусть занимается тем, что ему интересно ». М. Монтессори В играх с водой воспитывается творческая рабочая фантазия, которая является источником созидательной деятельности. А.С. Макаренко 6
Задачи опыта работы: 1. стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность. 2. Развивать мышление, познавательные способности у детей в играх с водой, формировать элементарные исследовательские умения. 3. Обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире . 7
4. Способствовать развитию у детей положительных эмоций, побуждать детей к сотрудничеству во время игр с водой, создавать условия, положительно влияющее на процесс адаптации детей. 5. Приобщать родителей к сотрудничеству с педагогом и детьми через игры с водой, обогащать детско-родительские отношения опытом совместных игр. 8
9
10
11
Ценности игр с водой для развития ребенка, заключаются в том, что: - они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения; - развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям; - способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики ; 12
- совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества; - помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску; -создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка. 13
Prezentacii.com 14
Prezentacii.com 15
При проведении игр с водой учитываю следующее: вода должна быть теплой и кипяченой; воду следует часто (каждые два дня) менять, чтобы предотвратить размножение бактерий; емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см; материалы для игр должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям; игры с водой удобнее организовать подальше от литературного центра и лучше в том месте, где пол легко вымыть и протереть. 16
Две формы работы с детьми: совместную деятельность педагога с детьми, в том числе и на занятиях, в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. 17
Планируемые результаты: 1. В группе создано развивающее пространство, в том числе центры «Воды и песка», «Центр природы», «Центр экспериментальной деятельности». 2. У детей сформированы первоначальные представления о разнообразных качествах и свойствах воды. 3. У воспитанников развиты положительные эмоции. 4. Созданы условия, положительно влияющие на сотрудничество детей во время игр с водой; 5. Родители приобщены к сотрудничеству с педагогом и детьми через игры с водой, обогащены детско-родительские отношения опытом совместных игр. 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»
Содержание Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...
Самообразование «Развитие музыкально - творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через игры - драматизации».
Представлено перспективный план работы по самообразованию музыкального руководителя...
Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».
Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в...
Развитие зрительно-сенсорной сферы детей раннего возраста через дидактические игры
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Первоначальной ступенью познания мира является чувс...
«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»
В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...
Из опыта работы "Речевое развитие детей раннего возраста через игру.
Речь - одна из важных функций человека. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах....
Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)
Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...