Картотека занятий в старше группе для недели финансовой грамотности.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Лыскова Елена Викторовна

Картотека включает в себя 5 конспектов занятий в старшей группе, приуроченное к недели финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.gramote.docx48.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека занятий в старше         группе для недели финансовой грамотности.

Первый день

Занятие в старшей группе по финансовой грамотности дошкольников «Деньги и их значение»

Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

Обучающие: дать представление о денежной единице; о том, что деньги – универсальное средство обмена; обучить детей безопасному обращению с деньгами.

Развивающие: развивать интерес к истории появления денег; развивать воображение, память, речь, мышление, художественное творчество.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к деньгам, к труду взрослых.

Оборудование: монеты, банкноты, виды пластиковых карт, цветные карандаши и фломастеры, 2 стакана с водой, письмо.

Ход занятия:

Организационный момент:

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Педагог: Ребята, мы многое знаем о профессиях людей. Сегодня, я предлагаю вам стать финансистами. А я буду ваш главный финансовый директор. Ребята, а какие обязанности выполняет финансист? Ответы детей. Да, ребята, финансист занимается денежными операциями. Он работает с деньгами.

 Ребята, а для чего людям нужны деньги? Ответы детей. Да, ребята, правильно. Деньги нам нужны для покупки продуктов питания, для оплаты бытовых услуг, для оплаты на транспорте и, конечно же, на покупку подарков и игрушек.

 Сегодня я хочу рассказать вам легенду о том, как появились деньги. Древние люди просто обменивали товар на товар: кто – то рыбачил, кто – то выращивал пшеницу, поэтому люди обменивались своими товарами. Но это было неудобно, стали они думать и поняли, что им необходимо общее средство обмена.

 Сначала расплачивались камешками, позже ракушками, потом появились металлические деньги – их изготавливали из различных металлов. И были они разной формы: квадратные, прямоугольные. Потом, появились круглые деньги – монеты, но они были очень большие, тяжелые и занимали много места, но впоследствии стали выпускать круглые маленькие монетки. И, наконец, человек придумал бумажные деньги. Их называют банкноты. Современные бумажные деньги и банкноты выглядят совсем по – другому в отличие от первых. Закон разрешает пользоваться только банкнотами и монетами, выпущенными государством.  Тех людей, которые подделывают монеты и банкноты называют фальшивомонетчиками. За это, государство может осудить и дать срок наказания.

 Ребята, кто из взрослых в вашей семье работает? Что они получают за свой труд. Ответы детей.

 Какие правила обращения с деньгами вы знаете? Ответы детей.

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. В первую очередь удовлетворять жизненно – важные потребности (питание, коммунальные услуги).

3. Невозможно иметь, все что хочешь.

4. Бережно относиться к деньгам.

 Итак, уважаемые финансисты, я буду вам показывать картинки. А вы будете отвечать, что можно, а что нельзя купить за деньги?

Картинки: книга, одежда, обувь, друзья, игрушки, любовь. Дети объясняют почему.

Физкультминутка:

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, маршировать)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки

Ряженка, сметана, сыр, поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (приседать)

Яблоки и виноград. (запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Детский мячик в магазине (прыгать)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Педагог: Ребята, финансисты очень много работают, изучают документы, делают подсчеты и переводы денежных средств. Сейчас финансист Аня (один из детей) расскажет нам о банковских карточках.

Доклад Ани: Сегодня ваши родители пользуются банковскими картами (показ банковских карт) ими можно расплачиваться в магазине за продукты, одежду, обувь, посуду и игрушки. А также оплачивать за свет и воду. А знаете первая карта была издана в Америке. Она была бумажная. Самая дорогая карта хранится в музее, она изготовлена из серебра и украшена бриллиантами.

Пластиковой картой можно пользоваться 3 – 4 года, т.к. магнитная полоса стирается (показ). Чтобы снять деньги с банковской карты, нужно знать пин – код, его нельзя называть другим людям, его знает только хозяин банковской карты.

Некоторые люди коллекционируют пластиковые карты, все они отличаются цветовой гаммой (показ). Пластиковые карты удобны в использовании.

 Уважаемые финансисты, очень много бывает обращений людей к вам за помощью. Посмотрите, пришло письмо от девочки Оли. Давайте его прочитаем.

 Здравствуйте, специалисты – финансисты. Пишет вам девочка Оля. Я очень люблю читать сказки. Я знаю, что есть доходы и расходы человека.

Доходы – это деньги, полученные в результате работы.

Расходы – это деньги, потраченные на покупку вещей, оплату услуг, покупку игрушек, строительных материалов.

Помогите мне разобраться. В сказке “Три поросенка” поросята строили каждый себе дом. Ниф-Ниф построил себе дом из соломы, Нуф-Нуф — из веток и тонких прутьев, а Наф-Наф из кирпичей. Объясните мне, у кого из поросят было, больше расходов и почему? А были у поросят доходы? (Дети объясняют).

 А сейчас, финансисты, мы переходим в операционную кассу (меняют местоположение в группе).

 На столе разложены монеты и банкноты. Давайте рассмотрим монеты: какие они по форме (круглые); из чего сделаны? (металл); возьмите в руки и бросьте на пол, какой звук издает? (звенит); по размеру (большие, маленькие).

Рассматривание банкнот 50 руб. 100 руб. 200 руб.. Какие они по форме? (прямоугольные); потрогайте их на ощупь (шуршат); а по цвету какие? (разные)

Исследовательская деятельность: на столе два стакана с водой. В один стакан опустите монету, а во второй банкноту. Что случилось с деньгами? Дети делают вывод, что монета тонет – она тяжелая; банкнота намокла, но цвет не потеряла.

Творческое задание. А сейчас, выходим из операционной кассы. Я, как ваш финансовой директор предлагаю вам такое задание: создайте свою именную банкноту или монету. Проявите свое творчество.

 Дети рисуют, показывают друг другу, обсуждают, обмениваются. Педагог хвалит детей и благодарит за помощь на занятии.

Вы, ребята просто класс!

Получилось все у вас!

Второй день.

Занятие в старшей группе по финансовой грамотности дошкольников «Семейный бюджет и расходы семьи»

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

  • Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
  • Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
  • Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.
  • Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья.

- Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

- Из кого она состоит?

Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и водить в заблуждение детей. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Воспитатель: Давайте передохнем немного.

Физминутка

Руки поднялись у нас - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель: Продолжаем работать. Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

Воспитатель: Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги.

Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы  на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест пирожное, поэтому пирожное тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары?

Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.

Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.

Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.

Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они? Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Третий день

Занятие в старшей группе по финансовой грамотности дошкольников Тема: «Дом, в котором «живут» деньги».

Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей.

Задачи:

  • Познавательное развитие. Продолжать закреплять представления детей об истории возникновения денег, понятиях «деньги», «монета», «пластиковая карта», формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий. Упражнять детей в умении выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
  • Речевое развитие. Продолжать развивать диалогическую, связную речь детей. Упражнять детей в умении составлять рассказ по моделям, сложные предложение, с союзом «но». Отвечать на вопросы полным предложением.
  • Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать уважительное отношение к труду, деньгам, интересу к истории возникновения денег, память, внимание. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
  • Физическое развитие. Содействовать формированию правильной осанки, упражнять в умении выполнять гимнастику для глаз.

Предварительная работа.

Участие в конкурсе детских рисунков «Как я буду зарабатывать деньги, когда стану взрослым», беседа с детьми о истории возникновения денег, рассказ с рассматриванием иллюстраций о профессиях, загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры.

Формы организации коллективной деятельности: Работа в парах, взаимопроверка, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы: Игровой, метод наглядного моделирования, практическая деятельность детей, ИКТ технология, разгадывание кроссвордов, складывание оригами.

Материал к занятию.

Демонстрационный: Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация - слайд 1 – изображение карты с заданиями под номерами и схемами, слайд 2- заколдованные картинки, слайд 3 - круги разного размера и цвета. Копилки, сундучок с медалями сладким угощением для детей, модели банкоматов из мягкого конструктора.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, мы с вами собирали выставку копилок? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте рассмотрим их, смотрите какие они красивые и прочные. А скажите пожалуйста для чего они нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно для того,что бы копить деньги. А нужно ли их копить?

Воспитатель: Хотите ли вы узнать. где «живут» деньги? Мы узнаем если прочитаем и выполним интересные задания, которые найдем в копилочках.

Упражнение на сплочение детей.

Дети и воспитатель встают в круг. Воспитатель вытягивает руку вперед ладонью вверх, предлагает детям положить руку ей на ладонь.

Воспитатель: Ребята, нам предстоит выполнить задания, мы обязательно справимся, потому что мы с вами умные, дружные и будем обязательно помогать друг другу. Раскачивают руки вверх-вниз и на счет 3 поднимают руки вверх.

1 задание. (1 записка) Ребята внимательно послушайте песенку и отгадайте о чем она. (песня «Деньги – лепесточки») дети отгадывают о чем и рассказывают.

Воспитатель:

1 Загадка

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети: Деньги.

Воспитатель: Как вы догадались, что это деньги?

Ответы детей. Воспитатель побуждает детей давать ответ полным предложением.

Воспитатель: Для чего людям нужны деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Где люди берут деньги?

Ответы детей. (получают заработную плату, пенсию, стипендию)

Воспитатель:

2 Загадка

Маленька, кругленька

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет

Ни к чему сама не годна

А всем нужна.

Ответы детей. (монета)

Воспитатель: Почему в загадке говорится, что она ни к чему не годна, а всем нужна?

Ответы детей: (на нее ничего нельзя купить, а если не будет хватать, то не продадут товар….)

Воспитатель: Правильно, молодцы.

3 Загадка

Из какого аппарата

Выдается нам зарплата.

Ответы детей. (Банкомат)

Воспитатель: Без чего мы не сможем получить зарплату из банкомата?

Ответы детей. (Без пластиковой карты)

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

4 Загадка.

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи?

Ответы детей. (Банк)

Воспитатель: Все согласны с ответом? Почему вы решили, что это банк?

Ответы детей

Воспитатель: Для чего людям нужны банки?

Ответы детей.

Воспитатель хвалит детей.

2 задание.

 (2 записка)

Воспитатель: Обращает внимание на 2 копилку. Следующее задание под цифрой 2. Подойдите к столам. Достаньте из конверта содержимое. Достают кроссворды и их отгадывают.

3 задание : (3 записка из копилки) Игра м. п. «сделай одинаково» Гимнастика для глаз

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

4 задание Игра по ТРИЗ «Хорошо – плохо» на ковре в кругу.

Воспитатель: Я буду называть предметы, а вы скажите, что в этом предмете хорошо, а что плохо.

1. Деньги.

 «Хорошо»: можно покупать разный товар, если заболел – лекарство, поехать на отдых, заплатить за услугу…

 «Плохо»: Их можно потерять, их могут украсть…

2. Пенсионер

 «Хорошо»: Он не работает, а получает пенсию, может много времени гулять, путешествовать, проводить время с родными…

 «Плохо»: ему много лет, часто болеет, трудно ходить…

3. Студент

 «Хорошо»: учится в институте, много друзей, получат стипендию…

 «Плохо»: нужно много заниматься, можно не сдать экзамен, получить двойку…

4. Банк

 «Хорошо»: можно взять деньги, положить деньги под проценты, заплатить за услугу…

 «Плохо»: очереди, нет денег, могут ограбить…

По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на экран, где на карте исчезла схема задания.

Воспитатель: Наши задания на этом не закончились. Чтобы выполнить следующее, мы подойдем к столам и сложим бумажную фигурку. (дети складывают оригами «кошельки».

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами, успешно выполнив все задания, добрались до самой главной загадки «Где же живут деньги?». Отрывок сказки «О мальчике и волшебной купюре», заканчивается чтение отрывка и перед детьми появляется (здание банка (построенный из мягкого модуля, картинок с изображением банкомата, кассы, банковские карточки, деньги)

Воспитатель: Подводится итог занятия,

Ребята, узнали ли мы с вами для чего нужны деньги? Нравится ли вам бывать в здании банка? Что самое интересное? Хотел ли кто-нибудь из вас когда вырастите работать в банке?

Четвертый день

Занятие в старшей группе по финансовой грамотности дошкольников «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Цель: закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

Задачи:

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Формировать положительные взаимоотношения детей.

Материал и оборудование: ноутбук, монетка, картинки с предметами, кошелек с монетками.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране Экономике. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в сказке очутись». А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте: Кругло, Мало, Всякому мило (Монета) (на мониторе появляется изображение монетки)

Монеточка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах? (ответы детей)

Монеточка: Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах, а в моей стране, деньги бывают разные и у каждой есть свое название.

- Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся? (ответы детей)

Монеточка: А какие бывают деньги? (ответы детей)

Монеточка: Скажите, для чего нам нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру!

Игра «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте. (Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).

Монеточка: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей)

Монеточка: Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход»:

Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте:

доход или расход

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили куклу - расход

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Воспитатель: Итак, ребята, для чего деньги нужны людям? (ответы детей)

Воспитатель: Все верно, в современном мире без ни: покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Буратино», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д).

Монеточка: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок. Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. Сегодня в память о нашей встрече я хотела бы вам вручить этот «волшебный кошелек». Ну, а мне пора прощаться, до свидания ребята!

Воспитатель: А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? (ответы детей)

Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки – сюрпризный момент от Монеточки.

Пятый день.

Игра-квест «Что? Где? Почем?»

Материалы к игре: интерактивная доска, карточки «Профессии», детские деньги , 2 кошелька, листы бумаги А-4 , цветные карандаши, пластилин, конструкторы «Лего», «Тико», бросовый материал, клей, макеты «Банк», «Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками.

Время игровой деятельности: 30- 40 мин.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей), д/и «Совместные покупки, разработка сценария коллективной игры, атрибуты, раздаточный материал. Оформление игрового места.

Методические рекомендации организаторам игры: Участники делятся на 2 команды по 7-8 человек (участники- дети одного возраста). Команды располагаются за рабочими столами.

Цель для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета.

Игра состоит из 5 этапов :

I. «Финансовый бурелом» (Заработай умом!)

II. «Профессии» (Выбери и обучись).

III. «Банк» (Выгодно вложи!)

IV. «Счастливый случай» (выигрыш в лоторею)

V. «Бюджет» (Потрать с умом!)

В завершении конкурсной программы, обе команды отправляются в магазин и сами распоряжаются своими денежными средствами (участники сами решают, приобрести командную покупку, либо разделить заработанную сумму между участниками команды и купить какой- либо товар каждым игроком). Каждую команду сопровождает взрослый.

Ожидаемый результат: в результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки командной игры в условиях соревнования.

Ход игры:

Ведущий. Ребята, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и назвать свои команды. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным.

Дети разбиваются на две команды (подбрасывают монетку и делятся по принципу «орел» или «решка»), выбирают капитана и название.

Ведущий. Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.

Ведущий. Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за выполненные вами задания.

Сегодня я предлагаю вам самим заработать деньги. А как можно их заработать?

Сегодня я предлагаю вам 4 варианта для вашего заработка - это 4 станции:

1.«Финансовый бурелом» (Заработай умом!)

2.«Профессии» (Выбери и обучись)

3. «Банк» (Выгодно вложи!)

4.«Счастливый случай» (Выигрыш в лотерею)

Вы должны пройти эти 4 этапа по заданному маршруту, а на 5 этапе - «Бюджет»(Потрать с умом!) вы сможете потратить ваши заработанные деньги.

Сейчас вы будете работать командой и поэтому сейчас, капитаны команд получат путевые листы. Вы должны успеть пройти все задания в течение 30 минут и заработать максимальную сумму денег.

На каждой станции вы будете зарабатывать деньги. По истечении времени, 30 мин., обе команды должны прибыть на станцию «Бюджет», где вы сами распорядитесь своими заработанными денежными средствами. Итак, начинаем нашу игру!

Дети следуют по своим путевым листам в сопровождении взрослого.

Задания по станциям:

1 станция «Финансовый бурелом».

(Вопросы на закрепление изученного материала). За каждый правильный ответ команда получает 1 руб.

1. Зачем люди ходят на работу?

2. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку)

3. Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу).

4. Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет).

5.Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу).

4. Что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены семьи).

5. На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие – ни будь нужды, потребности).

6. Как называются иностранные деньги? (Валюта).

7. Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где их обменивают? (В отделе валютных операций в банке).

8. Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)

9. А когда тратим? (расход)

10. Как называются бумажные деньги? (Купюры).

11. Как называются металлические деньги? (Монеты).

12. Где впервые появились бумажные деньги? (в Китае)

13. Как называют бумажные деньги? (банкнота)

Ведущий. А пока жюри считает ваш заработок, мы поиграем в игру «Доходы и расходы». Я буду называть действи, и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.

- Папа получил зарплату – доход

- Заболела бабушка – расход

- Мама выиграла приз – доход

- Сестра потеряла кошелек – расход

- Заплатили за квартиру – расход

- Сын получил стипендию – доход

- Купили телевизор – расход

- Бабушка продала пирожки – доход

- Брат порвал куртку – расход

- Купили путевку на море – расход

Ведущий. Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

Жюри объявляет, сколько «заработала денег» команда и капитану выдаются выигранные «деньги» (итого, команда на этом этапе может заработать 13 руб.)

2 станция - «Профессии»

Ребятам предлагается выбрать одну из профессий и каждый ребенок должен по выбору, произвести какой- то продукт по данному направлению. Детям предлагаются профессии: кондитер, художник, конструктор и «самоделкин», где, выбрав профессию кондитера, ребенок должен слепить из пластилина какое- либо кондитерское изделие. Выбрав профессию художника - нарисовать картину. Если выбрали профессию конструктора, то нужно соорудить какую-нибудь постройку. А «самоделкины» могут собрать фантастическую модель из бросового материала.

(Все атрибуты предлагаются детям на их выбор)

Жюри оценивает каждое изделие по 5- бальной системе. Критерии оценивания: аккуратность, оригинальность, эстетичность, сложность выполнения.

Пока жюри подсчитывает результат, дети играют в игру: «Профессия деятельность»

На экране появляются изображения с людьми разных профессий.

Ведущий. Скажите, человек какой профессии на экране, и что он производит? (строитель строит дома, доктор лечит больных, швея шьет одежду, продавец продает товар, водитель возит грузы, горняк добывает руду и т.д.) (На этом этапе команда из 8 чел. может заработать 40 руб.)

3. Этап - «Банк» (Выгодно вложи).

Ведущий. Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей). Оказывается, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный депозитный счет, на котором будут находиться ваши деньги. Депозит – это банковский вклад, то есть сумма денег, которую вы храните в банке с целью получения дохода в виде процентов. И за то, что вы принесли свои сбережения,  через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё какую-то сумму денег, то есть начисляет проценты.

Я вам предлагаю вложить в банк ваши заработанные деньги, чтобы через какое-то время вы смогли получить небольшую прибыль. Я вам предлагаю 3 варианта: если вы положите деньги на 1 минуту, то к вашей сумме добавится 1 руб., на 2 мин.-добавится 2 руб., на 3 мин.-3 рубля.

Но, за выбранное вами время вы будете решать задачки, и можете еще подзаработать. За каждую правильно решенную задачку вы получите по 1 баллу, т.е. 1 рублю.

Занимательные задачи-шутки:

1. Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти. Сколько морковок осталось? (5)

2. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, остальные улетели).

3. Плавали 6 уток на пруду. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось на пруду? (1, остальные улетели).

4. Однажды Лебедь, Рак и Щука Везти с поклажей воз взялись. И вместе все в него впряглись. Сколько героев в басне? Сколько в басне рыб? Тронулся ли воз с места? Почему?

5. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет она весить, если встанет на обе ноги? (Ее вес не изменится).

6. Росли 2 вербы; на каждой вербе по три ветки. На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут).

7. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).

8. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш на иве? (на иве груши не растут).

9. На столе лежало 7 яблок. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (7).

10. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? (3). 4 этап - «Счастливый случай»

Ведущий. Если вы хотите испытать себя на удачу, то предлагаю вам сыграть в лотерею. Для этого каждый из вас с закрытыми глазами должен достать из мешочка один бочонок (из киндер-сюрприза). В мешочке лежат 20 бочонков, и только в одном из них находится приз - 10 руб. Если этот бочонок достанет один из участников команды, то ваш заработок увеличится на 10 рублей!

Дети по одному достают бочонки из мешочка

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если то можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги»

Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

5 этап- «Бюджет» (Потрать с умом).

Ведущий: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили, и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое бюджет? (Ответы детей).

Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Перед вами магазин «Детский мир», в котором вы можете на заработанную командой сумму купить предложенный товар (это могут быть настольные игры, канцтовары, игрушки и сладости)

Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ведущий поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение.

Проводится сюжетно - ролевая игра «Магазин» ( в роли продавца- ведущий)

Дети на заработанные деньги приобретают товар

Заключительная часть.

Ведущий. Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями! Сегодня вы были одной сплоченной командой, и мне очень понравилось, что вы вместе принимали решения, были дружными, умели договариваться между собой, и выполнили все задания в условиях соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок для старшей группы 1 неделя

Картотека погулок для детей старшей группы на третью неделю мая!...

Самоанализ интеллектуальная игра «Деньги. Бюджет. Реклама.» старшей группе по формированию финансовой грамотности у детей

МБДОУ №12 «Сказка» Самоанализ интеллектуальная игра«Деньги. Бюджет. Реклама.» старшей группе по формированиюфинансовой грамотности у детей Воспитатель: Донецкова О.А....

Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»

Родительское собрание способствует  укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, по...

Конспект итогового занятия в старшей группе по формированию финансовой грамотности «Путешествие в страну взрослых дел»

Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественно – эстетическая, региональный компонент.Цель: формирование у детей старше...

Конспект НОД в старшей группе по основам финансовой грамотности "Что такое деньги"

НОД «Что такое деньги?»Цель: формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.Задачи: 1) познакомить с понятиями «деньги», «купюра», «...

Театрализованный досуг «Снегирек и серебряная монетка» для детей старшей группы по формированию финансовой грамотности

Цель: развитие монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.Задачи: Образовательные: расширять словарный запас дошкольников, обогащая речь словами-действ...

Занятие в подготовительной группе по основам финансовой грамотности «Волшебная копилка»

Цель занятия: формировать умение производить денежные траты с умом, сберегать и экономить....