Консультация «Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном мире».
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Педагоги ‐ классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.
Сухомлинский и др.) учили и воспитывали детей через природу, на природе, с помощью природы, закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.
Дошкольная педагогика прошлого столетия с самого начала была
ориентирована на окружение детей природой и использование ее в
воспитании и обучении.
70-е годы – это начало осознания человечеством экологических
проблем, начало выработки документов и программ по защите окружающей среды и образованию людей в этом направлении. ЭКОЛОГИЯ поднимается в этот период на уровень методологии.
90-е годы – бурное развитие направления «Образование в области
окружающей среды». С.Н.Николаева представляет ведущую идею –
«организм и среда». Тиражируется идея о том, что кроме наблюдения важно широко использовать практическое моделирование, игровые приемы, что отвечает наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению
дошкольников.
Конец прошлого века и начало 2000 г.г. разрабатывается проект
«Стратегии экологического образования в РФ». В это время разрабатываются разнообразные парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа» и др. Появляются комплексные программы, где учитывается экологическая направленность «Радуга», «Истоки», «Развитие» и др.
В это же время формулируется цель экологического образования – развитие у детей и молодежи экологической культуры.
Что же происходит в настоящее время? СанПиНы начали «изымать
природу» из ОУ. В детских садах запрещено содержание в группах птиц и
других животных, ограничивающие стандарты по комнатным растениям.
ФГОС ДО не содержит экологического образования. В целевых
ориентирах определены достижения ребенка в общении с природой
следующим образом: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения природы…. Склонен наблюдать, экспериментировать…Обладает первоначальными знаниями из области живой природы, естествознания».
Экологическое воспитание на сегодняшний день реализуется двумя
путями через обязательную часть ООП (60%) и часть формируемую
участниками образовательных отношений (40% - парциальные программы).
Реализация о.о. «Познавательное развитие»: дошкольники получают
разнообразные знания из области естествознания; узнают о свойствах воды, воздуха, почвы, получают знания о сезонных изменениях в природе, о
многообразии растений и животных.
О.о. «Речевое развитие»
Расширяется словарный запас детей через познание природы, дети учатся
повествованию, правильному использованию грамматических форм.
Устанавливают причинно-следственные связи, отвечая на вопрос «зачем» и «почему».
О.о. «Социально-коммуникативное развитие» - выращивание
растений, уход за ними, бережное отношение к живым существам.
Коллективный труд в природе, в любом экологическом пространстве для
развития социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой
саморегуляции.
О.о. «Художественно-эстетическое развитие»
также реализуется в процессе экологического воспитания. У дошкольников возникает эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре или произведениях искусства, если на это обращает внимание воспитатель. Наблюдение таких явлений побуждает детей к изобразительной деятельности.
О. о. «Физическое развитие» связана с экологическим воспитанием
совершенно иным образом – через обогащенную эколого-развивающую
среду, в которой живут дети. Хорошо озелененные территории, наличие
специальных помещений с аквариумами, зимним садом и др.
Таким образом, экологическое образование включается в
образовательную программу детского сада систематически, на протяжении всего учебного года, при этом обеспечивает становление у детей начал экологической культуры.
Потенциал системы экологического образования очень важен и в рамках преемственности с начальным образованием в рамках формирования
предпосылок универсальных учебных действий. Потенциал сосредоточен в содержании экологических знаний о природе, при этом познание явлений
природы происходит через восприятие ее образов (в процессе наблюдений, рассматривания картин, моделирования, практической деятельности), что обеспечивает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Обсуждение же наблюдаемых фактов, фиксация в речи зависимостей влияет на развитие логического мышления.
Интеллектуальному развитию способствует не только содержание, но и
педагогические формы работы с детьми:
Циклы наблюдений в природе.·
Работа с календарем природы.·
Образовательная деятельность в совместной работе с детьми и
самостоятельной деятельности·.
На сегодняшний день для становления личности ребенка дошкольника есть направления в экологическом воспитании, которые имеют важное
значение, но мало используются в образовательной деятельности:
Эколого-экономическое – понимание необходимости экономного
расходования чистой воды, электричества, бережное хозяйственное
отношение к своему дому·.
Эколого-краеведческое (патриотическая направленность) – познание
природы и достопримечательностей места проживания, привитие
любви к малой Родине·.
Эколого-этическое развитие способности сочувствия и сопереживания живому·.
Эколого-оздоровительное – создание оптимальной окружающей
среды в ДОО, но данное направление следует решать при участии
медицинских работников·.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Экологическое воспитание в детском саду:
история становления и
универсальный статус в современном мире».
Педагоги ‐ классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.
Сухомлинский и др.) учили и воспитывали детей через природу, на природе, с помощью природы, закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.
Дошкольная педагогика прошлого столетия с самого начала была
ориентирована на окружение детей природой и использование ее в
воспитании и обучении.
70-е годы – это начало осознания человечеством экологических
проблем, начало выработки документов и программ по защите окружающей среды и образованию людей в этом направлении. ЭКОЛОГИЯ поднимается в этот период на уровень методологии.
90-е годы – бурное развитие направления «Образование в области
окружающей среды». С.Н.Николаева представляет ведущую идею –
«организм и среда». Тиражируется идея о том, что кроме наблюдения важно широко использовать практическое моделирование, игровые приемы, что отвечает наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению
дошкольников.
Конец прошлого века и начало 2000 г.г. разрабатывается проект
«Стратегии экологического образования в РФ». В это время разрабатываются разнообразные парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа» и др. Появляются комплексные программы, где учитывается экологическая направленность «Радуга», «Истоки», «Развитие» и др.
В это же время формулируется цель экологического образования – развитие у детей и молодежи экологической культуры.
Что же происходит в настоящее время? СанПиНы начали «изымать
природу» из ОУ. В детских садах запрещено содержание в группах птиц и
других животных, ограничивающие стандарты по комнатным растениям.
ФГОС ДО не содержит экологического образования. В целевых
ориентирах определены достижения ребенка в общении с природой
следующим образом: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения природы…. Склонен наблюдать, экспериментировать…Обладает первоначальными знаниями из области живой природы, естествознания».
Экологическое воспитание на сегодняшний день реализуется двумя
путями через обязательную часть ООП (60%) и часть формируемую
участниками образовательных отношений (40% - парциальные программы).
Реализация о.о. «Познавательное развитие»: дошкольники получают
разнообразные знания из области естествознания; узнают о свойствах воды, воздуха, почвы, получают знания о сезонных изменениях в природе, о
многообразии растений и животных.
О.о. «Речевое развитие»
Расширяется словарный запас детей через познание природы, дети учатся
повествованию, правильному использованию грамматических форм.
Устанавливают причинно-следственные связи, отвечая на вопрос «зачем» и «почему».
О.о. «Социально-коммуникативное развитие» - выращивание
растений, уход за ними, бережное отношение к живым существам.
Коллективный труд в природе, в любом экологическом пространстве для
развития социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой
саморегуляции.
О.о. «Художественно-эстетическое развитие»
также реализуется в процессе экологического воспитания. У дошкольников возникает эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре или произведениях искусства, если на это обращает внимание воспитатель. Наблюдение таких явлений побуждает детей к изобразительной деятельности.
О. о. «Физическое развитие» связана с экологическим воспитанием
совершенно иным образом – через обогащенную эколого-развивающую
среду, в которой живут дети. Хорошо озелененные территории, наличие
специальных помещений с аквариумами, зимним садом и др.
Таким образом, экологическое образование включается в
образовательную программу детского сада систематически, на протяжении всего учебного года, при этом обеспечивает становление у детей начал экологической культуры.
Потенциал системы экологического образования очень важен и в рамках преемственности с начальным образованием в рамках формирования
предпосылок универсальных учебных действий. Потенциал сосредоточен в содержании экологических знаний о природе, при этом познание явлений
природы происходит через восприятие ее образов (в процессе наблюдений, рассматривания картин, моделирования, практической деятельности), что обеспечивает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Обсуждение же наблюдаемых фактов, фиксация в речи зависимостей влияет на развитие логического мышления.
Интеллектуальному развитию способствует не только содержание, но и
педагогические формы работы с детьми:
Циклы наблюдений в природе.∙
Работа с календарем природы.∙
Образовательная деятельность в совместной работе с детьми и
самостоятельной деятельности∙.
На сегодняшний день для становления личности ребенка дошкольника есть направления в экологическом воспитании, которые имеют важное
значение, но мало используются в образовательной деятельности:
Эколого-экономическое – понимание необходимости экономного
расходования чистой воды, электричества, бережное хозяйственное
отношение к своему дому∙.
Эколого-краеведческое (патриотическая направленность) – познание
природы и достопримечательностей места проживания, привитие
любви к малой Родине∙.
Эколого-этическое развитие способности сочувствия и сопереживания живому∙.
Эколого-оздоровительное – создание оптимальной окружающей
среды в ДОО, но данное направление следует решать при участии
медицинских работников∙.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.
Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...
Мастер-класс "Родословная в детском саду: история и образ семьи"
Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной...
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"
Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
Сценарий праздника «Выпускной 2018» в детском саду «История замечательных детей»
Сценрий предназначин для воспитателей и музыкальных руководителей....
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в проц...
- Мне нравится (3)