Мастер-класс "Родословная в детском саду: история и образ семьи"
методическая разработка по теме
Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tani.doc | 46.5 КБ |
master-klass_muravevoy_t.yu_.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
Муравьева Татьяна Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка».
Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
1 слайд: Тема моего мастер-класса звучит так: «Родословная в детском саду: история и образ семьи». Я не случайно выбрала эту тему, так как, работая по формированию положительного отношения к родному дому у детей дошкольного возраста нельзя обойтись без главного в жизни ребенка – его семьи.
2 слайд: в дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
3 слайд: но прежде давайте узнаем, как вы объясните понятие «родословная»?
Своим детям я объясняю так: родословная – это история своей семьи, рассказ о том, кто является для них родными и близкими.
Для участия в мастер-классе я прошу подняться на сцену 6 человек.
Для начала я прошу вас встать в ресурсный круг, который я использую с детьми на различных занятиях. Такая форма способствует повышению эмоционального комфорта, сближению детей и педагогов и, кроме этого, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Очень эффективна такая форма в организации ритуала знакомства с незнакомыми детьми. Ресурсный круг – это одна из активных форм обучения, предлагаемых программой «Истоки» И «Воспитание на социокультурном опыте», внедряемых в нашем детском саду.
- Встаньте поближе друг к другу, чтобы почувствовать тепло ваших сердец и с помощью легкого касания руки или плеча познакомимся друг с другом: назовите, как вас зовут, а также представьте себя, как члена семьи, но просьба – не повторяться. Итак, начинаем: меня зовут Татьяна, я – любящая мама двух дочерей…(участники мастер-класса называют себя
- Вы почувствовали тепло, которое передавали друг другу?
4 слайд: Ознакомление дошкольников с семьей – это тема не одного занятия и не одного года. Начинать данную работу я рекомендую уже с 2 лет, основным приемом в возрасте 2-4 лет является организация сюжетно-ролевой игры «Семья».
5 слайд: Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями
6 слайд: для детей младшего и среднего возраста мы составляем семейные альбомы, один из вариантов которого я представила во время проведения конкурсного занятия.
7 слайд: а уже в старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родословной.
Я вам предлагаю буклет, в котором есть объяснение основным терминам, задачи и рекомендации по составлению родословной.
Но ребенка дошкольного возраста не заинтересуют скучные прямоугольники и овалы, необходим привлекательный образ.
8 слайд: Мы сейчас с вами на практике попробуем составить образ своей семьи; занятие по такой теме проводится в подготовительной к школе группе, как первый этап составления родословной.
- Педагоги – творческие люди и я рекомендую при изучении данной темы перевоплотиться в какого-нибудь героя, как воспитателю, так и детям, так как перевоплощения способствуют развитию у детей воображения, мышления, образного восприятия и повышают процесс понимания материала, который им преподносится.
С детьми мы составляем образ непосредственно их семей, а вам я предлагаю превратиться в жителей Цветочного города – самого детского городка на свете. Это необходимо для того, чтобы вы сами попробовали создать некий семейный образ, который сможете передать потом и своим детям.
Я предлагаю перевоплотиться вам в самых ярких персонажей: Незнайку, Винтика или Шпунтика (на ваш выбор), Пилюлькиина, Пончика, Цветика и Тюбика. Выберите, пожалуйста, сами подходящего вам по духу и настроению героя. Прием самостоятельного выбора детьми материалов, героя очень эффективен в работе с детьми и способствует развитию мышления и воображения (участники выбирают шапочки, звучит музыка из мультфильма о Незнайке).
А я превращусь, с вашего позволения, в самого умного коротышку Цветочного города – Знайку (пиджак, галстук, очки, чуб), так как именно я должна научить вас.
Присаживайтесь, пожалуйста.
Начать данное занятие целесообразно с постановки проблемы, которую необходимо сделать от имени героя. Например: я – Знайка недавно побывал на форуме в Интернете и узнал, что у всех детей есть родители: это папы и мамы, а еще есть какие-то бабушки и дедушки. Как же оказалось, что в Цветочном городе совсем нет взрослых и даже родственников?
Как вы думаете ответят дети на поставленный вопрос?
Но все же у всех малышей должны быть родители, и нам надо их найти
Проблема поставлена, необходимо ее решить!
- Так как у детей старшего дошкольного возраста - наглядно-образное мышление, рекомендую использовать компьютерные презентации.
9 слайд: Я составила примерную и хочу познакомить вас с ней.
10 слайд: опробовав на практике различные возможности, я рекомендую не заострять внимание детей на понятии «генеалогия» (с ним можно и нужно познакомить родителей), а для детей предложить слово-синоним – родословная
11 слайд: изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
12 слайд: чтобы составить родословную своей семьи, надо, как можно более подробно опросить старших членов об их предках и родственных связях и записать с помощью взрослых полученную информацию. Именно поэтому эффективно использовать семейные проекты.
13 слайд: ребенку дошкольного возраста присуще наглядное восприятие, поэтому, если мы будем говорить о генеалогическом древе, оно должно выглядеть деревом.
14 слайд: хочу напомнить вам, что генеалогическое древо бывает двух видов: нисходящее и восходящее. Во главу нисходящего древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. Это древо можно назвать фамильным.
В восходящем древе за основу берется также человек, но изучаются, наоборот, его предки – по мужской и женской линии. Именно такой вариант древа чаще всего используется при составлении родословной в детском саду.
Практика показывает, что составление родословной семьи в форме дерева интересна, в основном, родителям или как заключительный этап ознакомления с родословной.
Используя принцип построения таблицы восходящего родства, я предлагаю разнообразить идеи для оформления родословной.
15 слайд: это может быть, например: гроздь винограда как образ дружной и сплоченной семьи
16 слайд: или радуга, объединяющая яркие индивидуальности и включающая семь поколений.
17 слайд: важно: чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. Такая форма не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и раскрывает творческие способности у детей и их родителей.
Уважаемые участники, я предлагаю вам нарисовать свою воображаемую семью, но не просто ее членов, а постараемся создать ее образ, выразить в рисунке ее особенности, отталкиваясь от имени или фамилии вашего героя. Ведь в старину фамилии или прозвища давались не просто так, а зависели от рода деятельности, которой занималось целое поколение семьи.
Подумайте, на что может быть похожа ваша семья? Где вы можете собраться? Какое общее и любимое занятие может быть?
18 слайд: Нужно представить свою семью в виде какого-либо образа, красивого и доброго. Это может быть предмет, растение, животное, машина или даже игрушка. Все семьи разные и отличаются друг от друга.
19 слайд: от имени Знайки я хочу представить образ его семьи: это - умная семья, я думаю, вы с этим согласитесь, и я представила, что у него учительская семья, тем более мне это близко, так как в нашей семье тоже три поколения педагогов. Главное достояние – это книги. Их очень много, они не помещаются даже на книжных полках. В семье все любят читать: и бабушка с дедушкой, дедушка был учителем начальных классов, а в то время учитель в деревне был важным и уважаемым лицом, и папа, учитель истории и физкультуры, именно, благодаря ему, я много знаю и в хорошей физической форме, и мама, учитель математики, и я, как последователь рода – тоже педагог, только занимаюсь образованием детей дошкольного возраста, при этом я, в образе Знайки, шагаю в ногу с временем и использую компьютер.
20 слайд: прием создания образа семьи эффективно использовать и как представление педагогического коллектива, например, в нашем детском саду «Ромашка» педагоги представлены в виде солнышка, которое несет свет Знаний, Умение творить добро и Навыки, которые помогают детям найти свое место в детском коллективе.
А теперь вы, уважаемые жители Цветочного городка, представьте образ своей семьи…
(участники рисуют, звучит музыка)
- В ходе выполнения задания я стараюсь увидеть каждого ребенка, чтобы, учитывая его индивидуальные особенности, посоветовать, направить, даже могу предложить какой-то вариант, так как хорошо знаю семьи своих воспитанников, и в тоже время осуществляю контроль, как дети поняли задание и как они с ним справляются.
- На любом занятии необходимо сделать небольшой вывод, дать анализ и представить решение поставленной в начале занятия.
- Представьте, пожалуйста, образ семьи, созданной вами (представление участниками мастер-класса).
- Посмотрите, какие разные образы семей у вас получились, соответствующие именам героев, все семьи разные, но в одном они похожи, потому что семья объединяет родных людей, очень близких друг другу.
Спасибо вам за ваше активное участие в проведении мастер-класса.
А в заключение я хотела бы сказать: работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением, так как в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной.
Наш мастер-класс закончился, друзья!
И время подводить итог.
Скажу с уверенностью я –
Во многом конкурс мне помог.
Я научилась рассуждать,
Как опыт людям передать,
Компьютер в деле применять
И никогда не унывать!
Семье традиции хранить,
И, в общем – интересно жить!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. РОДОСЛОВНАЯ Это история семьи, рассказ о своей семье, о своём роде, о своих предках. О своей семье, о своём роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребёнок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.
воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей; обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство; формировать представления о том, что члены семьи заботятся друг о друге. Задачи ознакомления детей 2-4 лет с семьёй
продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей; воспитывать желание помогать своим близким; формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных, в семье все любят друг друга; заботятся друг о друге и т.д.); формировать представления о том, что в семье у всех- и у взрослых, и у детей есть свои обязанности. Задачи ознакомления детей 4-5 лет с семьёй
продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру; расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терминами родства, включая прабабушек и прадедушек; закреплять знания своего домашнего адреса и телефона; формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции. Задачи ознакомления детей 5-7 лет с семьёй
Ознакомление детей старщего дошкольного возраста с родословной
А чтобы проще было запомнить, можно использовать слово-синоним – родословная . Генеалогия – наука о родственных связях.
Зная о своих предках, человек лучше чувствует связь с историей и культурой своей страны.
Чтобы создать генеалогическое древо надо как можно более подробно опросить старших членов семьи об их предках и родственных связях и записать полученную информацию.
Генеалогическое древо бывает двух видов: НИСХОДЯЩЕЕ ВОСХОДЯЩЕЕ Такое древо популярно в аристократических семьях. Это древо можно назвать фамильным. Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. В восходящем древе за основу также берется человек, но изучаются, наоборот – его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и.т.д.
Образ семьи в форме винограда как образ дружной, сплоченной семьи
Образ семьи в форме радуги объединяет яркие индивидуальности членов семьи и может включать семь поколений
Образ семьи Знайки
Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.
Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"
Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
Сценарий праздника «Выпускной 2018» в детском саду «История замечательных детей»
Сценрий предназначин для воспитателей и музыкальных руководителей....
Конспект занятия на тему: ЗОЖ в детском саду. Старшая группа Занятие в детском саду о здоровом образе жизни.
Путешествие в страну Неболейка...
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в проц...