Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
материал
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_rodoslovnaya_semi.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
Качалова Ростислава Павловна воспитатель средней группы, педагог дополнительного образования.
Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей дошкольного возраста с семейной родословной.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
1 слайд: Тема моего мастер-класса звучит так: «Родословная в детском саду: история и образ семьи». Я не случайно выбрала эту тему, так как, работая по формированию положительного отношения к родному дому у детей дошкольного возраста нельзя обойтись без главного в жизни ребенка – его семьи.
2 слайд: в дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
3 слайд: но прежде давайте узнаем, как вы объясните понятие «родословная»?
Своим детям я объясняю так: родословная – это история своей семьи, рассказ о том, кто является для них родными и близкими.
Для участия в мастер-классе я прошу подняться на сцену 6 человек.
Для начала я прошу вас встать в круг.
- Встаньте поближе друг к другу, чтобы почувствовать тепло ваших сердец и с помощью легкого касания руки или плеча познакомимся друг с другом: назовите, как вас зовут, а также представьте себя, как члена семьи, но просьба – не повторяться. Итак, начинаем: меня зовут Ростислава, я – любящая мама сына и дочери…(участники мастер-класса называют себя)
- Вы почувствовали тепло, которое передавали друг другу?
4 слайд: Ознакомление дошкольников с семьей – это тема не одного занятия и не одного года. Начинать данную работу я рекомендую уже с 2 лет, основным приемом в возрасте 2-4 лет является организация сюжетно-ролевой игры «Семья».
5 слайд: Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями
6 слайд: для детей младшего и среднего возраста мы составляем семейные альбомы, один из вариантов которого я представила во время проведения конкурсного занятия.
7 слайд: а уже в старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родословной.
Я вам предлагаю буклет, в котором есть объяснение основным терминам, задачи и рекомендации по составлению родословной.
Но ребенка дошкольного возраста не заинтересуют скучные прямоугольники и овалы, необходим привлекательный образ.
8 слайд: Мы сейчас с вами на практике попробуем составить образ своей семьи; занятие по такой теме проводится в подготовительной к школе группе, как первый этап составления родословной.
- Педагоги – творческие люди и я рекомендую при изучении данной темы перевоплотиться в какого-нибудь героя, как воспитателю, так и детям, так как перевоплощения способствуют развитию у детей воображения, мышления, образного восприятия и повышают процесс понимания материала, который им преподносится.
С детьми мы составляем образ непосредственно их семей, а вам я предлагаю превратиться в жителей Цветочного города – самого детского городка на свете. Это необходимо для того, чтобы вы сами попробовали создать некий семейный образ, который сможете передать потом и своим детям.
Я предлагаю перевоплотиться вам в самых ярких персонажей: Незнайку, Винтика или Шпунтика (на ваш выбор), Пилюлькиина, Пончика, Цветика и Тюбика. Выберите, пожалуйста, сами подходящего вам по духу и настроению героя. Прием самостоятельного выбора детьми материалов, героя очень эффективен в работе с детьми и способствует развитию мышления и воображения (участники выбирают шапочки, звучит музыка из мультфильма о Незнайке).
А я превращусь, с вашего позволения, в самого умного коротышку Цветочного города – Знайку (пиджак, галстук, очки, чуб), так как именно я должна научить вас.
Присаживайтесь, пожалуйста.
Начать данное занятие целесообразно с постановки проблемы, которую необходимо сделать от имени героя. Например: я – Знайка недавно побывал на форуме в Интернете и узнал, что у всех детей есть родители: это папы и мамы, а еще есть какие-то бабушки и дедушки. Как же оказалось, что в Цветочном городе совсем нет взрослых и даже родственников?
Как вы думаете ответят дети на поставленный вопрос?
Но все же у всех малышей должны быть родители, и нам надо их найти
Проблема поставлена, необходимо ее решить!
- Так как у детей дошкольного возраста - наглядно-образное мышление, рекомендую использовать компьютерные презентации.
9 слайд: Я составила примерную и хочу познакомить вас с ней.
10 слайд: опробовав на практике различные возможности, я рекомендую не заострять внимание детей на понятии «генеалогия» (с ним можно и нужно познакомить родителей), а для детей предложить слово-синоним – родословная
11 слайд: изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
12 слайд: чтобы составить родословную своей семьи, надо, как можно более подробно опросить старших членов об их предках и родственных связях и записать с помощью взрослых полученную информацию. Именно поэтому эффективно использовать семейные проекты.
13 слайд: ребенку дошкольного возраста присуще наглядное восприятие, поэтому, если мы будем говорить о генеалогическом древе, оно должно выглядеть деревом.
14 слайд: хочу напомнить вам, что генеалогическое древо бывает двух видов: нисходящее и восходящее. Во главу нисходящего древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. Это древо можно назвать фамильным.
В восходящем древе за основу берется также человек, но изучаются, наоборот, его предки – по мужской и женской линии. Именно такой вариант древа чаще всего используется при составлении родословной в детском саду.
Практика показывает, что составление родословной семьи в форме дерева интересна, в основном, родителям или как заключительный этап ознакомления с родословной.
Используя принцип построения таблицы восходящего родства, я предлагаю разнообразить идеи для оформления родословной.
15 слайд: это может быть, например: гроздь винограда как образ дружной и сплоченной семьи
16 слайд: или радуга, объединяющая яркие индивидуальности и включающая семь поколений.
17 слайд: важно: чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. Такая форма не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и раскрывает творческие способности у детей и их родителей.
Уважаемые участники, я предлагаю вам нарисовать свою воображаемую семью, но не просто ее членов, а постараемся создать ее образ, выразить в рисунке ее особенности, отталкиваясь от имени или фамилии вашего героя. Ведь в старину фамилии или прозвища давались не просто так, а зависели от рода деятельности, которой занималось целое поколение семьи.
Подумайте, на что может быть похожа ваша семья? Где вы можете собраться? Какое общее и любимое занятие может быть?
18 слайд: Нужно представить свою семью в виде какого-либо образа, красивого и доброго. Это может быть предмет, растение, животное, машина или даже игрушка. Все семьи разные и отличаются друг от друга.
19 слайд: от имени Знайки я хочу представить образ его семьи: это - умная семья, я думаю, вы с этим согласитесь, и я представила, что у него учительская семья, тем более мне это близко, так как в нашей семье тоже три поколения педагогов. Главное достояние – это книги. Их очень много, они не помещаются даже на книжных полках. В семье все любят читать: и бабушка с дедушкой, бабушка учитель физики, а мама и две ее младшие сестры тоже педагоги мама - психолог, тетки мои воспитатель и художник, а сейчас филолог немецкого языка. Я, как последователь рода – тоже педагог, только занимаюсь образованием детей дошкольного возраста, при этом я, в образе Знайки, шагаю в ногу с временем и использую компьютер.
20 слайд: прием создания образа семьи эффективно использовать и как представление педагогического коллектива, например, в нашем детском саду «Островок» педагоги представлены в виде солнышка, которое несет свет Знаний, Умение творить добро и навыки, которые помогают детям найти свое место в детском коллективе.
А теперь вы, уважаемые жители Цветочного городка, представьте образ своей семьи…
(участники рисуют, звучит музыка)
- В ходе выполнения задания я стараюсь увидеть каждого ребенка, чтобы, учитывая его индивидуальные особенности, посоветовать, направить, даже могу предложить какой-то вариант, так как хорошо знаю семьи своих воспитанников, и в тоже время осуществляю контроль, как дети поняли задание и как они с ним справляются.
- На любом занятии необходимо сделать небольшой вывод, дать анализ и представить решение поставленной в начале занятия.
- Представьте, пожалуйста, образ семьи, созданной вами (представление участниками мастер-класса).
- Посмотрите, какие разные образы семей у вас получились, соответствующие именам героев, все семьи разные, но в одном они похожи, потому что семья объединяет родных людей, очень близких друг другу.
Спасибо вам за ваше активное участие в проведении мастер-класса.
А в заключение я хотела бы сказать: работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением, так как в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной.
Наш мастер-класс закончился, друзья!
И время подводить итог.
Скажу с уверенностью я –
Во многом конкурс мне помог.
Я научилась рассуждать,
Как опыт людям передать,
Компьютер в деле применять
И никогда не унывать!
Семье традиции хранить,
И, в общем – интересно жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»
В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...
Мастер-класс "Родословная в детском саду: история и образ семьи"
Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной...
Мастер-класс "Логопедическая ритмика в детском саду".
Представление педагогического опыта....
Презентация. Проведение мастер-класса. Логические игры в детском саду.
Презентация мастер-класса "Логические игры". Игра "Колумбово яйцо"...
МАСТЕР - КЛАСС «ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОГО В ДЕТСКОМ САДУ».
Выпускной бал в детском саду символизирует окончание важного этапа в жизни дошкольника, поэтому к нему и сотрудники детского сада и родители детей начинают готовиться...
Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...
мастер-класс для воспитателей в детском саду по теме "Экологическая компетентность в детском саду"
Экологическая компетентность...