Конспект НОД на тему «Семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Березина Ольга Николаевна

Конспект НОД в подготовительной  группе

на тему  «Семья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_semya_podg_gr.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 «Колосок»»

Конспект НОД в подготовительной  группе

на тему  «Семья»

 

воспитатель

Березина О. Н.

декабрь 2019 г.

Цель: уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

Образовательные задачи:

-формировать понятие о семье;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.

Развивающие задачи:

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

-учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме? и т. п.;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью;

- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

-развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений;

-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

-учить устанавливать причинно – следственные связи между своими поступками и настроением взрослых членов семьи;

-учить координировать свои действия в соответствии с требованиями поставленной задачи;

- активизировать мышцы лица, через передачу эмоционального состояния;

-совершенствовать общую и мелкую моторику.

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме? и т. п.;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции.

 Воспитательные задачи:

-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.

Формы организации совместной деятельности: работа по картине, игра, физкультминутка, проблемная ситуация, упражнение, работа над пословицей, психогимнастика.

Методы организациинаглядные: рассматривание детских рисунков;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

игровые: дидактическая игра, игровое упражнение.

Оборудование: слайды для интерактивной доски «Моя семья», двухцветные карточки, мяч, выставка детского творчества «Моя семья»; запись песни «Это – моя семья» («Домисолька»).

Предварительная работа: разучивание сценки «Дружная семья», «семейной» физкультминутки; сбор семейных фотографий.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание семейных альбомов, составление рассказов о семье, рисование семейных портретов, гербов семей, разучивание стихов о семье, чтение произведений художественной литературы, пословиц и поговорок о семье.

Формы взаимодействия с родителями: уточнить сведения о семье, сбор семейных фотографий, видеозапись загадок от родителей.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашей студии, сегодня участниками телепередачи являются дети подготовительной группы. Встречаем  их! (под музыку (минусовка песни «Это – моя семья») входят дети, садятся на стульчики)

  Ребята, я рада приветствовать вас на нашей телепередаче, видеть всех вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

 Мне хочется рассказать вам одну историю. Жила-была девочка, которая жила одна - одинешенька на свете. А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет? Хорошо жить на свете одному?
Дети: нет
Воспитатель: Ребята, как мы можем изменить эту грустную сказку?  (ответы детей) Пусть у нашей девочки появятся любящие родственники!  А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе?
Дети: семья
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Микрофоны, камера включены. Начинаем нашу телепередачу  «Моя семья» (слайд 1).

II. Основная часть.

Что же такое семья?  (дети читают стихи о семье)

Воспитатель: Дорогие, ребята, гости, первая рубрика нашей передачи называется «Вопрос – ответ».

-Что есть у всех людей, но у каждого своё? (дети: имя)

-Чем отличаются люди из разных семей? (дети: фамилией)

-Кто даёт человеку отчество? (дети: отец)

-Кто может представиться нашим гостям, назвать полностью свои фамилию, имя, отчество? (дети отвечают)

Воспитатель: А каких родственников объединяет семья, мы сейчас узнаем из рубрики  «Видеозагадка» (дети отгадывают загадки о членах семьи от родителей детей группы)

«Загадки про семью»:

  1. Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь, конечно…. (папа)

  1. Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругая нас с братишкой.

Кто же это? Наша… (мама)

  1. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные  оладушки

У любимой… (бабушки)

  1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый…(дед).

  1. Я у мамы не один, 
    У неё ещё есть сын, 
    Рядом с ним я маловат,
    Для меня он — старший…(брат)
  2. Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? —
    Очень модная девчонка —
    Моя старшая…(сестрёнка)

 Воспитатель: Да, семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр.

Это наши родственники, родня.

Сейчас я предлагаю поиграть - игра "Кто кому кем приходится".

 Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.

1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?

2. Твоему папе жена, а тебе?

3. Папе он родной брат, а тебе?

4. Маме она родная сестра, а тебе?

5. Кто ты для бабушки?

6. Кто такие бабушка и дедушка?

7. Кто ты для своего папы?

8. Кто ты для своего братика?

9. Кто ты для своей сестры?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!  

Рубрика «Семейный альбом» (слайды 2,3,4)

А все семьи одинаковые? (Ответы детей)

  Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть семьи маленькие  (показ фотографий семей детей  на интерактивной доске – из трёх человек и более)

 Воспитатель: Вы видите фотографии ваших  семей. Сколько детей в этой семье? Сколько всего членов семьи? Какая это семья?  (большая)  А это какая? (маленькая).

С чем  можно сравнить семью? (дети: Семью можно сравнить с колоском: зёрнышки – это члены семьи, а колосок – это семья, дом;  с деревом: корни дерева – это бабушки и дедушки, толстые ветви – мама и папа, тонкие ветки – дети, а ствол – дом семьи) (картинка зёрнышко пшеницы и колосок, дерево - на интерактивной  доске).

Воспитатель обращает внимание на генеалогические древа семей детей на интерактивной доске (слайды 5,6).

 - Обратите внимание, что родители ласково обнимают детей. Какие у них лица?

И не важно, какая семья, большая или маленькая. Главное, чтобы в семье всегда был мир и уважение.

- Ребята, а как появляется семья? Для чего люди женятся? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям (слайд7).

Воспитатель: Мальчики, вы – будущие папы, чему вы должны научиться сейчас, а девочки? (ответы детей). Да, действительно, ребята, уметь нужно многое. Ведь недаром есть в народе такая пословица «Дом вести – не бородой трясти», заботиться о семье, о доме очень сложно. Мы должны быть ловкими, сильными, выносливыми, терпеливыми, здоровыми. А здоровье нам дарит физкультура. Я приглашаю вас на «семейную зарядку».

Рубрика «Физкультминутка»

 Давайте немного разомнёмся – сделаем зарядку (дети выполняют движения в соответствии с текстом):

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьёй,

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку: (дети шагают по кругу друг за другом)

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево.

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Рубрика «Расскажи о своей семье».

Воспитатель: Семейная передача продолжается! И нашим зрителям  интересно узнать, что вы знаете про свою семью, расскажите о ваших семейных гербах (рассказы 4-5 детей).

Рубрика «Театральная»

Воспитатель: Как сохранить мир, покой в семье, добрые отношения?

Я предлагаю нашим гостям познакомиться с одной семьёй, посмотреть  сценку «Дружная семья» (дети показывают сценку).

Сценка  

 Действующие лица:
Мама (готовит завтрак)
папа (читает газету)
сын (спит, лежа на боку)
дочка (играет с игрушкой) 
собачка Ночка (лежит на коврике)
Собачка:
Жили-были не тужили
И по-русски говорили
Актеры представляют себя:
Мама: Мама
Папа: Папа
Сын: Сын 
Дочка: И дочка
Ночка: Да еще собачка Ночка.
Папа: А как утро настает
Кругом голова идет.
Сын: Сын не хочет просыпаться, (переворачивается на др.бок)
Дочка: Дочка в садик собираться (обиженно отворачивается)
Мама: Папы где-то не видать – (разводит руками)
Папа: Ушел с собачкою гулять. Ночка, за мной! (уходит с Собачкой)
Мама: Ну, а мама вся в заботах
Портфель, косички, ждет работа…
Нужно кашу помешать,
Прическу сделать, в сад бежать.
И представилась картина:

Нету папы, дочки, сына.
Нет собаки Ночки… 
Нет семьи и точка!

Кому сварила кашу?
С кем мне пойти гулять?
Кому помочь с уроками 
И книжку почитать?
Мама плачет.

Прибегает Ночка
Ночка: И загрустила мама,
Ведь лучше нет на свете,
Когда с тобою рядом
Есть добрый муж и дети!
Без них ведь нет и счастья,
Без них ведь нет семьи.
И слезы покатились
Из сердца,  из души….

Выходит папа, заботливо обнимает маму
Папа: Ты, моя родная,
Отдохни, присядь.

Сын (подходит к маме, гладит ее по голове):
А я свою контрольную
Сделаю на «Пять»!

Дочка кладет голову к маме на колени:
тебе я нарисую 
красивейший цветок!

Ночка подбегает к маме, кладет голову на другое колено
А Ночка просто подошла 
и ткнулась мордой в бок.

Папа: Вы, друзья, запомните
Народные слова:

Все хором:
Коль дружна твоя семья,
То заботы не беда!

Воспитатель: Так что необходимо, чтобы семья была дружная? (ответы детей). Сейчас я предлагаю снова поиграть -  

дидактическая игра «Добрые поступки»: я называю

ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если ситуация вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете зелёную карточку, а если плохое поведение, разочарование, то красную. Договорились?

Ситуации:

вы съели на завтрак всю кашу;

подрались с другом;

разбросали по комнате все игрушки;

помогли маме мыть посуду;

нагрубили бабушке;

нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

порвали новую книжку;

убрали игрушки на место;

хорошо вели себя в детском саду.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте будем совершать только добрые поступки.

Семью почитали с давних времён, народ сложил о семье много пословиц и поговорок -

игра в кругу «Доскажи словечко»

 Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья в куче – не страшна и туча.
Семья без детей – что цветок без запаха.
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
В семье разлад, так и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.                                                             При солнышке тепло, при матери – добро.                                                                    Нет милее дружка, чем родная матушка.                                                                 Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.

III – итог.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но, если вдруг в семье возникает ссора, кто-то на кого-то обиделся, круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали исчезать. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи,  будем уважать старших, помогать младшим.

Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас у всех есть семьи!

 Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Пусть на свете не будет ни одного одинокого ребёнка, ни одного одинокого взрослого! Вы согласны со мной?

Упражнение «Пожелание своей семье»

Воспитатель: А сейчас, ребята,  каждый из вас пусть скажет пожелание своей семье (дети передают друг другу сердечко и высказывают своё пожелание).

А нашим гостям я предлагаю подарить тёплые солнышки, сделанные ребятами своими руками. Пусть они принесут в ваши семьи добро, счастье, удачу, радость!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша передача? Что нового вы узнали сегодня?                                                                                                                      Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете, какое значение имеет семья для человека. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!

(слайд 8)

 Воспитатель:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя с любовью

И провожают в путь с добром.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

  Этими строчками из стихотворения поэта Петра Градова  мне хотелось бы закончить  нашу встречу! До свидания! До новых встреч, гости и участники телепередачи «Моя семья»! (звучит запись песни «Это – моя семья»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Семья"

Формирование лексико - грамматических категорий у детей  разновозрастной логопедической группы в рамках лексической  темы "Семья" (подгрупповое занятие, дети 5-6 лет с заключением "ОНР 3 уро...

Конспекты занятий по теме Семья в 1 младшей группе

Коммкникация, познание, продуктивная деятельность...

Конспект занятия по теме "Семья" для старшей группы

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям по...

Конспект ООД На тему: «Семья»

Конспект ООДНа тему: «Семья»  Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!      Составил: воспитатель 2 категорииЛанцова Ю.А....

конспект занятия на тему "Семья"

Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье....

Конспект интегрированного занятия. Тема: « Семья – опора счастья» (старший возраст)

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.Задачи:  1.Дать первоначальные сведения о семье, родственных отно...

конспект комплексного занятия тема "Семья"

Занятие для подготовительной группы по социально-коммуникотивному развитию....