Конспект НОД на тему «Семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе
на тему «Семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_semya_podg_gr.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №2 «Колосок»»
Конспект НОД в подготовительной группе
на тему «Семья»
воспитатель
Березина О. Н.
декабрь 2019 г.
Цель: уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.
Образовательные задачи:
-формировать понятие о семье;
-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.
Развивающие задачи:
-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);
-учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме? и т. п.;
-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;
-побуждать согласовывать действия с речью;
- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;
-развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений;
-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
-учить устанавливать причинно – следственные связи между своими поступками и настроением взрослых членов семьи;
-учить координировать свои действия в соответствии с требованиями поставленной задачи;
- активизировать мышцы лица, через передачу эмоционального состояния;
-совершенствовать общую и мелкую моторику.
-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);
- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме? и т. п.;
-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции.
Воспитательные задачи:
-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.
Формы организации совместной деятельности: работа по картине, игра, физкультминутка, проблемная ситуация, упражнение, работа над пословицей, психогимнастика.
Методы организации: наглядные: рассматривание детских рисунков;
словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;
игровые: дидактическая игра, игровое упражнение.
Оборудование: слайды для интерактивной доски «Моя семья», двухцветные карточки, мяч, выставка детского творчества «Моя семья»; запись песни «Это – моя семья» («Домисолька»).
Предварительная работа: разучивание сценки «Дружная семья», «семейной» физкультминутки; сбор семейных фотографий.
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание семейных альбомов, составление рассказов о семье, рисование семейных портретов, гербов семей, разучивание стихов о семье, чтение произведений художественной литературы, пословиц и поговорок о семье.
Формы взаимодействия с родителями: уточнить сведения о семье, сбор семейных фотографий, видеозапись загадок от родителей.
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашей студии, сегодня участниками телепередачи являются дети подготовительной группы. Встречаем их! (под музыку (минусовка песни «Это – моя семья») входят дети, садятся на стульчики)
Ребята, я рада приветствовать вас на нашей телепередаче, видеть всех вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Мне хочется рассказать вам одну историю. Жила-была девочка, которая жила одна - одинешенька на свете. А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет? Хорошо жить на свете одному?
Дети: нет
Воспитатель: Ребята, как мы можем изменить эту грустную сказку? (ответы детей) Пусть у нашей девочки появятся любящие родственники! А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе?
Дети: семья
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Микрофоны, камера включены. Начинаем нашу телепередачу «Моя семья» (слайд 1).
II. Основная часть.
Что же такое семья? (дети читают стихи о семье)
Воспитатель: Дорогие, ребята, гости, первая рубрика нашей передачи называется «Вопрос – ответ».
-Что есть у всех людей, но у каждого своё? (дети: имя)
-Чем отличаются люди из разных семей? (дети: фамилией)
-Кто даёт человеку отчество? (дети: отец)
-Кто может представиться нашим гостям, назвать полностью свои фамилию, имя, отчество? (дети отвечают)
Воспитатель: А каких родственников объединяет семья, мы сейчас узнаем из рубрики «Видеозагадка» (дети отгадывают загадки о членах семьи от родителей детей группы)
«Загадки про семью»:
- Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь, конечно…. (папа)
- Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругая нас с братишкой.
Кто же это? Наша… (мама)
- Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…(дед).
- Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…(брат) - Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая…(сестрёнка)
Воспитатель: Да, семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр.
Это наши родственники, родня.
Сейчас я предлагаю поиграть - игра "Кто кому кем приходится".
Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.
1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?
2. Твоему папе жена, а тебе?
3. Папе он родной брат, а тебе?
4. Маме она родная сестра, а тебе?
5. Кто ты для бабушки?
6. Кто такие бабушка и дедушка?
7. Кто ты для своего папы?
8. Кто ты для своего братика?
9. Кто ты для своей сестры?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!
Рубрика «Семейный альбом» (слайды 2,3,4)
А все семьи одинаковые? (Ответы детей)
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть семьи маленькие (показ фотографий семей детей на интерактивной доске – из трёх человек и более)
Воспитатель: Вы видите фотографии ваших семей. Сколько детей в этой семье? Сколько всего членов семьи? Какая это семья? (большая) А это какая? (маленькая).
С чем можно сравнить семью? (дети: Семью можно сравнить с колоском: зёрнышки – это члены семьи, а колосок – это семья, дом; с деревом: корни дерева – это бабушки и дедушки, толстые ветви – мама и папа, тонкие ветки – дети, а ствол – дом семьи) (картинка зёрнышко пшеницы и колосок, дерево - на интерактивной доске).
Воспитатель обращает внимание на генеалогические древа семей детей на интерактивной доске (слайды 5,6).
- Обратите внимание, что родители ласково обнимают детей. Какие у них лица?
И не важно, какая семья, большая или маленькая. Главное, чтобы в семье всегда был мир и уважение.
- Ребята, а как появляется семья? Для чего люди женятся? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям (слайд7).
Воспитатель: Мальчики, вы – будущие папы, чему вы должны научиться сейчас, а девочки? (ответы детей). Да, действительно, ребята, уметь нужно многое. Ведь недаром есть в народе такая пословица «Дом вести – не бородой трясти», заботиться о семье, о доме очень сложно. Мы должны быть ловкими, сильными, выносливыми, терпеливыми, здоровыми. А здоровье нам дарит физкультура. Я приглашаю вас на «семейную зарядку».
Рубрика «Физкультминутка»
Давайте немного разомнёмся – сделаем зарядку (дети выполняют движения в соответствии с текстом):
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй,
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку: (дети шагают по кругу друг за другом)
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево.
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Рубрика «Расскажи о своей семье».
Воспитатель: Семейная передача продолжается! И нашим зрителям интересно узнать, что вы знаете про свою семью, расскажите о ваших семейных гербах (рассказы 4-5 детей).
Рубрика «Театральная»
Воспитатель: Как сохранить мир, покой в семье, добрые отношения?
Я предлагаю нашим гостям познакомиться с одной семьёй, посмотреть сценку «Дружная семья» (дети показывают сценку).
Сценка
Действующие лица:
Мама (готовит завтрак)
папа (читает газету)
сын (спит, лежа на боку)
дочка (играет с игрушкой)
собачка Ночка (лежит на коврике)
Собачка:
Жили-были не тужили
И по-русски говорили
Актеры представляют себя:
Мама: Мама
Папа: Папа
Сын: Сын
Дочка: И дочка
Ночка: Да еще собачка Ночка.
Папа: А как утро настает
Кругом голова идет.
Сын: Сын не хочет просыпаться, (переворачивается на др.бок)
Дочка: Дочка в садик собираться (обиженно отворачивается)
Мама: Папы где-то не видать – (разводит руками)
Папа: Ушел с собачкою гулять. Ночка, за мной! (уходит с Собачкой)
Мама: Ну, а мама вся в заботах
Портфель, косички, ждет работа…
Нужно кашу помешать,
Прическу сделать, в сад бежать.
И представилась картина:
Нету папы, дочки, сына.
Нет собаки Ночки…
Нет семьи и точка!
Кому сварила кашу?
С кем мне пойти гулять?
Кому помочь с уроками
И книжку почитать?
Мама плачет.
Прибегает Ночка
Ночка: И загрустила мама,
Ведь лучше нет на свете,
Когда с тобою рядом
Есть добрый муж и дети!
Без них ведь нет и счастья,
Без них ведь нет семьи.
И слезы покатились
Из сердца, из души….
Выходит папа, заботливо обнимает маму
Папа: Ты, моя родная,
Отдохни, присядь.
Сын (подходит к маме, гладит ее по голове):
А я свою контрольную
Сделаю на «Пять»!
Дочка кладет голову к маме на колени:
тебе я нарисую
красивейший цветок!
Ночка подбегает к маме, кладет голову на другое колено
А Ночка просто подошла
и ткнулась мордой в бок.
Папа: Вы, друзья, запомните
Народные слова:
Все хором:
Коль дружна твоя семья,
То заботы не беда!
Воспитатель: Так что необходимо, чтобы семья была дружная? (ответы детей). Сейчас я предлагаю снова поиграть -
дидактическая игра «Добрые поступки»: я называю
ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если ситуация вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете зелёную карточку, а если плохое поведение, разочарование, то красную. Договорились?
Ситуации:
вы съели на завтрак всю кашу;
подрались с другом;
разбросали по комнате все игрушки;
помогли маме мыть посуду;
нагрубили бабушке;
нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
порвали новую книжку;
убрали игрушки на место;
хорошо вели себя в детском саду.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте будем совершать только добрые поступки.
Семью почитали с давних времён, народ сложил о семье много пословиц и поговорок -
игра в кругу «Доскажи словечко»
Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья в куче – не страшна и туча.
Семья без детей – что цветок без запаха.
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
В семье разлад, так и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.
III – итог.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но, если вдруг в семье возникает ссора, кто-то на кого-то обиделся, круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали исчезать. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, будем уважать старших, помогать младшим.
Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас у всех есть семьи!
Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Пусть на свете не будет ни одного одинокого ребёнка, ни одного одинокого взрослого! Вы согласны со мной?
Упражнение «Пожелание своей семье»
Воспитатель: А сейчас, ребята, каждый из вас пусть скажет пожелание своей семье (дети передают друг другу сердечко и высказывают своё пожелание).
А нашим гостям я предлагаю подарить тёплые солнышки, сделанные ребятами своими руками. Пусть они принесут в ваши семьи добро, счастье, удачу, радость!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша передача? Что нового вы узнали сегодня? Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете, какое значение имеет семья для человека. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!
(слайд 8)
Воспитатель:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя с любовью
И провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
Этими строчками из стихотворения поэта Петра Градова мне хотелось бы закончить нашу встречу! До свидания! До новых встреч, гости и участники телепередачи «Моя семья»! (звучит запись песни «Это – моя семья»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Семья"
Формирование лексико - грамматических категорий у детей разновозрастной логопедической группы в рамках лексической темы "Семья" (подгрупповое занятие, дети 5-6 лет с заключением "ОНР 3 уро...
Конспекты занятий по теме Семья в 1 младшей группе
Коммкникация, познание, продуктивная деятельность...
Конспект занятия по теме "Семья" для старшей группы
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям по...
Конспект ООД На тему: «Семья»
Конспект ООДНа тему: «Семья» Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно! Составил: воспитатель 2 категорииЛанцова Ю.А....
конспект занятия на тему "Семья"
Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье....
Конспект интегрированного занятия. Тема: « Семья – опора счастья» (старший возраст)
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.Задачи: 1.Дать первоначальные сведения о семье, родственных отно...
конспект комплексного занятия тема "Семья"
Занятие для подготовительной группы по социально-коммуникотивному развитию....