Конспект занятия по теме "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формирование лексико - грамматических категорий у детей  разновозрастной логопедической группы в рамках лексической  темы "Семья" (подгрупповое занятие, дети 5-6 лет с заключением "ОНР 3 уровня речевого развития")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ                     В  РАМКАХ  ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЫ  «СЕМЬЯ»

(разновозрастная логопедическая группа, дети 5-6 лет)

Задачи:

Коррекционные:

1.Активизировать  словарный  запас  по  теме  «Семья».

2. Закрепить  навык  образования  сложных  слов, притяжательных  прилагательных, навык  согласования  существительных  с  прилагательными.

3. Формировать  навык  подбора  родственных  слов  к  заданному  слову.

4.Продолжать  учить  отвечать  на  вопросы  простыми  и  сложными  предложениями, вести  беседу  в  форме  диалога.

4.Формировать  умение  различать  эмоциональные  оттенки  в  речи.

Обучающие:

1.Уточнить  и  расширить  знания  детей  о  семье, её  членах, о  родственных  отношениях.

2.Развивать  творческую  самостоятельность, эстетический  вкус  в  передаче  образа, отчётливость  произношения. Учить  использовать  средства  выразительности  драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Воспитательные:

1.Воспитывать  любовь и  уважение  к  своей  семье, к  родным  и  близким  людям.

2.Воспитывать  добрые  отношения  между детьми.

Ход  занятия:

Вместе  с  детьми  входим  в  группу, здороваемся  с  гостями. Участники  сценки  находятся  в  группе.

-Ребята, сегодня  мы  с  вами  заглянем  в  гости  к  одной  семье. Давайте  посмотрим, что  у  них  происходит.

Инсценировка  сценки – миниатюры  «Федя  одевается»

Сценка-миниатюра     «Федя  одевается»

Участвуют  четверо  детей  и  воспитатель: двое  ведущих,   папа  с  усами,   мама  с  высокой   причёской,   бабушка  в  очках.

1  ведущий:    Кто  визжит, как  поросёнок

                        Рано  утром  в  выходной?

                        Удивляются  спросонок

                        Все  соседи  за  стеной.

2  ведущий:    Пусть  никто  не  удивляется,

                        Это  Федя  одевается.

                        Он, запутавшись  в  штанах,

                        На  полу  сидит  в  слезах.

Папа:              Папа  Федю  осмотрел,

                        Как  же  ты  штаны  надел?

                        В  них  ходить  наоборот   надо.

                        Задом  наперёд!

Бабушка:       Смотрит  бабушка  в  тревоге,

                        Протерев  свои  очки,

                        Или  Федя  спутал  ноги,

                        Или  спутал  башмаки.

Мама:             Мама, глянув, рассмеялась:

                        Вот  дела – и  смех, и  жалость,

                        Всё  надел  навыворот,

                        Всё  надел  нашиворот,

                        Выворот - нашиворот,

                        Шиворот - навыворот!

  1. Вот  это  да!  А  вы, ребята, также  собираетесь  утром  в  детский  сад?
  2. Посмотрите-ка, и  брюки  неправильно  одел  и  сандалии  тоже  не  на  ту  ногу…
  3. Ты, уж,  Федя, пожалуйста, переоденься, одень  всё  правильно  и, вы, артисты, снимайте  свои  костюмы, - давайте  поговорим.

Федя  переодевается, все  остальные  дети  участвуют  в  беседе.  Беседа  по  сценке:

Кто  главные  герои  в  этой  сценке?

Кто  Федя  для  мамы, для  папы?

Кто  Федя  для  бабушки?

У  Феди  есть  ещё  дедушка. Кто  Федя  для  дедушки?

У  мамы  и  папы  есть  ещё  дочка. Кто  она  будет  Феде?

А  Федя  кто  для  неё?

Как  их  всех  можно  назвать  одним  словом?

Сколько  человек  в  этой  семье  всего? (шесть)

Сколько  взрослых? (четверо)

Сколько  детей? (двое)

Сколько  мужчин? (трое)

Сколько  женщин? (трое)

В  конце  обсуждения  сценки  Федя  присоединяется  к  ребятам.

-Ну, вот, другое  дело…, теперь  Федя  одет,  как  надо.

-Федя, а  что  это  за  брюки  у тебя  такие  интересные? Как  много  карманов…

Да  в  каждом  кармане  что-то  лежит…

Федя: - Брюки  у  меня  не  простые, а  в  каждом  кармане  для  вас  есть  интересное  задание. Хотите  узнать,  какое?

  1. Конечно, хотим.
  2. Тогда  открывайте  карманы  по  порядку.

На  Фединых  брюках  5  карманов  на  липучках, на  каждом  кармане  порядковый  номер  с  1  по  5, в  каждом  кармане  по  одной  букве  слова  «семья».

Один  из  детей  открывает  первый  карман  и  достаёт  из  него  букву  «С» и  красное  сердечко.

-Ребята, какая  это  буква? Букву  из  кармана  прикладываем  к  магнитной  доске.

- А  сердечко  нас  зовёт  вот  к  этому  большому  сердцу  поиграть  в  игру:

1.  «Слово  на  ладошке».  (Дети  стоят  врассыпную)

Детям  предлагается  картинка  «Семья»  и  задание:

-Давайте  скажем  как  можно  больше  красивых  слов  о  маме, о  папе, о  бабушке, о  дедушке, отвечая  на  вопрос: Какая? Какой?

После  каждого,  сказанного  детьми  слова,  вокруг  картинки  приклеиваются  сердечки.

-Посмотрите  сколько  красивых  слов, сколько  сердечек  мы  подарили  нашим  родным  людям. Не  забывайте  чаще  говорить  такие  красивые  слова  и  дома.

-Ну, что, Федя, тебе  понравилось  как  мы  выполнили  твоё  первое  задание? (Да). Тогда  давайте  посмотрим, что  же  лежит  во  втором  кармане.

Дети  достают  из  второго  кармана  букву  «Е», прикладывают  её  к  магнитной доске.

2.«Угадай – подбери – изобрази» (дети  сидят  на  ковре)

На  тумбочку  выставляются  3  схематических  модели  эмоций: радость, испуг, удивление.

  1. Ребята, я  сейчас  прочитаю  вам  небольшой  рассказ, вы  должны  его  внимательно  послушать, догадаться  какая  модель  настроения  подходит  к  этому  рассказу  и  изобразить  это  настроение  на  своём  лице.

Рассказ  первый: «Однажды  Федя  целый  день  был  один  дома. Ему  не  с        

                              кем  было  играть  и  он  очень  скучал. Но  вдруг  раздался    

                              звонок  в  дверь  и  он  воскликнул: «Мама  пришла!»

  1. Как  вы  думаете, какое  настроение  было  у  Феди  в  этот  момент? Что  он  почувствовал?  (радость)
  2. Найдите  модель  радостного  настроения.
  3. А  как  бы  вы  обрадовались  на  месте  Феди?
  4. Попробуйте  изобразить  радость  на  своём  лице.

Рассказ  второй: «Однажды  Федя  с  другом  очень  увлеклись  играми. Они  поиграли  в    

                              конструктор, в  прятки, а  потом  решили  поиграть  в  индейцев.          

                              Мальчики  разрисовались  маминой  косметикой, украсили  себя  

                              перьями  из  маминой  шляпы. Они  носились  по  всей  квартире  и  

                              разбросали  все  игрушки. Вдруг  раздался  звонок  в  дверь  и  Федя  

                              сказал: «Мама  пришла!»   (испуг)

Рассказ  третий: «Однажды  Федя  остался  один  дома. У  него  было  много  игрушек.

                             Сначала  он  играл  с  машинками, потом  решил  порисовать, затем  

                             стал  лепить  из  пластилина  и  не  заметил, как  пролетело  время.

                             Вдруг  раздался  звонок  и  Федя  сказал: «Мама  пришла!»  (удивление)

-Ну, что, Федя, как  мы  выполнили  это  задание?

-Хорошо, можно  открывать  следующий  карман.

Дети  открывают  третий  карман  и  достают  из  него  букву  «М», прикладывают  её  к  магнитной  азбуке.

3.«Расшифруй  слова»  (дети  сидят  за  столом)

Детям  подготовительной  подгруппы предлагается  расшифровать  слова  на  карточках: длинноволосая, черноволосая, зеленоглазый, длинноногий, круглолицый, краснощёкий, коротковолосый, синеглазый, белозубый.

Каждый  ребёнок  расшифровывает  свою  карточку  и  называет  сложное  слово. Затем  на  слух  образовывают  слова: светловолосый, трудолюбивый, добросердечный, жизнелюбивый, добродушный, доброжелательный, светлокожий, узколобый  и  др.

Детям  старшей  подгруппы  предлагается  расшифровать  карточки  со  словосочетаниями: мамина  юбка, папин  галстук, бабушкины  очки, дедушкина  газета.

  1. Ребята, на  каждой  карточке  зашифровано  слово, а  чтобы  его  расшифровать  внимательно  посмотрите  на  картинки-подсказки.

Дети  говорят  расшифрованные  слова.

     -   Как  ты  догадался?

     -   Составь  с  этим  словом  предложение.

Физминутка  «Дружная  семья»  

Затем  дети  открывают  четвёртый  карман, достают  из  него  букву  «Ь», прикладывают  её  к  магнитной  доске.

4. «Подбери  родственные  слова»  (дети  стоят  у  дерева)

Предлагаю  детям  послушать  стихотворение  и  попробовать  догадаться,  какое   задание  будет:

«Слова, как  родные, похожи  чуть-чуть,

И  если  поставить  их  в  ряд,

Немного  послушать  и  вдуматься  в  суть –

Они  об  одном  говорят».

  1. О  каких  словах  идёт  речь  в  этом  стихотворении? (о  родственных)
  2. Давайте  подберём  родственные  слова  к  слову  «РОДНОЙ»

Дети  называют  слова, карточки  со  словами  прикрепляются  на ветки  дерева  родственных  слов (родня, родственники, родимое  пятно, родить, роддом, родная, родинка, Родина, родители).

Почему  мы  называем  эти  слова  родственными?(потому  что  у  них  есть  одинаковая  часть  «РОД»  и  они  говорят  об  одном  и  том  же).

Федя  предлагает  ребятам  открыть  последний,  пятый  карман. Дети  достают  из  него  букву  «Я», прикладывают  её  к  магнитной  доске.

5.  «Объясни  пословицу»  (сидят  на  ковре)

  1. Ребята, в  русском  языке  есть  прекрасные  пословицы  о  семье.  Одна  из  них: «Когда  семья  вместе, то  и  душа  на  месте». Как  вы  понимаете  эту  пословицу? Почему, когда  семья  вместе, то  и  душа  на  месте?  (ответы  детей)
  2. А  ещё  есть  такая  пословица: «Семья – это  верные  друзья».
  3. Как  вы  думаете, почему  семья – это  верные  друзья?

(в  семье  всегда  приходят  на  помощь  друг  другу, заботятся  и  переживают  друг  о  друге, вместе  радуются  и  вместе  преодолевают  трудности, делятся  своими  секретами, не  бросят  друг  друга  в  беде  и  т.д.)

  1. Ребята, а  вы  знаете, мне  теперь  кажется, что семьёй  можно  назвать  не  только  маму  с  папой  и  их  детей. Как  вы  думаете?
  2. А  нас  с  вами  можно  назвать  семьёй?
  3. Ведь  мы  вместе  с  вами  каждый  день; мы  вместе  радуемся  и  грустим; мы  переживаем  и  вспоминаем  о  тех, кто  болеет  и  ждём  их; мы  делимся  друг  с  другом  секретами, рассказываем  друг  другу  новости; мы  вместе  отмечаем  дни  рождения; мы  стараемся  помочь  друг  другу  в  любом  деле; В  нашей  группе, как  в  настоящей  семье  есть  сёстры  и  братья.
  4. Мы  можем  назвать  себя  верными  друзьями?
  5. Да

     -    А  раз  семья – это  верные  друзья, то  и  мы  с  вами  тоже  семья!

Подвожу  детей  к  магнитной  доске  и  предлагаю  догадаться  какое  слово  выложено  из  букв. Это  слово  «СЕМЬЯ».

  1. У  каждой  семьи  всегда  есть  что-то  семейное: семейные  традиции, семейные  праздники, семейные  фотографии. В  нашей  группе  есть  семейный  домашний  уголок  с  семейными  фотографиями, семейными  сувенирами, семейными  поделками, семейными  рисунками.
  2. Мне  кажется, что  не  хватает  только  нашей  с  вами  семейной  групповой  фотографии. И  вы  знаете, у  меня  как  раз  сегодня  есть  с  собой  необычный  фотоаппарат. Мы  с  вами  сфотографируемся  и  через  несколько  минут  увидим  готовые  фотографии. Хотите?

Делается  несколько  фотографий (все  дети  и  взрослые; одни  дети; смешная  фотография)  и  пока  они  проявляются  дети  готовят  рамку  для  неё, негромко  звучит  песня  о  семье, дети  тихонько  подпевают. Фотографию  торжественно вставляют  в  рамку  и  помещают  в  семейный  уголок.

  1. Сегодня  мы  с  вами  вспомнили  много  красивых, простых  и  сложных  слов  о  семье, о наших  близких  и  родных  людях, поразмышляли  о  том,  что  такое  семья  и  я  думаю, что  наша  с  вами  семья  будет  такой  же  крепкой, дружной, как  и  была.
  2. Ребята, а  у  наших  гостей  тоже  есть  свои  семьи. Давайте  пожелаем, чтобы  их  семьи  были    крепкими… Ещё  какими?  (дружными, счастливыми, весёлыми, спортивными, культурными, добрыми  и  т.д.)
  3. Давайте  пригласим  наших  гостей  и  покажем  им  наш  семейный  уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...