ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа)

Осипова Альбина Шамильевна

Методические рекомендации формирования нравственных качеств у  старших дошкольников. Перспективное планирование нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvennyh_kachestv_u_doshkolnikov.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                «Влияние нравственное составляет                         главную задачу воспитания»

К.Ушинский

В данной статье раскрывается актуальность формирования нравственных качеств – сочувствия, сострадания и сопереживание близким людям, сверстникам и всему живому. Представлены  разработанная программа по трем направлениям, которая включает в себя  социально – коммуникативную,  художественно -  творческую, познавательную,  речевую области и соответствует возрастным особенностям детей.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Собственно в этот период  устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Многие годы дошкольное  воспитание было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок

Из практики работы с дошкольниками мы часто видим, что дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои  чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России. В качестве приоритетного  направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка.

При воспитании ребенка особое внимание следует уделить воспитанию в детях сочувствия, сопереживания, сострадания. Если эти моменты в воспитании  ребенка упущены, впоследствии отсутствие этих качеств может  обернуться трагедией и для детей и для родителей.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому я считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои, проявлять  желание заботится о других, любить природу.

Можно привести немало примеров сочувствия, сострадания, сострадания  из литературных произведений. Но, к сожалению, не меньше примеров можно подобрать и из реальной жизни.  Когда на человека обрушивается несчастье, ему требуется поддержка и сострадание. Всегда легче переносить что-то, зная, что ты не один, что кто-нибудь понимает тебя и твое состояние.

Важнейший аспект сострадания – умение почувствовать переживания другого человека, принять их и показать это.  Человек, испытывающий сострадание, должен иметь богатый жизненный опыт, помнить свое эмоциональное состояние, когда ему было плохо, горько, обидно, чтобы воскресить его в нужный момент.

Сочувствие, то есть проявление жалости к кому-либо, тоже требует определенного эмоционального настроя. Некоторые люди считают, что сочувствие унижает. С одной стороны, любой человек хочет, чтобы его считали сильным. Жалость же к нему показывает, что у него есть слабое место.

Восприятие сострадания, сочувствия и поддержки зависит от характера и силы воли  человека. Взаимоотношения с другими людьми - это сильный источник переживаний ребенка. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей помогает возникновению сложных многоплановых чувств: любовь, ревность, сочувствие, зависть. Когда окружающие люди любят ребенка, хорошо к нему относятся, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него высших чувств, доброжелательного отношения к другим людям.  Прежде всего, возникает чувство любви, нежности к родителям, братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам. Дошкольники учатся сопереживать сверстнику. Симпатия у ребенка становится более действенной, у него возникает желание помочь, поделиться, посочувствовать. Сочувствие и симпатия способствуют тому, что ребенок совершает первые нравственные поступки.

Люди, сочувствующие, сострадающие, оказывающие поддержку другим, никогда не останутся одни, без друзей, без тех, кто сможет подставить плечо в трудную минуту. И это чудесно.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования  является формирование нравственных качеств ребенка. В связи с этим основной целью своей работы я выбрала формирование нравственных чувств у детей, в частности развитие и формирование таких  понятий как «сочувствие», «сопереживание», «сострадания», эмоциональной отзывчивости и доброты. 

При разработке темы  я взяла в основу три направления, каждое из которых имеет определенное взаимосвязанное содержание:

1 направление - нравственное воспитание, которое содержит в себе - нравственные беседы, ситуации,  упражнения,  работа в рабочей тетради с пиктограммами;

2 направление - художественная литература, которая содержит в себе - знакомство с произведением через чтение, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписей; беседа по произведению,  рассматривание иллюстраций, художественная творческая деятельность;

3 направление - игровая деятельность, которая содержит -  дидактические и настольно – печатные игры, сюжетно – ролевые и  творческие игры,  игры драматизации,  игры упражнения.

Для каждого направления я разработала перспективное планирование, которое соответствует  взятым мною  задачам и с  учетом  возраста детей.

Перспективное планирование по нравственному воспитанию

сентябрь

Беседа - «Знакомство». Создать доброжелательные отношения в группе, настроить на совместную деятельность, учить выражать свои эмоции мимикой, жестами, позой.

Ситуации - «Если бы мы не знали, как зовут друг друга». Показать необходимость знакомства и общения друг с другом, помощь в трудную минуту.

Упражнения -  «Ласковые имена». Учить обращаться друг к другу по имени, используя уменьшительно – ласкательную форму.

Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница  № 1, 2 - «Настроение гномов». Показать какое настроение может быть у тебя и твоих друзей.

октябрь

Беседа -  «Разноцветная звезда». Формировать у детей коммуникативные навыки, повышать сплоченность  группы,  профилактику конфликтов.

Ситуации -  «Как исправить плохое настроение у друзей». Учить сопереживать за друга, создавать ситуации для улучшения настроения, развивать воображение. 

Упражнения -  «Подружись со мной». Учить  выражать эмоции мимикой и жестами, желание найти новых друзей.

Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница  № 3  - «Дракон с семью головами». Познакомить с мимическими выражениями лица при разном настроении.

ноябрь

Беседа - «Эти страшные рожицы». Познакомить детей с пиктограммами, с изображением  глаз, бровей, рта в зависимости от эмоционального состояния человека.

Ситуации - «Если у друга сломалась игрушка». Воспитывать  сочувствия к сверстнику, умение оказывать помощь в трудную минуту.

Упражнения - «Когда бывает плохо». Учить с помощью жестов, мимики и позы изображать сочувствие и сострадание.

Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница  № 4 - «Каждому герою свою маску». Продолжать знакомить с пиктограммами, учить подбирать по мимике героев.

декабрь

Беседа – «Подарки на Новый год». Дать представление, что ни все люди получают подарки. Воспитывать сострадание, желание помочь, приготовить, подарить подарок.

Ситуации - «Волшебная палочка». Натолкнуть детей на использование волшебной палочки для людей, нуждающихся в помощи. Оказать помощь в выборе действий.

Упражнения -  «Подарок для друга». Продолжать учить  детей с помощью жестов и мимики изображать  чувство радости и восторга,  сопереживать их вместе с другом.

Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница  № 5 -  «Кому Дед Мороз подарит подарок». Показать зависимость настроения от получения желаемого результата.

январь

Беседа - «Снежная королева». Объяснить смысл понятия «холодное сердце». Воспитывать  желание помочь таким людям, находить способы растопить холодное сердце.

Ситуации - «Как бы я растопил льдинку». Развивать воображение детей, учить находить положительный  выход из  ситуации, сочувствовать людям с холодным сердцем

Упражнения - «Расколдуй меня!». Продолжать учить детей  оказывать помощь, не оставаться равнодушным к проблемам других.

Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница  № 6 -  «Добрая и злая волшебница». Продолжать учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.

февраль

Беседы - «Бал сказочных героев». Дать представление «доброго» и «злого» героя, сопереживать попавшим в трудную минуту героям

Ситуации - «Если бы я стал волшебником». Показать положительные и отрицательные стороны волшебства,  использовать волшебство во благо.

Упражнения - «Я – супер герой». Продолжать учить  детей направлять свои действия во благо. Воспитывать чувство сострадания и помощи  в трудную минуту.

Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница  № 7 - «Настроение героев»

Продолжать учить  видеть настроение сказочных персонажей по мимике и жестам, разделять  положительные и отрицательные настроения.

март

Беседы - «Хорошо, что рядом мама». Воспитывать любовь и уважение к маме, сочувствие и сострадание к одиноким людям, желание оказывать им  помочь.

Ситуации - «Я мама, ты мой ребенок». Продолжать учить детей  разыгрывать ситуацию, уметь доказать доброжелательность отношений.

Упражнения - «Если мамы нет дома». Продолжать учить детей самостоятельно находить выход из ситуации, уметь обыграть ее, использую игровые действия. 

Практическая деятельность в рабочих тетрадях - Страница  № 8  - «Нарисуй портрет семьи». Учить изображать членов своей семьи.

апрель

Беседы - «Сережа и щенок». Продолжать развивать сочувствие и сострадание к героям. Обратить внимание на то, что изменения в поведении меняют отношения к человеку.

Ситуации - «Если бы я был Сережей». Продолжать учить детей  находить выход из ситуации, уметь доказать правильность выбора.

Упражнения - «Помощь беззащитному другу». Продолжать учить сочувствовать другу, попавшему в беду, сопереживать с ним, предоставлять свою помощь.

Практическая деятельность в рабочих тетрадях -  Страница  №  9 -  «Приятная встреча» по произведению Б. Захадера. Продолжать учить  выражать эмоции мимикой и жестами, сопереживать  героям, уметь объяснить причину их поведения.

май

Беседы - «Болезнь куклы». Продолжать учить детей  в проблемной ситуации находить позитивное решение. Развивать  желание помогать больному в  выздоровлении.

Ситуации - «На приеме у врача». Продолжать учить детей  разыгрывать знакомую ситуацию, сочувствовать больному и радоваться за его выздоровление.

Упражнения - «Как я вылечил куклу». Продолжать учить детей с помощью пантомимы изображать действие врача, уметь передать чувство сострадания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности.

Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности...

Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок (Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)

Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям....

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Презентация "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников...

Статья "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников на материале фольклора...