Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок (Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Месилова Екатерина Николаевна

Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок

(Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)

Месилова Екатерина Николаевна

МБДОУ  ПГО «Детский сад 53»

                                                       

                                                         2016

                                           Пояснительная записка

Сказки это жанр устного народного творчества, имеющий фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу.

Литературная сказка это - авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем произведение, преимущественно фантастическое, рисующая чудесные приключения, вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: Жили-были, а кончаются приговоркой: Стали жить-поживать и добра наживать. Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

На основе полученных теоретических знаний нами был намечен план работы по формированию нравственных качеств у детей старшего возраста. Для разработки методических рекомендаций «Любим сказки»  были использованы следующие методы: отбор литературного материала; проведение игр - драматизаций; настольных игр по сказкам; родительские собрания; создание мини - музея книги "Сказка ложь, да в ней намек…".

В работе так же используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г. - Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса; разработать методические рекомендации для педагогов по работе со сказкой и создать картотеку сказочных произведений способствующих нравственному воспитанию.

Мы предлагаем следующие формы организации: игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми; праздники. В качестве основных методов и приемов используем: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Так же отводится роль педагога в совместной взросло - детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно - пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза. 

Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям.

Все сказки разделены на несколько блоков по темам формирования тех или иных качеств.

Первый блок - Сказки о животных.

Цель. Воспитание любви к животным. Обучение способам бережного и заботливого отношения к живой природе.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребёнку знание о мире людей, а не о животных. В этом виде сказок обычно нет отчётливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Так, традиционно главная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идёт обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не только однообразный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым - но при этом всегда остаётся недотёпой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одержать победу над любым противником. Дети легко усваивают: то, что волк силён, вовсе не делает его справедливым «сказка о семерых козлят». Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Название сказки

Нравственные качества

Бобовое зернышко

Доброта, справедливость, дружба.

Бык, баран, гусь, петух и волк

Дружба, взаимовыручка

Волк и семеро козлят

Послушность родителей

Заюшкина избушкаЗолотой петушок

Дружба, помощь другим

Колобок

Хитрость, уловка, наблюдательность

Теремок

Дружба, сплоченность, решение проблемных ситуаций

Три медведя

Доброта, сочувствие

Второй блок - Волшебные сказки

Цель. Достижение поставленных целей и преодоление трудности, Формирование целеустремленности и взаимопомощи друг другу.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Всё происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: её герой, попадает то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасая друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных тёмных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и прочее. Одерживая победы над этой нечестью, герой как бы подтверждает своё высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становиться ещё сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к общему удовлетворению маленьких слушателей.

Название сказки

Нравственные качества

Баба – Яга

Храбрость, стойкость

Гуси – лебеди

Соблюдение наказов родителей

Послушание, смекалка

Иван – вдовий сын

Храбрость, стойкость характера

Коза – дереза

Честности, умение признавать ошибки и извиняться

Летучий корабль

Верить в лучшее, мечтать и мыслить только о хорошем

Третий блок - Бытовые сказки

Цель. Формирование качеств доброты, вежливости, правдивости, справедливости.

Бытовая (сатирическая) сказка, наиболее близка к повседневной жизни и даже не всегда включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подаётся в ней открыто, чётко выражается оценка: что без нравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда, кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связано с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают простые бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да ещё удачным обстоятельствам.

Название сказки

Нравственные качества

Ворона и рак

Смекалка, хитрость

Каша из топора

Честность, доброта, щедрость Смекалка

Курочка Ряба

Ценить то, что имеешь

Лиса и дрозд

Честность, любовь к ближнему, прощение

Репка

Взаимопомощь, дружба

Занятие 1.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки "Заяц - хваста"

Цель: предложить детям вспомнить название русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение и выявлять нравственные качества у героев сказки.

Занятие 2.

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец) и другие сказки.

Игра - драматизация "Теремок".

Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь, отражающей эмоциональное состояние человека; Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре.

Игра - драматизация "Курочка Ряба".

Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонации, движении; воспитывать нравственные качества в детях как сострадание, помощь старикам.

 Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Творческие задания по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов - нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

"Сказки, но по - новому".

Цель -  Наделить знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

"Сказки о бытовых предметах". Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

"Узнай сказку по песенке героев"

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

"Продолжи сказку". Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

"От точек - к сказке". Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

"Нарисуй сказку". Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по - мокрому).

"Игровые задания". При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей.

Какой - либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

"Умение согласовывать свои действия с действиями другого".

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три. Горшочек, вари!"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек". Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу). Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три. Горшочек, не вари!

Дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие); "Треугольник и квадрат" (математическое развитие); "Хорошо - плохо" (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка"); "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).

Мини - музей книги "Сказка ложь, да в ней намек…", размещена и подобрана библиотека сказок способствующие нравственным качествам у старших дошкольников. Нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Нравственная направленность содержания сказок

сказка "Волк и семеро козлят" как добрые и миролюбивые побеждают;

сказка "Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка" зло наказуемо;

сказка "Репка" учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить, победить зло;

сказки "Гуси - лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка" наказ слушаться родителей, старших;

сказка "У страха глаза велики" высмеиваются страх и трусость;

сказки "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка - сестричка и серый волк" и тд. - хитрость;

сказки "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна - лягушка" трудолюбие всегда вознаграждается;

сказки "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел" мудрость восхваляется;

сказка "Бобовое зернышко" поощряется забота о близком;

сказка "Айога" учит трудолюбию;


"Азбука сказки"

Цикл занятий

Содержание

Введение

Занятие № 1. Словесное творчество

Занятие № 2. Знакомство с кумулятивными сказками

Занятие № 3. Знакомство со сказками о животных

Занятие № 4. Знакомство с волшебными сказками

Занятие № 5. Знакомство с социально-бытовыми сказками

Занятие № 6. Чем начинаются сказки (зачины сказок)?

Занятие № 7. Любимые герои сказок

Занятие № 8. Дом любимого героя

Занятие № 9. Злые персонажи сказок

Занятие № 10. Жилище злых героев

Занятие № 11. Запрет или предписание

Занятие № 12. Нарушение запрета или предписания

Занятие № 13. Подвох, вредительство

Занятие № 14. Завязка сказки или начинающееся противодействие

Занятие № 15. Отъезд героя

Занятие № 16. Путешествие сказочного героя

Занятие № 17. Встреча с дарителем

Занятие № 18. Волшебные дары

Занятие № 19. Вредитель (антигерой) в сказке

Занятие № 20. Трудные испытания

Занятие № 21. Борьба добра и зла

Занятие № 22. Победа. Возвращение домой

Занятие № 23. Изобличение и наказание антигероя

Занятие № 24. Чем заканчиваются сказки?

Занятие № 25. Сочиняем сказки

Занятие № 26 - 28. Чтение придуманных детьми сказок

Занятие № 29. Спектакль по сказкам

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.

Тема: Викторина по русским народным сказкам.

Программное содержание: Уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках;  учить узнавать сказку по заданию, по иллюстрациям, по фрагменту; закреплять знания о геометрических  фигурах, о величине геометрических фигур, развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;  развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;  воспитывать интерес к русским народным сказкам;  обогащать эмоции детей.

Методы и  приемы: Игра «Поможем героям сказок», «Расшифруй сказки», «Собери сказку»; беседа, физминутка «Любимые сказки»; итог занятия: дети получают подарки.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по содержанию, пересказ сказок; рассматривание иллюстраций к произведениям, драматизация сказок.

Оборудование:

•        мультимедийный проектор;

•        компьютер;

•        конверт с иллюстрациями

•        конверт со схематическими изображениями сказок

•        призы для детей.

Ход занятия.

Дети сидят, стук в дверь. Забегает Баба Яга (воспитатель).

Б.Я. Здравствуйте, милейшие, здравствуйте, уважаемые! Надеюсь, вы меня узнали?  Ой, какие молодцы! А любите вы меня? (ответы детей) А я советую вам любить меня! А то с вами будет то же самое, что и с этими вашими любимыми героями сказок! Спрашиваете, что с ними произошло? Вот смотрите сами. ( Б.Я. достает конверт, достает оттуда геометрические фигуры).

Б.Я. Ну, что скажете, похоже это на вашу сказку? Какие –то круги нарисованы. (Дети говорят, что это не круги, а прямоугольники. Анализируют их: один большой, поменьше и самый маленький. По аналогии вспоминают сказку «Три медведя»).

Б.Я. Действительно,  умные ребята ничего не скажешь!  Ну вот следующая моя загадка очень сложная. Ни за что не угадаете, какая  сказка спряталась в этом конверте!

(Дети анализируют фигуры, находят аналогию со сказкой «Волк (треугольник)  и 7 козлят», большой круг – коза).

Б.Я.А вот следующую сказку вы не расшифруете никогда!

Б.Я. Ой, ой, ой! Все они знают! Вот обижусь на вас и уйду! (Подходит к столу, проводит какие-то манипуляции и уходит.  Можно включить сказочную музыку).

Появляется  воспитатель. Здравствуйте, ребята! Еле добралась до вас! Поднялся такой сильный ветер! Не иначе, как Б.Я. решила поиграть со мной. А вы чем занимались? (Дети рассказывают, что приходила Б.Я., что она заколдовала все сказки, а дети спасли их).

Воспитатель. Ну, какие же вы молодцы! Но на этом приключения наших персонажей не закончились. По дороге сюда мне вручили письмо. На  конверте написано «Помогите!»  Я бы с удовольствием помогла, да только не знаю, кому нужна помощь. Может, вы мне поможете, ребята? (проводится  игра «Помогите!»)

  • «Помогите!  Нас хочет съесть серый волк!»
  • «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!»
  • «Помогите! Я сломал домик зверей!»
  • «Помогите, я превратился в козленка!»
  • «Помогите, за мной гонятся три медведя!»
  • «Помогите, у меня оторвался хвост!»
  • «Помогите! Я заблудилась в лесу!»

Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать 
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться 
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель подходит к столу. Ой,  ребята, Б.Я. перепутала все картинки! Я хотела поиграть с вами… Может, вы мне поможете – сложите из картинок сказки? (Дети собирают сказки, называют героев.  Можно предложить короткий пересказ одной из сказок).

Молодцы, ребята! Вы – настоящие любители русских сказок, настоящие ценители! Я хочу каждому из вас подарить книжки – малышки -  «Русские народные сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности.

Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности...

Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Предназначение дошкольного периода развития ребенка заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реф...

Презентация "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методические рекомендации формирования нравственных качеств у  старших дошкольников. Перспективное планирование нравственного воспитания....

Статья "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников на материале фольклора...