Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.
- Развивать мелкую моторику рук, способ-ть развитию умения обследовать предметы
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.
- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
- Познакомить детей с понятием «кристалл»;
- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).
Материал и оборудование:
- фотографии камней и минералов.
- фотографии как добывают соль и как добывали раньше
- тарелочка с сахаром
- тарелочка с солью
- стакан с водой;
- выращенный кристалл из соли
- лупы по количеству детей;
-стеклянные баночки пустые на каждого ребенка;
- ложечки для каждого ребёнка;
- салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, на картинки, где изображены камни. Все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.
Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?
Дети: Камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей.
Воспитатель: А какой природе относятся камни?
Дети: Камни относятся к неживой природе.
Воспитатель: Каждый камень по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения (бусы, сережки, колечки, браслеты, посуду). Минералы и горные породы есть не только на планете Земля, но и на других планетах.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль)
Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.
Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как сейчас добывают соль, на озере Баскунчак в Астраханской области.
Посмотрите. Как соль похожа на снег.
После того, как соль добыли с берегов, ее отправляют вагонами на завод. Где соль очищают и отправляют в продажу.
Ребята, а теперь посмотрите на эту фотографию, здесь показано как раньше добывали соль, как на тележках с лошадями отправляли в поселения.
Раньше соль стоила очень дорого, на мешочек соли, люди меняли одежду и золото.
А еще соль помогает нам:
- в лечении(полоскание горла и носа)
- в засолке огурцов и помидоров
- солью посыпают дороги зимой, чтоб не было скользко.
Ребята, предлагаю Вам описать свойства соли.
(варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)
- Молодцы вы всё правильно назвали.
Опыты с солью:
-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты
1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов
2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Вывод; Соль сыпучая
3) Пощупайте мешочки с солью. (на ощупь кристаллики твердые, издают хруст)
Вывод: Соль твердая, хрустящая
4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась)
Вывод: Соль впитывает воду.
5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)
Вывод: Соль растворяется в воде
6) Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)
Вывод: Вода стала соленной
Воспитатель:
Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая.
Физкультминутка
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит.
Соли в речку брошу я -
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли нам найти?
Воспитатель:
- Молодцы, много интересного вы знаете о соли.
Мы, с вами через лупу видели кристаллы соли. Ребята, все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученные научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.
А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории.
Вот такой кристалл можно вырастить самим. (показ готового кристалла)
Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
горячая вода, стеклянный сосуд, соль, нитка.
Опыт «Выращиваем кристалл». В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен,
Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.
Итак, мы можем сделать вывод:
Соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.
Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
Ирина Загирбегова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.
- Развивать мелкую моторику рук, способ-ть развитию умения обследовать предметы
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.
- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
- Познакомить детей с понятием «кристалл»;
- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).
Материал и оборудование:
- фотографии камней и минералов.
- фотографии как добывают соль и как добывали раньше
- тарелочка с сахаром
- тарелочка с солью
- стакан с водой;
- выращенный кристалл из соли
- лупы по количеству детей;
-стеклянные баночки пустые на каждого ребенка;
- ложечки для каждого ребёнка;
- салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, на картинки, где изображены камни. Все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.
Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?
Дети: Камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей.
Воспитатель: А какой природе относятся камни?
Дети: Камни относятся к неживой природе.
Воспитатель: Каждый камень по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения (бусы, сережки, колечки, браслеты, посуду). Минералы и горные породы есть не только на планете Земля, но и на других планетах.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль)
Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.
Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как сейчас добывают соль, на озере Баскунчак в Астраханской области.
Посмотрите. Как соль похожа на снег.
После того, как соль добыли с берегов, ее отправляют вагонами на завод. Где соль очищают и отправляют в продажу.
Ребята, а теперь посмотрите на эту фотографию, здесь показано как раньше добывали соль, как на тележках с лошадями отправляли в поселения.
Раньше соль стоила очень дорого, на мешочек соли, люди меняли одежду и золото.
А еще соль помогает нам:
- в лечении(полоскание горла и носа)
- в засолке огурцов и помидоров
- солью посыпают дороги зимой, чтоб не было скользко.
Ребята, предлагаю Вам описать свойства соли.
(варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)
- Молодцы вы всё правильно назвали.
Опыты с солью:
-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты
1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов
2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Вывод; Соль сыпучая
3) Пощупайте мешочки с солью. (на ощупь кристаллики твердые, издают хруст)
Вывод: Соль твердая, хрустящая
4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась)
Вывод: Соль впитывает воду.
5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)
Вывод: Соль растворяется в воде
6) Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)
Вывод: Вода стала соленной
Воспитатель:
Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая.
Физкультминутка
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит.
Соли в речку брошу я -
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли нам найти?
Воспитатель:
- Молодцы, много интересного вы знаете о соли.
Мы, с вами через лупу видели кристаллы соли. Ребята, все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученные научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.
А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории.
Вот такой кристалл можно вырастить самим. (показ готового кристалла)
Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
горячая вода, стеклянный сосуд, соль, нитка.
Опыт «Выращиваем кристалл». В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен,
Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.
Итак, мы можем сделать вывод:
Соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.
Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»
Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
Цель: - Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.
Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе"Волшебница соль"
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность,...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по физической культуре в подготовительной группе «Физкульт-Ура»
Тип: Физкультурно – оздоровительныйЦели: Учить уверенному преодолению препятствий и самостраховке при выполнении упражнений.Способствовать укреплению здоровья детей.Воспитывать у детей пот...