Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: - Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  занятия в подготовительной группе

 «Выращивание кристаллов соли»

Цель: - Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.

Задачи:- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.

 - Познакомить детей с понятием «кристалл»;

- Изучить условия образования кристаллов;

- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

- Развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию  умения обследовать предметы

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Развивать умение действовать по алгоритму, делать несложные выводы и умозаключения. 

- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

 - Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

Материал и оборудование:

- набор камней и минералов.

- альбом «Энергия камней» иллюстрации;

- комочки; соли, мела, уголья;

- тарелочки с морской солью на каждого ребёнка

- тарелочки с солью на каждого ребёнка

- стакан с  водой;

- мнемотаблица №1 (язык, ухо, рука, нос, глаза).

- мнемотаблица №2  «Выращивание кристаллов»

- мнемотаблица №3  « Не трогать»

- лупы по количеству детей;

- 2 стеклянные баночки пустые;

- ложечки для каждого ребёнка;

- карандаш,- нитка;- скрепка;- салфетки, - блокнот,

Предварительная работа:

- Беседа «Какими бывают камни», «Как человек использует камни»

- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;

- Загадывание загадок про соль;

- Беседы о применении соли в медицине, кулинарии, косметологии;

Словарная работа:

- Соляная пещера;- Сталактиты;- Морская соль;- Кристаллы соли;- Эксперимент, опыт.

Ход НОД:

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья  

Вместе с детьми:

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Здравствуйте!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, я принесла вам замечательный альбом  с картинками, где изображены  камни.  Камни – удивительные создания природы. Все они разные, непохожие друг на друга. Похожи камни друг на друга своей прочностью. Отличаются они  цветом; бывают яркие камни, бывают  нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают  невзрачные булыжники.

 Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?

Дети: Они находятся в земле,  в  горах,  по берегам рек и морей.

Воспитатель: А какой природе относятся камни?

Дети: Камни относятся к неживой природе.

Воспитатель:

  Ребята, а хотите посмотреть на эти камни и даже с ними поиграть. Давайте пойдем в гости к  нашему другу  Гномику.

Заходим к  Гномику  (на столе записка,   камни  и  минералы,  подносы с песком)

Читаем записку: Дорогие ребята, я ушел помогать другу - собирать камни. У друга приключилась беда, вход в его пещеру завалило землей, и вот теперь мы хотим построить новый более крепкий, прочный вход из камня. Вот только мы долго спорили, какой формы нам его сложить?

Ваш друг Гном Тим.

Воспитатель: От кого записка? Что случилось?  Мы можем ему чем – то помочь? Как?

Давайте придумаем, какой формы можно выложить вход в пещеру?

Дети: (в форме треугольника, круга, прямоугольника, трапеции, квадрата)

Игра «Выложи картинку» (по схеме дети выкладывают картинку камнями «Вход в пещеру».

Воспитатель: Молодцы, ребята.

 А еще гномик просит вас  рассказать о камнях, которые полезны для нас – людей.

Назовите знакомые вам уже камни.

Мел - мягкий известняк, который образуется на дне океана, путем отмирания  мельчайших животных и растений.  Из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

Уголь -  это полезное ископаемое растительного происхождения.  Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки.

Гранит

Самый прочный камень. В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения. Из гранита изготавливают всевозможные бытовые изделия. Используют для строительства в общественных местах;  в кинотеатрах, музеях, метро,  на вокзалах, библиотеках и т.д.

 Игра «Разложи образцы». Предложить разложить образцы по следующим признакам:

1.По цвету,

2.Прозрачные непрозрачные,

3. Тяжелые – легкие

Воспитатель:

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает.   ( соль)

Ребята,  соль - полезное ископаемое. Образуется он под землёй в виде громадных залежей  каменной соли и в морской воде. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.  

Производится соль в разных видах: очищенная;  крупного, мелкого помола, йодированная, морская.  Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.

Физкультминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я -

Выйдет море  у меня.

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

Воспитатель: Каждый камень  по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны.

И мы сейчас пойдем разгадывать тайну про соль.

Предлагаю описать свойства соли. ( варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль.

Опыты с солью:

-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов

2) Пересыпьте  соль ложечкой  (соль сыпучая)

Вывод; соль сыпучая

3)  Пощупайте мешочки с солью. ( на ощупь издает хруст)

Вывод: Соль хрустящая

4) В баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

Вывод: Соль впитывает воду.

 5) Налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

Вывод: Соль растворяется  в воде

6) Ложечку лизнуть тыльной стороной (Вода стала соленной)

Вывод:  Вода стала соленной

Воспитатель:

Определили, что соль  полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод:

Соль -  кристаллический  порошок белого цвета, твердая, соленая, сыпучая, без запаха,  растворяется в воде,  вода меняет свои вкусовые качества.                            (по мнемотаблице)

Воспитатель:

- Молодцы, много  интересного вы знаете о соли.

Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

Какие они красивые, необыкновенные, у них  причудливые формы. Обладают  четкостью линий и симметрией.  Люди  всегда восхищались   их цветом, блеском и формой.  Украшали ими себя и жилище.  Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, сделанных своими руками, но они очень дорогие.  Ученные научились выращивать их на производстве, их называют искусственными.

 А знаете, что кристаллы можно вырастить и самим в наших условиях.

Для выращивания нашего кристалла нам понадобится: горячая вода, стеклянный сосуд, соль,  нитка, скрепка

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают)

 Опыт «Выращиваем кристалл». В банку наливаем теплую  воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку со скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку со скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен.

Мы будем наблюдать каждый день в нашей группе, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.

 Итак, мы можем сделать вывод: Соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим. Вы ребята молодцы. Надеюсь, что и впредь вы будете активно интересоваться явлениями неживой природы, происхождением минералов в частности.

Воспитатель: Что-то мы засиделись, давайте поиграем.

 Дидактическая игра: «Про что я говорю»  ( с мячом)

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

1.Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь)

2. Его применяют для изготовления зубной пасты (мел)

3. Без этого минерала, любая пища будет невкусной (соль)

4. Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень)

6. Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел)

7. Что это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек.   (сахар)

8. Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

Итог:

 - Что понравилось на занятии?

- Какие минералы вы запомнили?

- О каких свойствах соли вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проэкт в подготовительной группе «Выращивание зелёного лука в различных условиях»

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиван...

Конспект познавательно-исследовательской деятельность дошкольников подготовительной группе по теме: «Выращивание кристаллов соли»

Конспект познавательно-исследовательской деятельность дошкольников подготовительной группе по теме: «Выращивание кристаллов соли»...

Занятие по экспериментальной деятельности в средней группе «Выращивание кристаллов».

Занятие по экспериментальной деятельности в средней группе «Выращивание кристаллов».Тема: «Выращивание кристаллов». Цель: формирование элементарных представлений о кр...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»Программное ...

Окружающий мир Презентация к проекту в подготовительной группе "Выращивание кристаллов"

Презентация к проекту в подготовительной группе  "Выращивание кристаллов"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Соль и творчество»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование солью, с использованием различных способов  ее  окрашивания.Задачи:-Учить детей нетрадиционной технике рисования ...