Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Оборнева Наталья Николаевна

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание работы

1. Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе: "Путешествие в царство растений: деревья, кустарники, травы".

2. Номинация: 1. Занятие в дошкольном образовании.

3. Предметная область: «Познание».

4. Участники: воспитанники (5-6 лет), воспитатель.

5. Цели и задачи:

1. Закрепить и уточнить представление о многообразии растений. Закрепить представления о том, что растения - живые. Учить выделять общие признаки и существенные отличия деревьев, кустарников и трав. Упражнять в умении делить предложенные объекты на группы, опираясь на схемы.

2. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта), умение обобщать, строить свои суждения, используя модели. Развивать мышление, наблюдательность, память, внимание.

3. Воспитывать интерес к миру растений и экологическую культуру.

6. Аннотация: Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада». Данная группа работает в экологическом направлении. Конспект и презентация разработаны с учётом возрастных особенностей восприятия информации и уровня развития детей данной группы. Презентация рассчитана на всё занятие. Смена слайдов происходит по щелчку мыши. Это позволяет воспитателю самостоятельно управлять ходом и скоростью занятия. Яркий и красочный демонстрационный материал появляется на экране благодаря анимационным эффектам, что позволяет сосредоточить внимание детей на протяжении всего занятия. Четко подобранные анимационные эффекты позволяют сгруппировать и наглядно представить нужный материал в системе. Слайды физминутки подобраны четко по тексту – это помогает детям выполнять все упражнения безошибочно и в такт. В заключительной части презентации, после рефлексии, с целью усиления положительного эмоционального настроя детей, используется игровая анимация в виде смайликов с разным настроением.

7. Автор: Оборнева Наталья Николаевна.

8. Место работы: Тюменская область, город Ишим, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка детский сад №5 "Ёлочка" города Ишима.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей    

группе (образовательная область «Познание», «Коммуникация»).

Тема: Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы.

Цель:

1. Закрепить и уточнить представление о многообразии растений. Закрепить представления о том, что растения - живые. Учить выделять общие признаки и существенные отличия деревьев, кустарников и трав. Упражнять в умении делить предложенные объекты на группы, опираясь на схемы.

2. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта), умение обобщать, строить свои суждения, используя модели. Развивать мышление, наблюдательность, память, внимание.

3. Воспитывать интерес к миру растений и экологическую культуру.

Предварительная работа: наблюдения в природе за деревьями, кустарниками и травами. Рассматривание гербариев и предметных картинок с изображением деревьев, кустарников, трав. Знакомство с названиями деревьев, кустарников и трав. Изучение признаков живого (с использованием мнемотаблиц), частей растения и их функций. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, отгадывание загадок по данной теме.

Оборудование: Презентация PowerPoint, персональный компьютер или ноутбук, видеопроектор и проекционный экран. Индивидуальный рабочий материал - разрезные картинки части растений (мак).

Содержание занятия, методические приемы:        

Психологический настрой

Ребята, когда у нас хорошее настроение – мы улыбаемся. И даже тот, кому грустно становится веселым от наших улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

Подготовка к усвоению знаний.

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в необыкновенно красивое царство. СЛАЙД 2.  В этом царстве живут интересные жители, кто они - попробуйте догадаться сами:

Дышит, растёт,

А ходить не может. (Растение)

- Правильно, ребята, это растения. (СЛАЙД 2. после выбора детьми правильного ответа, по щелчку мыши происходит появление следующей иллюстрации). И отправляемся мы, ребята, в царство растений. Оно огромное и разнообразное.

Ребята, как вы думаете, эти жители живые? (Да)

- Почему? Назовите признаки живого. СЛАЙД 3. (Растения живые, так как они дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются).

Этап усвоения новых знаний.

- Верно. В царстве растений есть 3 государства. А кто живёт в этих государствах, вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

- Правильно, ребята, это дерево. СЛАЙД 4. Как вы узнали, что это дерево? (Весной и летом на деревьях листья, а осенью они опадают). Первое государство, в котором мы оказались – это деревья.

Какие вы знаете деревья? (варианты детей). Посмотрите на экран и скажите, как называется это дерево? (СЛАЙД 5. Воспитатель, щелчком мыши, добавляет следующее изображение и т.д.) (Тополь, берёза, сосна, дуб, клен).

- Послушайте загадку и скажите, кто жил во втором государстве:

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается... (Сирень). СЛАЙД 6.

- Верно, сирень. (СЛАЙД 6. Щелчком мыши добавляется изображение следующего дерева). Ребята, посмотрите на сирень и скажите, чем она похожа на дерево и чем отличается от дерева? (У дерева один ствол, а у сирени много. Дерево высокое, а кустарник низкий).

- Правильно. Растение, у которого много стволов называется куст или кустарник. Какие еще вы знаете кустарники? (калина, орешник, бузина и др.) 

СЛАЙД 7. Посмотрите на экран и скажите, как называются эти растения. (Щелчком мыши добавляется изображение следующего кустарника). (Смородина, малина, акация, крыжовник и т.д.) – это что дерево или кустарник?

- И, наконец, послушайте третью загадку и назовите мне жителей третьего государства:

- Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть ее всегда готовы. (Трава). СЛАЙД 8.

- Верно, это трава. Скажите, есть ли у травы ствол? (Нет, у травы нет ствола).

- Чем отличается травянистые растения от деревьев и кустарников? (по щелчку мыши появляются изображения кустарника и дерева). (Трава низкая, маленькая, а деревья и кустарники высокие. Трава зелёная, мягкая). 

- Верно. А ещё деревья и кустарники покрыты корой, а у травянистых растений нет коры. Поэтому травка увядает осенью, а деревья и кусты не погибают, они только «засыпают» на зиму.

- Какие травянистые растения вы знаете? (Варианты детей) Назовите травянистые растения, которые будут появляться на экране. (СЛАЙД 9. По щелчку мыши появляется следующее растение). (Крапива, подорожник, клевер, одуванчик, ромашка  и т.д.)

Этап обобщения и закрепления полученных знаний.

СЛАЙД 10. Вот мы и познакомились с жителями царства растений. Скажите, какие три государства есть в царстве растений? ( Деревья, кустарники и травы). СЛАЙД 10. (по щелчку после называния детьми, появляется схема). 

- Верно, в царстве растений есть три государства – это деревья, кустарники и травы.

- Посмотрите на экран, какая из трёх моделей подходит для изображения дерева? (По щелчку мыши выходят модели). (Выбор детьми модели). (СЛАЙД 10. После выбора детей подходящей модели, по щелчку происходит передвижение модели к нужному рисунку).

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, какая модель подходит к кустарнику (выбор детьми модели). (После выбора детей подходящей модели, по щелчку происходит передвижение модели к нужному рисунку).

- Посмотрите на экран, у нас осталась последняя модель, подходит ли она траве? (Да). (После выбора детей подходящей модели, по щелчку происходит передвижение модели к нужному рисунку).

Физминутка:

- Ребята,  давайте превратимся в цветы и немного подвигаемся. (СЛАЙД 11. Воспитатель читает текст физминутки. Смена действий на слайде происходит автоматически. Дети выполняют действия в такт с презентацией).

1,2,3 – выросли цветы.

 К солнцу потянулись высоко,

 Стало им приятно и тепло.

 Ветерок пролетал - стебельки покачал.

 Влево качнулись – низко пригнулись,

 Вправо качнулись – низко пригнулись.

 Ветерок убегай – ты цветы не сломай,

 Пусть они цветут, растут

 Людям радость несут.

(Отгадывание загадок. Деление объектов на группы, опираясь на схемы).

– Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

1. Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Берёза) - это дерево, кустарник или трава?  (Дерево). СЛАЙД 12.

Почему вы так думаете? (Потому, что у берёзы один ствол).

- Под какую схему, мы поместим картинку с изображением берёзы? (Под схему «дерево»). (СЛАЙД 12. После называния детьми правильного ответа, по щелчку происходит передвижение рисунка к нужной модели).

2. Расту в оврагах, на лугу

Если тронешь - обожгу.

Горда, неприхотлива

Зелёная (Крапива.) СЛАЙД 12. (следующий щелчок мышью).

- Крапива – это дерево, кустарник или трава? (Трава). Как догадались? (После называния детьми правильного ответа, по щелчку происходит передвижение рисунка к нужной модели).

3. Красная ягода всех привлекает,

Вкусом и пользой своей покоряет,

Летом в саду собирает Алина,

Нежное лакомство, чудо – (Малину) СЛАЙД 12. (следующий щелчок мышью).

– Это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Почему? (После называния детьми правильного ответа, по щелчку происходит передвижение рисунка к нужной модели).

4. Черный жемчуг на нитях висит,

Сквозь зеленые листья блестит,

Хорошо, когда часть лета пройдена,

И в садах поспевает…(Смородина). СЛАЙД 12. (следующий щелчок мышью). - это дерево, кустарник или трава? Как догадались? (После называния детьми правильного ответа, по щелчку происходит передвижение рисунка к нужной модели).

5. Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик

Бывший ... (Одуванчик). СЛАЙД 12. (следующий щелчок мышью). - это дерево, кустарник или трава? Как догадались? (После называния детьми правильного ответа, по щелчку происходит передвижение рисунка к нужной модели).

6. У меня иголки

Длиннее, чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна) СЛАЙД 12. (следующий щелчок мышью). - это дерево, кустарник или трава? Как догадались? (После называния детьми правильного ответа, по щелчку происходит передвижение рисунка к нужной модели).

- Вы называли деревья, кусты, травы. Но они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? (Предлагают свои варианты). - Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (варианты детей). СЛАЙД 13. Посмотрите на экран и назовите общие части, которые есть у всех растений. (Корень, стебель, листья, цветы). 

- Я предлагаю вам выложить у себя на столе растение из частей и посмотреть, что есть у всех растений (выполнение задания сначала на столе каждый ребёнок, а потом на экране с помощью воспитателя). Проверьте себя, так ли вы расположили части растения? СЛАЙД 14. (Последовательные щелчки мыши, сопровождаются передвижением частей растения).

- Ребята, мы много путешествуем, а знаете ли вы правила поведения в царстве растений? Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». Если это «хорошо» - хлопаем в ладоши, если «плохо» - топаем:

-беречь природу («хорошо» - хлопаем в ладоши);

-ломать ветви («плохо» - топаем);

-топтать и рвать с корнем травы («плохо» - топаем);

-поливать растения («хорошо» - хлопаем в ладоши);

-сажать деревья («хорошо» - хлопаем в ладоши);

-лазать на деревья («плохо» - топаем).

- Молодцы, ребята!

 Подведение итогов и рефлексия.

- Речку, лес, цветущий луг

Получай в наследство

Охраняй их, юный друг,

Береги их с детства.

На этом наше путешествие в царство растений подошло к концу. Что вам понравилось? Что нового узнали?

СЛАЙД 15. Ребята, на экране показаны два смайлика, изображающие весёлое и грустное настроение. Я предлагаю вам выбрать на тарелочке себе смайлик с тем настроением, которое у вас сложилось после нашего путешествия (выбор детьми смайлика, обсуждение). Эти смайлики я дарю вам на память. Спасибо!

Результативность и эффективность использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в образовательном процессе:

Применение ЭОР в образовательном процессе способствует:

  • повышению уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ;
  • повышению эффективности процесса обучения;
  • развитию мотивации к учебной деятельности;
  • активизации познавательной деятельности детей;
  • воспитанию и формированию хорошего вкуса у дошкольников.

Систематическое использование ЭОР позволило достигнуть следующих результатов: на начало года уровень развития детей составил: 36% детей  имеют низкий уровень развития, 64% детей имеют средний уровень развития, высокий уровень на начало года не выявлен. На конец года: 69% детей имеет средний уровень развития, 31% детей имеют высокий уровень развития, низкого уровня на конец учебного года выявлено не было.

В перспективе планируется продолжать использование ЭОР в образовательном процессе, повышение информационной грамотности родителей и вовлечение их в образовательный процесс ДОУ.

Список литературы:

  1. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С. В. Машкова [и др.]. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград : Учитель, 2013. - 174 с.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  3. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя.)
  4. Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. (Программы ДОУ; Живая экология).
  5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации .-2-е изд., испр. и доп.– М.: Мозаика-Синтез, 2006.–104 с.
  6. Шишкина В. А. Прогулки в природу : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.
  7. Наталия Нищева. Картотека предметных картинок. Выпуск 2. Деревья, кустарники, грибы. Оснащение педагогического процесса в ДОУ. – М.:        Детство-Пресс, 2010. -  44 с.
  8. http://kidlib.ru/zagadki/o-rasteniyah/pg3.html
  9. www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode
  10. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-zanyatiya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshey-grupp-0
  11. http://50ds.ru/vospitatel/1726-zanyatie-po-ekologii-s-detmi-starshey-gruppy-rasteniya---nashi-druzya.html

Фотоматериалы с проведённого занятия (20.05.2013) прикреплены отдельным файлом (Приложение 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Деревья, кустарники, травы" (кружок "Юный эколог")

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите попасть в сказку? Вокруг себя повернись и в сказке очутись.1 часть.В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки...

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  для детей с ОНР Тема: Царство растений: Деревья и кустарники....

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ. ТРАВЫ.

Ребятам предлагается таблица, которую они должны заполнить буквами с помощью воспитателя.Занятие начинается с  разгадывания кроссворда " Спрятавшиеся буквы"...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности).Тема: «Деревья, кустарники, травы».

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— коллекционирование ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....

Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми названия цветов и части их строения ...