Образовательная деятельность с элементами ТРИЗ "Путешествие в зимний лес"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Агаронян

ОД по окружающему миру « Путешествие в зимний лес».

Цель- Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года, используя элементы ТРИЗ.

 

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к ней.

 

Предполагаемый результат

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

 

Интеграция образовательных областей по теме: ЗИМА

Ход занятия:

1. Орг. момент

Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

 

Пусть доброе утро продлится до вечера!

1, 2, 3, 4, 5 — можно все пересчитать.

Взвесить, описать, измерить,

На компьютере проверить.

 

И сейчас я проверю вашу готовность к занятию. Готовы?

 

2. Загадки с секретом.

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

• Что едят крокодилы на северном полюсе?

• Кто громче замычит: петух или корова?

• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

• Как лучше сорвать арбуз с дерева?

• Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

 

Воспитатель: Молодцы ребята, с такими сложными загадками справились.

3. Следующее задание - Ребус

Ребус «Зима». (картинки-заяц, игла, мышь, аист. По первым буквам дети читают зашифрованное слово). Какая картинка лишняя и почему.

 

И вот мы с вами оказались в зимнем лесу.

 

Модель зимы. Докажите, что пришла зима с помощью модели. (выпал снег, деревья все в снегу, на деревьях снегири . дети катаются на коньках и санках)

 

Повторяем пословицы:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Два друга – мороз да вьюга.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Спасибо мороз, что снегу принёс.

 

4.Игра «Волшебный светофор»

 

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. 

 На доске изображение зайца.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

 

Педагог: Заяц (поднимает зеленый кружок).

 

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

 

Педагог: Поднимает красный кружок.

 

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

 

Педагог: Почему заяц меняет шубку зимой?

 

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

 

Педагог: поднимает желтый кружок.

 

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные, и было красиво.

 

5. Давайте посмотрим где же живут дикие животные зимой ( круги Луллия)

 

«Зимние игры» Физкультминутка

 

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,

 

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

 

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

 

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

 

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

 

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

 

Весело зимой! Не хочется домой!

 И вот мы на лесной поляне.

6. «Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

 

Слышите , что это за шум ( запись птичьих голосов)

Но что это? Почему такой шум?

 

6. Дидактическая игра «Птицы» Все птицы собрались на птичий концерт и вдруг все перепутались. Наша задача распределить птиц. (домашние птицы — петух, гусь, индюк; оседлые зимующие — галка, воробьи, голуби, ворона; перелетные — чайка, ласточка, соловей, пеночка, иволга ).

Птицам мы помогли, а как же нам домой вернуться?  Надо трижды обернуться.

 

-Где мы сегодня побывали? Что видели? Кого встречали?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_zimushka_zima.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по окружающему миру « Путешествие в зимний лес».

Цель- Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года, используя элементы ТРИЗ.

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к ней.

Предполагаемый результат

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей по теме: ЗИМА

Ход занятия:

1. Орг. момент

Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

1, 2, 3, 4, 5 — можно все пересчитать.

Взвесить, описать, измерить,

На компьютере проверить.

И сейчас я проверю вашу готовность к занятию. Готовы?

2. Загадки с секретом.

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

• Что едят крокодилы на северном полюсе?

• Кто громче замычит: петух или корова?

• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

• Как лучше сорвать арбуз с дерева?

• Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Воспитатель: Молодцы ребята, с такими сложными загадками справились.

3. Следующее задание - Ребус

Ребус «Зима». (картинки-заяц, игла, мышь, аист. По первым буквам дети читают зашифрованное слово). Какая картинка лишняя и почему.

И вот мы с вами оказались в зимнем лесу.

Модель зимы. Докажите, что пришла зима с помощью модели. (выпал снег, деревья все в снегу, на деревьях снегири . дети катаются на коньках и санках)

Повторяем пословицы:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Два друга – мороз да вьюга.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Спасибо мороз, что снегу принёс.

 

4.Игра «Волшебный светофор»

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему.  

 На доске изображение зайца.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Педагог: Заяц (поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Педагог: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Педагог: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Педагог: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные, и было красиво.

5. Давайте посмотрим где же живут дикие животные зимой ( круги Луллия)

«Зимние игры» Физкультминутка

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

 И вот мы на лесной поляне.

6. «Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

Слышите , что это за шум ( запись птичьих голосов)

Но что это? Почему такой шум?

6. Дидактическая игра «Птицы» Все птицы собрались на птичий концерт и вдруг все перепутались. Наша задача распределить птиц. (домашние птицы — петух, гусь, индюк; оседлые зимующие — галка, воробьи, голуби, ворона; перелетные — чайка, ласточка, соловей, пеночка, иволга ).

Птицам мы помогли, а как же нам домой вернуться?  Надо трижды обернуться.

-Где мы сегодня побывали? Что видели? Кого встречали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с элементами ТРИЗ. Тема: "Предметы, облегчающие труд человека в быту"

Данное занятие поможет научить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду; показать и зафиксировать с детьми технологию бинома фантазии; научит придумывать совершенно н...

Конспект - сценарий совместной непосредственно образовательной деятельности с элементами ТРИЗ «Сказка о принцессе Иголочке»

Систематизировать знания детей об острых, колющих, режущих предметах, правилах  безопасного поведения в лесу, элементарных правилах оказания первой медицинской помощи. Развивать умение выделять в...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами триз в старшей группе Тема: «Путешествие в сказку»

Образовательная область:  речевое развитие.Тема: «Путешествие по сказкам»Возраст:  старшая группаЦель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:углублять, расширят...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами триз в старшей группе Тема: «Путешествие в сказку»

Образовательная область:  речевое развитие.Тема: «Путешествие по сказкам»Возраст:  старшая группаЦель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:углублять, расширят...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ и ИКТ технологии Занятие в подготовительной группе: «Времена года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ и ИКТ технологииЗанятие в подготовительной группе: «Времена года»...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ и РТВ на тему «По сказочным дорожкам» (средняя группа)

Задачи:Образовательные:1. Упражнять  детей в умении узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,3. Формировать...