План кружковой работы «Юный исследователь»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_podg.gr_.4.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5
«Цветик _Семицветик»
План кружковой работы
подготовительной группы
на2019-2020уч.год
«Юный исследователь»
(опытно – экспериментальная деятельность)
Составители: Саляхова И.А.
г. Кировград
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Программа кружковой работы «Юный исследователь» разработана на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей подготовительного дошкольного возраста.
Программа кружка разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта, вступившего в силу 1 января 2014 года, и Примерной основной образовательной программой ДОО «От рождения до школы».
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Программа рассчитана на 1 год обучения, вподготовительной к школе группе.
Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Количество детей – 17
Место проведения:
- групповая комната;
- участок;
-прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
-трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты реализации программы кружка:
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. | |
2 | «Наши помощники - органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). | ||
3 | «Необычные кораблики» | Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет. | ||
4 | «Волшебная вода» | Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды | ||
Октябрь | 1 | «Вода – растворитель» | Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. | |
2 | «Воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться и содержится в различных предметах. | ||
3 | «Звук» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой | ||
4 | «Волшебный свет» | Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света. | ||
Ноябрь | 1 | «Что такое масса, длина и высота» | Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. | |
2 | «Песок» | Выявить значение почвы | ||
3 | «Глина. Камень» | Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины. | ||
4 | «Соль. Сахар» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту. | ||
Декабрь | 1 | «Почва» | Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. | |
2 | «Само удивительное вещество на земле» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками. | ||
3 | «Дерево» | Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву. | ||
4 | «Бумага» | Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. | ||
Январь | 1-2 | «Ткань» | Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. | |
3-4 | «Стекло» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло | ||
Февраль | 1 | «Зеркало» | Выявить особенности отражение в зеркале. | |
2 | «Мыло-фокусник» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри | ||
3 | «Резина» | Познакомить со свойствами резины и её качествами | ||
4 | «Пластмасса» | Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами. | ||
Март | 1 | «О мире растений» | Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений | |
2 | «Как дышат растение» | Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород | ||
3 | «Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» | Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде | ||
4 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | ||
Апрель | 1 | «Дружба красок» | Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками. | |
2 | «Металл» | Познакомить с металлом, его качествами и свойствами | ||
3 | «Магнит» | Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. | ||
4 | «Цветы в вазе» | Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. | ||
Май | 1 | «Вес, притяжение» | Определить, почему все падает на землю. | |
2 | «3 состояния вещества» | Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное | ||
3 | «Секретные записи» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. | ||
4 | «Все обо всем» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
Список литературы:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
- Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» 2012 г.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)
Можно взять эту программу кружка
2 год обучения
2017-2018 учебный год
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | |||
2 | «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные. | ||
3 | «Водяные весы» | Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. | ||
4 | «Поможем воде стать чистой» | Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды | ||
Октябрь | 1 | «Делаем облако» | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. | |
2 | «Растущие малютки» | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | ||
3 | «Свет и тень» | Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение | ||
4 | «Волшебный круг» | Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра | ||
Ноябрь | 1 | «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета | |
2 | «Необычное рисование» | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | ||
3 | «Кислород и пламя» | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. | ||
4 | «Упрямы предметы» | Знакомство с инерцией | ||
Декабрь | 1 | «Вкусовые зоны языка» | Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражняться в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | |
2 | «Откуда берётся голос?» | Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | ||
3 | «Влажное дыхание» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатической зоны) | ||
4 | «Изготовление цветных льдинок» | Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях | ||
Январь | 3 | «Где рождается снег» | Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой | |
4 | «Полярное сияние» | Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать умение работать с различными материалами. | ||
Февраль | 1 | «Вырастим кристаллы» | Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли. | |
2 | «Появление островов» | Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | ||
3 | «Появление гор» | Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто | ||
4 | «Плавление парафина» | Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина | ||
Март | 1 | «Путешествие капельки» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | |
2 | «Как не обжечься?» | Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность) | ||
3 | «Мир ткани» | Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их применения | ||
4 | «Мир металлов» | Называть разновидность металлов, сравнивать их свойства. Способы их использования | ||
Апрель | 1 | «Мир пластмасс» | Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства. | |
2 | «Скорость звука» | Выявить особенности передачи звука на расстояние | ||
3 | «Почему комар пищит, а шмель жужжит» | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) | ||
4 | «Необычная картина» | Действие магнитных сил | ||
Май | 1 | «Что такое молния» | Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии. | |
2 | «Волшебная расческа» | Знакомство со статическим электричеством | ||
3 | «Поющая струна» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов). | ||
4 | «Какими мы были исследователями?» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Кружковой работы "Юный эколог".
Цель:- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, п...
Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»
Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...
План кружковой работы «Юный эколог» на 2016-2017учебный год. для детей второй младшей - средней группы «Пчёлка».
План кружковой работы....
Перспективный план кружковой работы "Юный эколог"
Представлен перспективный план кружковой работы "Юный эколог" со второй младшей группы по подготовительную группу...
План кружковой работы "Мы исследователи"
Перспективное планирование на год...
Программа кружковой работы «Юные исследователи» в старшей группе
laquo;Прежде чем давать знания, надо научить ...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЮННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
АктуальностьГлавное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изу...