План кружковой работы "Мы исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План кружковой работы «Мы-исследователи» в старшей группе
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Сентябрь:
1.«Знакомство с детской лабораторией»
Задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира- эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представления о культуре поведения в детской лаборатории
2. «Какая бывает вода»
Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд
3. «Вода-растворитель. Очищение воды»
Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами
4. «Сила тяготения»
Задачи: дать представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле
Октябрь:
1.«Упрямые предметы»
Задачи: познакомить детей с физическим свойством предметов-инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения
2. «Волшебные стеклышки»
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения- микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку
3. «Хитрости инерции»
Задачи: познакомить детей с фокусом основанном на физическом явлении-инерции показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни отличать сырые яйца то вареных
4. «Что такое масса?»
Задачи: выявить свойство предметов- массу; познакомить с прибором для измерения массы-чашечными весами, научить способом их использования
Ноябрь:
1.«Воздух»
Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается
2. «Солнце дарить нам тепло и свет»
Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами
3. «Почему дует ветер»
Задачи: познакомить детей с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх- он легкий, холодный опускается вниз- он тяжелый
4. «Путешествие капельки»
Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значение воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения
Декабрь:
1.«Чем можно измерять длину»
Задачи: расширить представление детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд)
2. «Все обо всем»
Задачи: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь
3. «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства
4. «Откуда взялись острова?»
Задачи: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря
Январь
1 «Как происходит извержение вулкана?»
Задачи: познакомить детей с природным явлением- вулканом, причиной его извержения
2. «Как появляются горы?»
Задачи: познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто
3. «Испытание магнита»
Задачи: познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность
Февраль:
1.«О «дрожалке» и «пищалке»
Задачи: познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука- дрожание предметов
2. «Как сделать звук громче?»
Задачи: обобщить представления детей о физическом явлении- звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов
3. «Почему поет пластинка?»
Задачи: развить у детей умение различать звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки- флейты
4. «Как образуются метеоритные кратеры?»
Задачи: смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму
Март
1.«Волшебное сито»
Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность
2. Что отражается в зеркале?»
Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать
3. «Звенящая вода»
Задачи: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук
4. Секретные записки»
Задачи: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность
Апрель
1.«Почему в космос летают на ракете?»
Задачи: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета
2. «Что такое молния?»
Задачи: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образовании молнии
3. «Почему горит фонарик?»
Задачи уточнить представления о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки
4. «Электрический театр»
Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность
Май
1.«Радуга в небе»
Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание
2. «Забавные фокусы»
Задачи: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов
3. «Свет и тень»
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы
4. Игра- соревнование «Счастливый случай»
Задачи: развивать логическое мышление, любознательность
Литература: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план кружка "Юные исследователи"
Учебно-тематический план №Вид деятельностиТема занятияЛитератураКоличество часов1.Эксперименты с природным материалом1. Песок, глина - наши помощники. 2. Песчаный конус. 3.Удивите...
Перспективный план кружка "МЫ-исследователи"
Перспективный план кружка...
Кружковая работа "Исследователь"
Программа кружковой работы познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»
Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...
План кружка "Мы исследователи"
План кружка...
План кружковой работы «Юный исследователь»
формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...
План -программа " Юные исследователи"
План программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст....