План кружковой работы "Мы исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Дудко Валентина Васильевна

Перспективное планирование на год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhkovoy_raboty.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

План кружковой работы «Мы-исследователи» в старшей группе

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

Сентябрь:

1.«Знакомство с детской лабораторией»

Задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира- эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представления о культуре поведения в детской лаборатории

2. «Какая бывает вода»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд

3. «Вода-растворитель. Очищение воды»

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

4. «Сила тяготения»

Задачи: дать представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле

Октябрь:

1.«Упрямые предметы»

Задачи: познакомить детей с физическим свойством предметов-инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения

2. «Волшебные стеклышки»

Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения- микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку

3. «Хитрости инерции»

Задачи: познакомить детей с фокусом основанном на физическом явлении-инерции показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни отличать сырые яйца то вареных

4. «Что такое масса?»

Задачи: выявить свойство предметов- массу; познакомить с прибором  для измерения массы-чашечными весами, научить способом их использования

Ноябрь:

1.«Воздух»

Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается

2. «Солнце дарить нам тепло и свет»

Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами

3. «Почему дует ветер»

Задачи: познакомить детей с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх- он легкий, холодный опускается вниз- он тяжелый

4. «Путешествие капельки»

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значение воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения

Декабрь:

1.«Чем можно измерять длину»

Задачи: расширить представление детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд)

2. «Все обо всем»

Задачи: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь

3. «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства

4. «Откуда взялись острова?»

Задачи: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря

Январь

 

1 «Как происходит извержение вулкана?»

Задачи: познакомить детей с природным явлением- вулканом, причиной его извержения

2. «Как появляются горы?»

Задачи: познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто

3. «Испытание магнита»

Задачи: познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность

Февраль:

1.«О «дрожалке» и «пищалке»

Задачи: познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука- дрожание предметов

2. «Как сделать звук громче?»

Задачи: обобщить представления детей о физическом явлении- звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов

3. «Почему поет пластинка?»

Задачи: развить у детей умение различать звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки- флейты

4. «Как образуются метеоритные кратеры?»

Задачи: смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму

Март

1.«Волшебное сито»        

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность  

2. Что отражается в зеркале?»

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать

3. «Звенящая вода»

Задачи: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук

4. Секретные записки»

Задачи: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность

Апрель

1.«Почему в космос летают на ракете?»

Задачи: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета

2. «Что такое молния?»

Задачи: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образовании молнии

3. «Почему горит фонарик?»

Задачи уточнить представления о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки

4. «Электрический театр»

Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность

Май

1.«Радуга в небе»

Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание

2. «Забавные фокусы»

Задачи: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов

3. «Свет и тень»

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

4. Игра- соревнование «Счастливый случай»

Задачи: развивать логическое мышление, любознательность

Литература: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план кружка "Юные исследователи"

Учебно-тематический план №Вид деятельностиТема занятияЛитератураКоличество часов1.Эксперименты  с природным материалом1. Песок, глина - наши помощники. 2. Песчаный конус. 3.Удивите...

Кружковая работа "Исследователь"

Программа кружковой работы познавательно -  исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»

Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...

План кружковой работы «Юный исследователь»

формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...

План -программа " Юные исследователи"

План программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст....