Программа кружковой работы «Юные исследователи» в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа)
«Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
Сухомлинский В.А.
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Цель программы.
Формировать развитие навыков позновательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Общие задачи:
Обучающие
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.
Развивающие
- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
Воспитывающие
- Воспитывать дружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredelka.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение детский сад №6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульского района Республики Башкортостан
Принято: Утверждено:
на заседание педагогического совета заведующей МАДОУ
протокол №1 от 2021 года детский сад №6 «Василек»
Т.А.Смольниковой
Приказ № от 2021
Программа кружковой работы
«Юные исследователи» в старшей группе
на 2021-2022 учебный год
(срок реализации 1 год)
Автор составитель: воспитатели
Туйкина Р.Х.
Крлыбаева И.И.
ЯНАУЛ, 2021
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка
1.2 Ожидаемые результаты освоение программы
1.3 Педагогическая диагностика освоение программы
2. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематическое планирование
2.2 Перспективный план
2.3 Взаимодействие с семьей
3. Организационный раздел
3.1 Материально технические обеспечение
3.2Список литературы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
«Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
Сухомлинский В.А.
Актуальность. На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Программа разработана на основе парциальной программы И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» с учетом ФГОС ДО
Цель программы.
Формировать развитие навыков позновательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Общие задачи:
Обучающие
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.
Развивающие
- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
Воспитывающие
- Воспитывать дружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.
1.2 Ожидаемые результаты освоение программы
Проявление интереса к исследовательской деятельности.
Выполнение анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов.
Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах
Проявление самостоятельности в познании окружающего мира.
Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций.
Развитие коммуникативных навыков.
1.3 Педагогическая диагностика освоение программы
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (первичная в сентябре - октябре, итоговая в апреле - мае).
Этот вид деятельности, основанный на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей дошкольного возраста. Наблюдение процесса аппликации показывает, что дети испытывают большие затруднения в самостоятельном создании изображений, если не владеют аппликационными умениями и навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает отрицательное отношение к самой деятельности, отказ от нее, недовольство собой. Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что, не освоив способы изображения, дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, скованными. Плохое владение ножницами, своей рукой, незнание обобщенных способов изображения вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к ее утомлению, мешает ребенку воплотить задуманное.
Задание. Направлено на выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений.
Игровое упражнение «Запусти рыбок ваквариум». Показателями выступают умения и навыки:
-знание правил работы с ножницами;
-навыки резания по прямой (короткие, длинные полоски);
-навыки вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников;
-навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник — в полоски, квадрат в прямоугольники и т. п.);
-умения создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции;
-навыки аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений; самостоятельность при выполнении задания;
-точная ориентация на плоскости.
Каждый показатель оценивается в 2 балла. Высшая оценка — 16 баллов.
Критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла, если:
– знает и придерживается правил работы с ножницами;
– имеет отработанные технические навыки и умения;
– проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания. Ребенок получает 1 балл если:
– не всегда соблюдает правила работы с ножницами, частично сформировано умение правильно держать ножницы;
– навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца;
– нуждается в помощи педагога при выполнении задания.
Ребенок получает 0 баллов если:
– не знает и не соблюдает правила работы с ножницами;
– навыки вырезания не сформированы;
– навыки наклеивания готового изображения не усвоены.
В связи с этим, высокий уровень— 11–16 баллов; средний уровень -7 -10 баллов; начальный уровень— 0–6 баллов.
Полученные данные заносятся в диагностическую таблицу, представленную в таблице 1
Имя ребенка | Разрезание по прямой | Разрезание по прямой спродвижением | Вырезание форм путем срезания углов | Вырезание круглой и овальной формы из квадрата и прямоугольника | Знание и умение работать с ножницами | Самостоятельность | Актуальность | Точность |
2. Содержательный раздел
2.2 Учебно тематическое планирование
Месяц | Тема | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Октябрь «Волшебные полоски» | Цветы из двух крестиков | 1 | 4 |
Гирлянда из цветов | 1 | ||
Ромашка | 1 | ||
Улитка | 1 | ||
Ноябрь. «Игры с бумагой» | Такая разная бумага. Скрутите… | 1 | 4 |
Такая разная бумага. Сверните... | 1 | ||
Такая разная бумага. Скатайте... | 1 | ||
Такая разная бумага. Сложите | 1 | ||
Декабрь. «Рваная бумага» «Мятая бумага» | Сугробы, снег на деревьях | 1 | 4 |
Зайка беленький сидит | 1 | ||
Карнавальные очки | 1 | ||
Ёжик | 1 | ||
Январь «Мозаичная аппликация» | «Воздушные шары» | 1 | 4 |
«Солнышко» | 1 | ||
«Веселая гусеница» | 1 | ||
«Бабочка» | 1 | ||
Февраль «Аппликация из кругов» | «Котенок» | 1 | 4 |
«Чебурашка» | 1 | ||
«Медвежонок» | 1 | ||
«Зайка» | 1 | ||
Март Способ «гармошка» | «Птичка» | 1 | 4 |
«Тюльпаны и подснежники» | 1 | ||
«Рыбка» | 1 | ||
«Куколка» | 1 | ||
Апрель «Закрепление пройденного материала» | «Разноцветный коврик» | 1 | 4 |
«Светофор» | 1 | ||
Бумажная полоска «петля»- «Еловые ветки» | 1 | ||
Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек- поделка «Петушок» | 1 | ||
Май | Стрекоза | 1 | 3 |
«Божья коровка» | 1 | ||
«Очаровательные цветочки | 1 | ||
Итого: | 27 |
2.2 Перспективный план
Тема | Задачи | Материал | |
Октябрь. «Волшебные полоски» | Цветы из двух крестиков. | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Научить детей склеивать цветок из двух крестиков. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры. |
Гирлянда из цветов. | Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков. | |
«Ромашка» | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. | Полоски бумаги разного цвета. | |
«Улитка» | Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. | Полоски бумаги разного цвета и длины. | |
Ноябрь. «Игры с бумагой» | Такая разная бумага. Скрутите… | Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. | Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик. |
Сверните… | Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок. | Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. | |
Скатайте… | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | |
Сложите… | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. | Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон. | |
Декабрь. «Рваная бумага» «Мятая бумага» | Сугробы, снег на деревьях | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки. |
Зайка беленький сидит | Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми | Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, клей, кисти, салфетки | |
Карнаваль-ные очки. | Оформление и украшение карнавальных очков. | Заготовки карнавальных масок, цветная бумага. | |
«Ёжик» | Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | Цветные листы бумаги | |
Январь «Мозаичная аппликация» | «Воздуш-ные шары» | Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. | Цветные листы бумаги, клей, |
«Солнышко» | Продолжать знакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги желтого, оранжевого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – солнышка. | Узкие полоски бумаги желтого, оранжевого цвета | |
«Веселая гусеница» | Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали. | Цветные полоски бумаги. | |
«Бабочка» | Изготовление аппликации из бумаги в технике мозаика. | Цветные полоски бумаги, клей. | |
Февраль Аппликация из кругов. | «Котенок» | Воспитывать бережное отношение к бумаге, развивать творческое воображение, фантазию. | Готовые заготовки кругов различных размеров. |
«Чебурашка» | Закрепить знания о цвете, умения наклеивать деталей; Воспитывать интерес к созданию любимых персонажей. | Готовые заготовки кругов различных размеров. | |
«Медвежо-нок» | Учить детей создавать сюжетные композиции из кругов. | Готовые заготовки кругов различных размеров. | |
«Зайка» | Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике. | Готовые заготовки кругов различных размеров. | |
Март Способ «гармошка» | «Птичка» | Упражнять в умении складывать лист бумаги, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. | Заготовка туловище птицы, листы цветной бумаги. |
«Тюльпаны и подснежни-ки» | Учить детей создавать красивую композицию из цветов. | Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги. | |
«Рыбка» | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Листы цветной бумаги различной ширины. | |
«Куколка» | Продолжать учить складывать листы бумаги, выполнять поделку из нескольких «гармошек», правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. | Листы цветной бумаги различной ширины. | |
Апрель «Закрепле-ние пройденного материала» | «Разноцвет-ный коврик». | Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. | Разноцветная цветная бумага. |
«Светофор» | Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа | Игрушка светофора, машинки, цветная гофрированная бумага. | |
Бумажная полоска «петля» – «Еловые ветки» | Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. | Полоски бумаги. зеленого цвета. | |
Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек -поделка «Петушок» | Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. | Полоски бумаги разного цвета | |
Май | Стрекоза. | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. |
«Божья коровка» (из кружков) | Закреплять умение аккуратно | Готовые заготовки кругов различных размеров. | |
«Очарова-тельные цветочки» (гармошка) | Закреплять умение аккуратно | Листы бумаги, степлер, клей. |
2.3 Взаимодействие с семьей
Взаимодействие с семьей:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом кружка.
Планируются мероприятия:
- Индивидуальные беседы о творческих достижениях детей.
- Консультации по развитию творческих способностей детей посредством аппликации.
-Выставки детских работ для родителей.
Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятия кружка. В конце учебного года родителям будет представлен отчёт на родительском собрании, стендовый доклад по итогам деятельности кружка.
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы:
• Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
-Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
-Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
-Простые и цветные карандаши
3.2 Список литературы:
1.Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2017 г.
2.Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2019 г.
3. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2011.
4. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно - методическое пособие.- СПб.:
«Детство - пресс»; 2018.
5. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2012
6.Удина, Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста / Е. Н. Удина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 645-650. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41986
7.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
8.Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада .-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
9.Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
10.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...
Проект "Юные исследователи" в старшей группе
Цель: создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента....
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...
Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...
Итоговое занятие кружка "Юные исследователи" в старшей группе
Итоговое занятие кружка "Юные исследователи" с использованием цифровой лаборатории "Наураша" в подготовительной группе....
- Мне нравится (3)