Конспект занятия по познавательному развитию " По страницам Красной книги Тверской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе" По страницам Красной книги Тверской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: " По страницам Красной Книги Тверской области"
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Цель: знакомство детей с Красной книгой Тверской области и ее представителями, формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с Красной книгой, ее значением.
- дать детям понятие, что такое охраняемые животные и растения.
- как загрязнение водоемов влияет на мех водоплавающих животных
- уточнить и закрепить знания о реках и озерах Тверской области
- закрепить знания о правилах поведения в природе
- обогащение и активизация словаря по теме
2. Развивающие:
- привить чувство сопереживания и интерес к проблемам окружающей природы, ее охраны, правильного поведения в природной среде
-развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память.
-повышать речевую и мыслительную активность
-развивать любознательность
3.Воспитательные:
-воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие
-речевое развитие
-социально-коммуникативное развитие
-физическое развитие
Структура занятия( части и предполагаемое время):
1 часть: вводная- 5мин.
2 часть: основная -20мин.
3 часть: заключительная - 5 мин.
Резервное время 1-2 мин.
Методические приемы
-успокаивающие упражнения перед занятием
-игровые приемы( использование сюрпризного момента)
-наглядные приемы( использование иллюстраций)
-словесные(напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей)
-решение проблемно-поисковых методов
-анализ занятия, поощрение.
Материал:
Демонстрационный: посылка с письмом, Красная книга, эмблемы, картинки с изображением животных и растений, занесенных в Красную книгу Тверской области, емкость с водой , емкость с растительным маслом, кисточки, кусочки меха, картинки с правилами поведения в природе.
Раздаточный: сигнальные карточки
Предварительная работа:
-проведение бесед о многообразии растительного мира
-отгадывание загадок по теме
-беседы об охране окружающей природе
-индивидуальная работа
Ход занятия
1 часть .Вводная.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. А еще давайте улыбнемся нашим гостям, которые пришли к нам в гости, и поздороваемся. Молодцы!
К нам в детский сад сегодня почтальон принес необычную посылку. Давайте посмотрим, что же там находится? А там, ребята, письмо! От кого же оно? Давайте прочитаем и узнаем, кто нам эту посылку прислал.
Чтение письма:
Я седой старик
Называюсь Лесовик
Тверские леса я сторожу
За порядком я слежу.
"Дорогие ребята ! У нас может случиться большая беда! Есть у меня волшебная книга, в которую я записываю животных и растения, которые исчезают из моего леса". И вот беда, их становится все больше и больше. Но , к сожалению, все странички потерялись, и теперь я не знаю как мне быть? Помогите, пожалуйста, восстановить утраченные страницы."
Воспитатель: Как вы думаете, о какой книге говорится в письме?
Дети: О Красной
Воспитатель: А что такое Красная книга? Ответы детей.
Воспитатель: Что означает красный цвет, почему ее назвали Красной книгой.
Ответы детей.
2 часть . Основная
Воспитатель: А лесовичок нам прислал Красную книгу Тверской области, поможем ему найти странички. Для этого мы отправимся в научно-исследовательский центр, где вы будете юными учеными-экологами. Для того, чтобы попасть в этот центр, нам с вами необходима специальная одежда. Попрошу надеть специальные халаты и теперь мы с вами готовы.
Воспитатель: "1 отдел, который мы с вами посетим, это отдел, изучающий растительный мир."
Дети подходят к 1 столу, где лежит закрытый конверт , внутри фотографии растений, занесенных в Красную книгу тверской области.
Воспитатель: " Скажите, пожалуйста, что относится к растительному миру? "
Дети: Деревья, кустарники, травы, ягоды , цветы.
Воспитатель: Чтобы открыть конверт и восстановить страницы, нам нужно с вами разгадать загадки:
1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар ( одуванчик)
2. Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей
По ветвям они снуют
Красны ягодки клюют. ( рябина)
3. Клейкие почки
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. ( береза)
4. У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке
Ветки только на макушке. (сосна)
5. На зеленом шнурочке белые звоночки ( ландыш)
Открывается конверт, там страницы с растениями из Красной книги Тверской области. Краткое знакомство и рассматривание фотографий.
Воспитатель: " Следующий отдел - отдел животных. Уважаемые коллеги, мы с вами попадаем в лабораторию, здесь нам предстоит провести эксперимент. Ребята, наши реки, озера загрязняются маслами, нефтью, мазутом. "
Опыт - "Как влияют пятна нефти, масла , мазута на мех водоплавающих животных". Сначала обмакнем мех в воду, посмотрим как вода легко скатывается с меха. Затем обильно смажем мех маслом с помощью кисточки. Вместо нефти используем растительное масло, потому что свойствами оно схоже с нефтью. теперь опускаем мех воду и видим, что ворсинки меха слипаются, загрязняются и теряют способность отталкивать воду, удерживать тепло и предотвращать контакт тела с водой, из-за этого животные могут погибнуть. Также мазут может попасть в желудок и глаза животного, что тоже приводит к его гибели.
Открывается конверт с картинками животных, занесенных в Красную книгу Тверской области. Краткое знакомство и рассматривание фотографии.
Воспитатель: 3 отдел-отдел птиц. Здесь мы с вами, ребята, вспомним голоса птиц. Для этого поиграем в игру "Птицелов" (физкультминутка)
Играющие выбирают себе название птиц , крику которых они могут подражать. встают в круг, в центре - выбранный с помощью считалки, птицелов с завязанными глазами. Птицы бегают кружатся и произносят:
В лесу, лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички поют.
Ой, птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются не месте и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Теперь он становится водящим. А птицелов становится птицей. Игра проводится несколько раз.
Снова вскрывается конверт со страницами с изображением птиц из Красной
книги Тверской области. Краткое описание 2-3 животных из Красной книги и рассматривание фотографий.
Воспитатель: 4 отдел - отдел рыб. В Тверской области много рек и озер.
На столе лежит карта Тверской области с условными обозначениями рек и озер.
Воспитатель: Ребята, что на карте обозначено синим цветом?
Дети: Реки и озера.
Воспитатель: "Назовите реки и озера Тверской области.
Ответы детей.
Открывается конверт фотографиями рыб, которые занесены в Красную книгу Тверской области. Краткий рассказ о них и рассматривание картинок.
Все странички поэтапно вкладываются в книгу, которую прислал Лесовичок.
Воспитатель: Все странички собраны, мы проделали большую работу. Ребята, а для того , чтобы редких животных и растений не становилось больше, чтобы не исчезали, что мы можем с вами еще сделать.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы должны бережно относится ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе . И теперь мы поиграем в игру "Экологический светофор"
" Я называю действие, а вы с помощью сигнальных карточек, показываете, можно так поступать или нельзя. Красная карточка - нельзя, зеленая - можно.
-дети сажают молодые деревца
-мальчик ломает ветки деревьев
-на коре дерева нацарапали ножом
-девочка рвет цветы
-люди пилят деревья
-громко слущать музыку в лесу
-разводить костер в лесу
-разрушать муравейник
-взрослые тушат пожар в лесу.
Все, что нельзя делать в природе, вывешивается на доске в виде картинок(знаков).
3 часть Заключительная.
Воспитатель: "Ребята, вы все молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. Давайте снимем нашу спец. одежду, и скажите , пожалуйста, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии.( Ответы детей) О какой книге мы сегодня говорили? Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? Правильно, ребята, нужно беречь весь животный и растительный мир. И мы помогли лесовичку восстановить странички, которые он так тщательно собирал. Предлагаю продолжить нашу работу над Красной книгой нашей группы, будем узнавать, изучать, так как еще много животных и растений нуждаются в защите. А лесовичок нисколько не сомневался, в том, что вы ему обязательно поможете, поэтому передал вам медали " Юный защитник природы". На этом наше занятие подошло к концу, всех благодарим за работу."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ознакомлению с природой "Страницы Красной книги" Тема: "Растения Красной книги"(старшая группа)
Тема: " Растения Красной книги"...
Примерный конспект организации совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области».
«Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области»Цель: создание условий для понимания самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с К...
Конспект занятия по экологическому развитию "Знакомство с Красной книгой Нижегородской области"
Знакомство детей старшей группы с животными и растениями занесенными в Красную книгу Нижегородской области...
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" "По страницам Красной книги"
Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу....
Экологический проект познавательной направленности «По страницам Красной книги Томской Области» для старших дошкольников
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу. Отсутствие знаний о существовании Красной книги. Отсутствие у детей активно - действенного отношения к ...
Занятие по познавательному развитию "По страницам Красной книги"
Данное занятие разработано с целью ознакомление детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми животными, внесенными в эти книги; воспитания стремления к сохранен...
конспект нод по экологическому воспитанию "По страницам красной книги Тамбовской области" Цветы
Некоторые растения способны расти лишь при определенных условиях, которые присутствуют далеко не в каждом уголке России. Из-за этого на территории страны такие виды наблюдаются в малом количестве, а и...