Проект "Мобильная лаборатория"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Одной из современных тенденций цивилизованного развития общества является воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды в системе «Человек-Общество-Природа». Создание в ДОУ Мобильной экологической лаборатории – инновационного элемента, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, даст возможность организовывать исследовательскую деятельность детей как в специально оборудованном помещении, так и на улице: на игровой метеостанции, на экологической тропе, при проведении экскурсий, прогулок-походов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mobilngaya_laboratoriya.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Мобильная лаборатория «Эколят-Дошколят»
Организация экспериментально-исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Сорокина Л.А.,
старший воспитатель
Медвежьегорск
2021 г.
- Пояснительная записка
Одной из современных тенденций цивилизованного развития общества является воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды в системе «Человек-Общество-Природа».
Дошкольное образовательное учреждение, являясь социальным институтом и выполняя свои образовательные функции, должно обеспечивать формирование экологически развитой личности ребенка дошкольного возраста.
Современная система дошкольного образования России развивается как вариативная. Вариативность достигается за счет многообразия образовательных программ и педагогических технологий, методик воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в детском саду. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из основных направлений развития ребёнка является познавательное развитие.
Детский сад принимает участие в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-Дошколята», направленном на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия. В рамках реализации данного проекта творческой группой педагогов на территории ДОУ создана «Экологическая тропа», в детском саду функционирует «Зимний сад». Это дает детям возможность освоить навыки ухода за растениями, наблюдать за их ростом, развитием.
Однако – оснащение «Зимнего сада» и «Экологической тропы» не позволяет в полной мере осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность с дошкольниками в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требуется наличие развивающей предметно-пространственной среды. Исходя из этого, возникла необходимость создания Мобильной экологической лаборатории – инновационного элемента, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Мобильная лаборатория даст возможность организовывать исследовательскую деятельность детей как в специально оборудованном помещении, так и на улице: на игровой метеостанции, на экологической тропе, при проведении экскурсий, прогулок-походов.
- Паспорт проекта
Мобильная лаборатория «Эколят-Дошколят»
Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
III. Мероприятия по реализации проекта
№ п/п | Содержание деятельности ( мероприятие) | Сроки | Ответственный |
I этап – Подготовительно-проектировочный (сентябрь-декабрь) | |||
1. | Формирование творческой группы педагогов ДОУ. Определение руководителя мобильной лаборатории. | Сентябрь | Старший воспитатель |
2. | Разработка методической системы мероприятий по реализации проекта. | Сентябрь-октябрь | Старший воспитатель Творческая группа |
3. | Определение приоритетных направлений реализации данного проекта. | Октябрь- ноябрь | Старший воспитатель Творческая группа |
4. | Расчёт ресурсов проекта. | Октябрь | Заведующий Старший воспитатель |
5. | Определение схемы сотрудничества ДОУ с социальными партнерами. | Октябрь | Заведующий Старший воспитатель |
6. | Разработка механизмов мониторинга проекта. | Ноябрь | Старший воспитатель |
7. | Анкетирование родителей (законных представителей). | Ноябрь- декабрь | Творческая группа |
8. | Определение продукта проекта. | Декабрь | Старший воспитатель Творческая группа |
II этап – Практический (Январь - август) | |||
1. | Оборудование мобильной лаборатории, метеостанции. | Январь | Руководитель лаборатории |
2. | Диагностика уровня сформированности основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. | Январь | Воспитатели Руководитель лаборатории |
3. | Апробация содержания проекта «Мобильная лаборатория Эколят-Дошколят» – организация и проведение экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. | Январь – август | Старший Воспитатель Руководитель лаборатории |
3. | Взаимодействие с родителями (законными представителями). | В течение года | Творческая группа |
4. | Взаимодействие с социальными партнерами. | В течение года | Старший воспитатель |
III этап – Обобщающий (сентябрь – октябрь) | |||
1. | Мониторинг уровня сформированости основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь – октябрь | Творческая группа |
2. | Подведение итогов по работе над проектом. Сравнительный анализ планируемых и достигнутых результатов. | Октябрь | Старший воспитатель |
3. | Презентация проекта. | Октябрь | Старший воспитатель Руководитель даборатории |
4. | Определение перспектив развития проекта. | Октябрь | Старший воспитатель Творческая группа |
IV. Ожидаемые результаты
№ п/п | Обоснование ожидаемых результатов | |
1. | Высокий уровень сформированности основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. | - Сформированность у детей экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе. - Экологически-ответственное отношение детей к природе, овладение системой нравственных норм и правил экологического характера. - Сформированность у детей экологического сознания, экологической компетентности и исследовательского поведения. |
2. | Создание в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей достижению цели успешной реализации задач проекта (мобильная лаборатория, метеостанция). | - Анализ и систематизация имеющейся в детском саду материально-технической и методической базы по исследовательской деятельности экологической направленности для детей дошкольного возраста. - Создание в ДОУ мобильной лаборатории. |
3. | Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации и проведения исследовательской деятельности, направленной на формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста. | - Создание банка передового педагогического опыта по формированию у дошкольников экологического сознания, экологической компетентности и исследовательского поведения. - Консультирование педагогических работников по вопросам экологического проектирования. - Создание «Методической копилки» экологических проблемно-игровых ситуаций естественнонаучного цикла. |
4. | Взаимодействие Детского сада с социумом | - Представлены опыта работы детского сада по проекту в СМИ, в педагогическом сообществе. - Дни открытых дверей. - Акции экологической направленности. - Участие в конкурсах по экологической тематике. |
5. | Обобщение опыта работы в области исследовательской деятельности. | - Издание методического пособия. - Составление медиатеки. |
V. Кадровое обеспечение проекта
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная |
| Заведующий Старший воспитатель |
Консультативная, научно-методическая |
| Старший воспитатель Творческая группа |
Педагогический коллектив ДОУ | - Реализация мероприятий проекта. - Участие в создании «Методической копилки» экологических проблемно-игровых ситуаций естественнонаучного цикла. - Различные формы работы экологической направленности с родителями (законными представителями) воспитанников. | Воспитатели Педагоги-специалисты |
Учреждения – социальные партнёры | - Консультативная помощь. - Совместные акции, мероприятия по экологической тематике. | Педагоги Станции юннатов МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1». Специалисты сектора охраны природы Северного направления Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...
Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"
Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...
Фото отчет на тему; «Экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с использаванием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии» (лаборатория «кислотность»).
Практическое использование детской цифровой лаборатория «Наураша в стране Наурандии».Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспери...
Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет
Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет
Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...