Конспект занятия по экспенриментированию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» г. Лысково
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию
Образовательная область
«Познавательное развитие»
(подготовительная к школе группа)
Выполнила:
Кутяева С.С., воспитатель
2021 г.
Конспект ООД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Экспериментов»
Цель: обогащение и обобщение знаний детей о природных явлениях.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать способности детей устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
- Способствовать проявлению активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познавательной деятельности.
Развивающие:
. -Развивать наблюдательность, внимание, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к экспериментированию в процессе практической деятельности, умение работать в команде
Материалы и оборудование:
Макет вулкана, сода пищевая, лимонная кислота, средство для мытья посуды, красная гуашь, вода, пена для бритья, проектор, ноутбук, презентация, смайлики, влажные салфетки, обруч с лентами (воздушный шар)
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
развитие речи,
физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Предварительная работа:
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория»
Игровая ситуация «Вулканологи»
Познавательное развитие
рассматривание книг об окружающем мире. Просмотр мультфильма
«Фиксики» (Лаборатория)
Общение с детьми на темы:
«Вулканы»
«Зима»
«Лаборатория»
«Самые известные вулканы»
«Щелочь и кислота»
Показ презентаций:
«Знакомство с вулканом»
«Огнедышащая гора»
«Виды вулканов»
«Строение вулкана»,
«Природные явления зимой»
Развитие речи
Д/И «Вулканчик вопросов»
«Камчатка– страна вулканов»
Сказки с опытами «Ледяные приключения»
А.Усачев «Умная собачка Соня»
Сказка «Вулкан с добрым духом внутри»
Физическое развитие
Д/И «Запрещающие движения»
П/И «Явления природы»
П(И «Вулкан»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Вулканы», «Зимний пейзаж», «Фигуры из снега»
Конструирование «Вулканы»
Аппликация «Извержение вулкана»
Лепка «Снеговик», «Горы и вулканы»
Музыкальная деятельность
Исполнение песен «Кабы не было зимы»
Слушание «Метелица»
«Снеговики»
ХОД ООД:
Организационный момент
Слайд 1
Дети под музыку заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, а у меня сегодня очень хорошее настроение, потому что за окном зима, мое любимое время года. Все вокруг зимой становится сказочным, волшебным, в душе наступает праздник, и мы все начинаем жить в ожидании чудес. Вы со мной согласны? А вы любите зиму? А какое у Вас сегодня настроение? Я предлагаю Вам подойти к столу и взять в руки смайлик, который соответствует вашему настроению.
Улыбка или хмурый вид?
Здоров ты или что болит?
Бодр иль немножко устал?
И друзей на помощь позвал.
Я рада, что у вас тоже хорошее настроение, значит самое время отправиться в путешествие? Как вы думаете? Я предлагаю отправиться в страну экспериментов, согласны?
Воспитатель: А для начала вспомним, что это такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.
Воспитатель: А какие виды лабораторий вы знаете?
Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.
Я предлагаю вам сегодня отправиться в химическую лабораторию.
Воспитатель: Ну, что настало время отправиться в дорогу. А путешествовать мы будем на воздушном шаре . Проходите на воздушный шар, держитесь крепче, мы отправляемся:
Слайд 2
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетаем
Шар воздушный, как земля
Где живем и ты и я
Слайд 3
Воспитатель: вот мы с вами и попали в лабораторию, где проводятся опыты и эксперименты. Но для начала я вам предлагаю пройти в кинотеатр, вспомнить теорию, а затем приступить к практике. Занимайте места, садитесь поудобнее.
Сегодня мы поговорим о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете?(Ответы детей)
Загадка
Есть природное явление,
Называется «извержение».
Лава из горы течет,
Пепел в небе вьет и вьет.
Расскажите мне теперь,
Кто виновник этих дел? (Вулкан)
Слайд 4
Мы с вами уже немного знакомились с вулканами. Что такое вулкан? Какой они формы? Какие бывают вулканы по активности? а по происхождению?
А сейчас я хочу вас познакомить с легендой о вулкане.
Слайд 5
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.
Слайд 6
Когда вулкан работал молотком, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает, - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть ВУЛКАНАМИ. «
Слайд 7
Давайте вспомним с вами строение вулкана. Кратер - это вершина вулкана в виде чаши, отверстия, на дне вулкана – красновато-оранжевая жидкость – магма, жерло вулкана виде трубочки-столба расположено по всей высоте вулкана по нему магма поднимается вверх, превращается в жидкую, огненную лаву, которая извергается из вулкана, застывая она превращается в твердые камни с воздушными отверстиями – пемзу.
Слайд 8-9
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
Слайд 10
Огнедышащий вулкан. Не гора, а великан – Огнедышащий вулкан! Лаву извергает он, Что сжигает горный склон, Извергает камни, газы, - Небеса темнеют сразу. Пепел, ядовитый дым Поднимаются над ним. Слышится подземный гул, Словно великан уснул, И храпит и видит сон, Как велик и страшен он!
Слайд 11
Много действующих вулканов на Камчатке и Канарские островах. А какие самые известные во всем мире вулканы вы знаете?
Слайд 12
На дне океана тоже есть вулканы. Их называют подводными. Там происходит подводное извержение, из-за которого образуются гигантские волны. Они смывают города, деревни, села, расположенные на берегах океана.
Мы с вами говорили только о разрушительной силе вулканов, но они обладают еще и созидающим действием и могут приносить пользу. Например, вулканы являются поставщиками полезных
ископаемых, например соды, серы, борной кислоты.
Некоторые породы используются в строительстве, близи вулканов образуются термальные воды и гейзеры, которые используются для производства электроэнергии, отопления жилых помещений
Физкультминутка
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул -
(Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул.
(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Повторить - 2 раза.
Опыт № 1
Хотите увидеть извержение вулкана? У нас есть макет вулкана. Мы попробуем с помощью смешивания разных компонентов постараться помочь нашему вулкану начать извержение.
Слайд 13
Нам понадобятся макет, пищевая сода, лимонная кислота, моющее средство, вода и гуашь красного цвета. Гуашь смешиваем с водой, соду смешиваем с лимонной кислотой, помещаем в жерло вулкана, добавляем моющее средство, а затем воду, смешанную с красной гуашью. Процесс извержения пошел. Давайте подумаем, почему получилась такая реакция при смешивании имеющихся компонентов? Сода это что? Лимонная кислота? При соединении этих компонентов, с добавлением воды происходит процесс нейтрализации. Компоненты реагируют друг на друга и нейтрализуют, выталкивая получившуюся смесь наружу.
А сейчас, прежде чем вы самостоятельно приступите к экспериментированию, я хочу проверить, насколько вы внимательны и поиграть с вами в игру «Запрещающие движения».
Проводится подвижная игра.
Опыт №2
Слайд 14
А теперь проходите за столы. Мы сегодня с вами говорим о природных явлениях. А какие зимние природные явления вы знаете?
Слайд 15
Ребята, совсем скоро зима закончится, начнется таяние снега, с гор побегут ручьи и наступит весна. Мы с вами будем немного скучать по белому, пушистому снегу, снежным фигурам, правда? Я предлагаю вам попробовать в лабораторных условиях попробовать изготовить искусственный снег, который никогда не растает.
Слайд 16
Для этого вам понадобятся пищевая сода и пена для бритья. Добавляйте компоненты, хорошо перемешивайте и попробуйте из получившегося снега слепить снежные шарики-комочки, затем, объединившись в группы собрать из этих комочков снеговика, украсить можно с помощью пластилина. Молодцы ребята, теперь эти снеговики будут нас радовать круглый год. А нам пора возвращаться в детский сад.
Слайд 17
Снова садимся на воздушный шар и вперёд!
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетаем
Шар воздушный, как земля
Где живем и ты и я
Слайд 18
Воспитатель: вот и вернулись мы с вами в детский сад. Ребята, я предлагаю взять в руки смайлики, по которым мы узнаем понравилось ли вам путешествие. А скажите, где мы сегодня побывали? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас показалось самым интересным? А что немного трудным? Что нового вы бы хотели еще узнать? Хорошо. Спасибо за ответы. А В будущем нас ждут новые приключения и новые путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...