Занятие по познавательному развитию "Птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию,тематический блок "животный мир", для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Где зимуют наши птицы?»
Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепить названия птиц, характерных для нашего края.
- Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
- Подвести детей к выводу о причинах отлета птиц.
- Обеспечить запоминание нового понятия «кочующие птицы»
2. Развивающие:
- Обеспечить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
- Обеспечить развитие речевого внимания, наблюдательности, фонематического слуха, умения делать выводы.
- Обеспечить развитие активного и пассивного словаря, совершенствования навыков вопросно-ответной беседы.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Физическое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
- Беседы с детьми о птицах.
- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
- Разгадывание загадок о птицах.
- Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
- Рисование «Зимующие птицы».
- Пословицы и поговорки о птицах.
- Конструирование из коробок «Кормушки».
- Заучивание стихотворений:«Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова
- Лепка из солёного теста: «Пернатые друзья»
- Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.
Материалы и оборудование:
- ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала
- Презентация «Зимующие и перелётные птицы»
- Модели деревьев для размещения птиц
- Дидактические игры «Кто что ест?» и « Кто где зимует?
- Медали «Друг природы»
- Раскраски Сибирячка
- Смайлики-индикаторы настроения.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поздороваться и познакомиться с нашими гостями. А теперь я приглашаю показать нашим гостям упражнение «Круг». Дети становятся в круг: Побежали, побежали парами скорей. И друг другу погрозили- ссориться не смей! Хлопнули в ладоши, крепко обнялись, вытянули ручки( вытянув скрещенные руки),за руки взялись!( Скрещенными руками приветствуют друг друга, называя девиз группы).Воспитатель предлагает детям выбрать «индикатор настроения».
Вос-ль находит письмо от неизвестного друга.
Слайд 1.Звучит фонограмма «Звуки зимнего леса». Письмо : «Приглашаю вас, ребята, в зимний лес. Надеюсь, что вы любите природу так же, как я».
Вос-ль: Ребята, вы хотите узнать, кто написал вам письмо? Отгадайте загадку:
« С кем знакомы все на свете-
Лось, ворона и сверчок?
Знают взрослые и дети:
Звать его …Сибирячок!
Слайд 2.Сибирячок спрашивает детей :
- Хорошо ли вы знаете птиц нашего края? Сможете ли вы их назвать правильно
Дети: -Да!
Сибирячок загадывает загадки о птицах. (Мозговой штурм)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Но наш Сибирячок приготовил вам следующее задание. Прежде , чем выполнить его, предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка: «Снегири»
Вот на ветках, посмотри | 4 хлопка руками по бокам и |
В красных майках снегири. | 4 наклона головы. |
Распушили перышки, | Частые потряхивания руками, |
Греются на солнышке. | опущенными вниз. |
Головой вертят, | 2 поворота головы на каждую |
Улететь хотят. | строку. |
- Кыш! Кыш! Улетели! | Разбегаются по комнате, |
За метелью, за метелью! | взмахивая руками, как крыльями. |
Слайд 3. Сибирячок предлагает дидактическую игру « Кто чем питается?»
Дидактическая игра « Кто чем питается?»
Задача: закрепить знание детей о питании птиц.
Описание игры.
На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко, муха. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.
Слайд 4.Сибирячок : - Расскажите, ребята, где зимуют птицы?
Дети: - Улетают в тёплые страны, остаются в Сибири.
Воспитатель:
-Как называются птицы, улетающие в тёплые края?
Дети - перелётные.
- Как называются птицы, зимующие в нашем крае?
-Дети – зимующие.
Сказка Н.Сладкова: «Курорт «Сосулька»
Слайд 5. и 6. Рассказ Сибирячка о клесте.
Воспитатель: Ребята, теперь мы можем помочь птицам попасть на места зимовки.
Проводится дидактическая игра «Кто где зимует?»
Дидактическая игра «Кто где зимует?»
Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие, кочующие.
Описание игры.
На странице расположены птицы: снегирь, синица, воробей, кукушка, дятел,трясогузка,сорока,кедровка,малиновка,сова,ласточка,утка,ворона,свиристель,клёст,голубь. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, зимующих – в круге со снежинкой и солнышком, кочующих-в круге со снежинкой.
Для выполнения задания Сибирячок просит ребят разделиться на 2 группы.
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! А теперь читаем письмо дальше.
Слайд 7. Сибирячок: - А как вы, ребята, помогаете пережить зимние морозы птицам?
Дети: - строим кормушки, наполняем их кормом. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием! Приглашаю вас опять поиграть.
Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей?»
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают
раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва (На каждое название животного загибают по одному пальчику)
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы, (поочередно на левой, затем на правой руке.)
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают
раскрывающуюся пасть животного.)
Воспитатель достаёт кормушку, изготовленную детьми совместно с родителями и предлагает украсить её мобилями - птицами.
Работа детей с заготовками из бумаги. Готовые работы дети прикрепляют к кормушке.
Слайд 8.Сибирячок приготовил интеллектуальную разминку:
-Какая птица не вьёт гнезда? (кукушка)
-Какая птица выводит птенцов зимой? ( клёст)
-У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
-Птица, которая обеспечивает дуплами жителей леса?(дятел)
-Какая птица хорошо видит ночью? (сова)
-Какая птица называется лесным доктором? (дятел)
- Какая птица спасает хвойный лес от ядовитых гусениц? (кукушка)
Сюрпризный момент:
После ответов детей воспитатель от имени Сибирячка вручает им медали
«Друг природы» и подарки от него- раскраски Сибирячка, дети прощаются с Сибирячком.
Рефлексия:
Воспитатель просит детей опять выбрать «индикатор настроения» и ответить на вопросы: Что вам понравилось?......
Что вам запомнилось?... О чём вы узнали впервые?...Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие НОД познавательное развитие "Зима"
Тема: «Зима»Программное содержание: систематизировать знания детей о начале зимы, уточнить признаки зимы, закрепить названия зимних месяцев. Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, нацелит...
конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"
Ознакомление с зимующими птицами, особенностями их поведения, любимым для них кормом...
Конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы".
Конспект предназначен для детей старшей группы с целью развития познавательного интереса к нашим пернатым друзьям....
Занятие по познавательному развитию "Зима"
Конспект занятия...
конспект занятия по познавательному развитию "Зима в лесу"
Конспект ООД по познавательному развитию. на закрепление знания детей об обитателях леса (животные)....
Конспект занятия по познавательному развитию <<Зима белоснежная>> (вторая младшая группа)
Программное содержание: повторить времена года- осень, зима, дать представление о снеге, снежинках; развивать внимание, память, речь; воспитывать любознательность, интерес к стихам.Материал: посы...