Занятие по познавательному развитию "Птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Осипова Екатерина Юрьевна

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию,тематический блок "животный мир", для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Где зимуют наши птицы?»

 

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

• Закрепить названия птиц, характерных для нашего края.

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Подвести детей к выводу о причинах отлета птиц.
  • Обеспечить запоминание нового понятия «кочующие птицы»

2. Развивающие:

  • Обеспечить  умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Обеспечить  развитие  речевого внимания, наблюдательности, фонематического слуха, умения делать выводы.
  • Обеспечить развитие  активного и пассивного словаря, совершенствования навыков вопросно-ответной беседы.

 3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

        

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  •  Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Рисование «Зимующие птицы».
  • Пословицы и поговорки о птицах.
  • Конструирование из  коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений:«Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова
  • Лепка из солёного теста: «Пернатые друзья»
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К.  Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая»  Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы и оборудование:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала
  • Презентация «Зимующие и перелётные птицы»
  • Модели деревьев для размещения птиц
  • Дидактические игры «Кто что ест?» и « Кто где зимует?
  • Медали «Друг природы»
  • Раскраски Сибирячка
  • Смайлики-индикаторы настроения.

 

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поздороваться и познакомиться с нашими гостями. А теперь я приглашаю показать нашим гостям упражнение «Круг». Дети становятся в круг: Побежали, побежали парами скорей. И друг другу погрозили- ссориться не смей! Хлопнули в ладоши, крепко обнялись, вытянули ручки( вытянув скрещенные руки),за руки взялись!( Скрещенными руками приветствуют друг друга, называя девиз группы).Воспитатель предлагает детям выбрать «индикатор настроения».

Вос-ль находит письмо от  неизвестного друга.

Слайд 1.Звучит фонограмма «Звуки зимнего леса». Письмо : «Приглашаю вас, ребята, в зимний лес. Надеюсь, что вы любите природу так же, как я».

Вос-ль: Ребята, вы хотите узнать, кто написал вам письмо? Отгадайте загадку:

« С кем знакомы все на свете-

Лось, ворона и сверчок?

Знают взрослые и дети:

Звать его …Сибирячок!                            

                                                                                                                                       

Слайд 2.Сибирячок спрашивает детей :

- Хорошо ли вы  знаете  птиц нашего края? Сможете ли вы их назвать правильно

Дети: -Да!

Сибирячок загадывает загадки о птицах. (Мозговой штурм)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Но наш Сибирячок приготовил вам следующее задание. Прежде , чем выполнить его, предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка: «Снегири»

Вот на ветках, посмотри

4 хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири.

4 наклона головы.

Распушили перышки,

Частые потряхивания руками,

Греются на солнышке.

опущенными вниз.

Головой вертят,

2 поворота головы на каждую

Улететь хотят.

строку.

- Кыш! Кыш! Улетели!

Разбегаются по комнате,

За метелью, за метелью!

взмахивая руками, как крыльями.

Слайд 3. Сибирячок предлагает дидактическую игру « Кто чем питается?»

Дидактическая игра « Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко, муха. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Слайд 4.Сибирячок : - Расскажите, ребята, где зимуют птицы?

Дети: - Улетают в тёплые страны, остаются в Сибири.

Воспитатель:

-Как называются птицы, улетающие в тёплые края?

Дети - перелётные.

- Как называются птицы, зимующие в нашем крае?

-Дети – зимующие.

Сказка  Н.Сладкова:  «Курорт «Сосулька»

Слайд 5. и 6. Рассказ Сибирячка о клесте.

Воспитатель: Ребята, теперь мы можем помочь птицам попасть на места зимовки.

Проводится дидактическая игра «Кто где зимует?»

Дидактическая игра «Кто где зимует?»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие, кочующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь,  синица, воробей,  кукушка, дятел,трясогузка,сорока,кедровка,малиновка,сова,ласточка,утка,ворона,свиристель,клёст,голубь. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем,  зимующих – в круге со снежинкой и солнышком, кочующих-в круге со снежинкой.

Для выполнения задания Сибирячок просит ребят разделиться на 2 группы.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! А теперь читаем письмо дальше.

Слайд 7. Сибирячок: - А как вы, ребята, помогаете пережить зимние морозы птицам?

Дети: - строим кормушки, наполняем их кормом. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием! Приглашаю вас опять поиграть.

Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей?»

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

- Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)

- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают

раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва (На каждое название животного загибают по одному пальчику)

За решёткою у льва. 

Подкрепился у лисицы, (поочередно на левой, затем на правой руке.)

У моржа попил водицы. 

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Опять изображают

раскрывающуюся пасть животного.)

 Воспитатель достаёт кормушку, изготовленную детьми совместно с родителями и предлагает украсить её  мобилями - птицами.

Работа детей с заготовками из бумаги. Готовые работы дети прикрепляют к кормушке.

Слайд 8.Сибирячок приготовил интеллектуальную разминку:

-Какая птица не вьёт гнезда? (кукушка)

-Какая птица выводит птенцов зимой? ( клёст)

-У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

-Птица, которая обеспечивает дуплами жителей леса?(дятел)

-Какая птица хорошо видит ночью? (сова)

-Какая птица называется лесным доктором? (дятел)

- Какая птица спасает хвойный лес от ядовитых гусениц? (кукушка)

Сюрпризный момент:

После ответов детей воспитатель от имени Сибирячка вручает им медали

«Друг природы» и подарки от него- раскраски Сибирячка, дети прощаются с Сибирячком.

Рефлексия:

Воспитатель просит детей опять выбрать «индикатор настроения» и ответить на вопросы: Что вам понравилось?......

Что вам запомнилось?... О чём вы узнали впервые?...Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие НОД познавательное развитие "Зима"

Тема: «Зима»Программное содержание: систематизировать знания детей о начале зимы, уточнить признаки зимы, закрепить названия зимних месяцев. Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, нацелит...

конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"

Ознакомление с зимующими птицами, особенностями их поведения, любимым для них кормом...

Конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы".

Конспект предназначен для детей старшей группы с целью развития познавательного интереса к нашим пернатым друзьям....

конспект занятия по познавательному развитию "Зима в лесу"

Конспект ООД по познавательному развитию. на закрепление знания детей об обитателях леса (животные)....

Конспект занятия по познавательному развитию <<Зима белоснежная>> (вторая младшая группа)

Программное содержание: повторить времена года- осень, зима, дать представление о снеге, снежинках; развивать внимание, память, речь; воспитывать любознательность, интерес к стихам.Материал: посы...