Занятие по познавательному развитию "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему «Зима» познавательное развитие  для детей подготовительной к школе группы.

Подготовила : Воспитатель Храпина И.А.

Цель: формирование представлений детей о зиме.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года. Закрепить характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Учить устанавливать связи между тем, как птицы, животные и человек приспосабливаются к особенностям времени года. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать логическое мышление, память. Способствовать воспитанию любви к природе, желанию оказать помощь нуждающимся.

Материал и оборудование: игрушка ежик; магнитная доска; набор карточек с признаками зимы; карточки, соответствующие по цвету временам года; пиктограммы «весело», «грустно»; д.м. «Птицы»; несколько снежинок.

Раздаточный материал: белая бумага, блестки.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: дети, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, для того, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.

- Какие времена года вы знаете?

(Зима, весна, лето, осень).

-Каждому времени соответствует определенный цвет.

Задание: на магнитной доске выставить карточки с «временами года», подобрать к ним карточки соответствующего цвета (белую, зеленую, разноцветную, желтую).

-Сколько же времен года существует в природе? (четыре).

-А вот мой знакомый еж утверждает, что их три, почему?

(Еж зимой находится в спячке, и он не знает зимы).

- А вы хотите доказать ежу, что зима существует?

(На доске воспитатель оставляет только карточку белого цвета).

Словесная игра «Зимние слова».

(За каждое правильно названное слово можно дать снежинку, победит тот, у кого снежинок будет больше).

-Назовите «зимние слова». Я называю слово «зима», а вы?

(Снег, метель, вьюга, мороз, лед, пороша, гололед, снеговик, Снегурочка, сани, иней, снегоход, поземка и другие).

В конце игры воспитатель подводит итоги.

А что вы можете сказать о зиме в наших краях, какая она?

(Мягкая, теплая, пасмурная, сырая, дождливая…)

От какой погоды у вас хорошее, радостное настроение?

( Когда солнце, мороз, снег, можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).

- Какую пиктограмму мы выставим? «Весело»

- А от какой погоды вам грустно?

(Холодно, колючий ветер, сыро, вместо снега пошел дождь…)

(Выставляют пиктограмму «грустно»).

- Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, или белоснежная, волшебная.

За ее красоту люди придумали ей ласковые красивые названия:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка – зима!

П.Вяземский.

- А, вы, какие красивые названия знаете?

(Гостья – зима, чародейка, зима – волшебница, рукодельница…)

- Наш ежик спрашивает, как узнать о том, что зима наступила?

Дидактическая игра «Наступила зима».

(По схеме «паучок».) Используется набор карточек о приметах

зимы и карточка белого цвета – модель зимы. Модель выставляется

посредине, остальные карточки ставятся по ходу работы).

- Почему летом тепло, а зимой холодно?

(Солнце плохо греет, дает мало тепла, говорят: «Солнце светит, но не греет»).

- Какая земля зимой?

(Мерзлая, вся покрыта снегом).

- А реки?

(Скованы льдом).

- Что вы видите на этой карточке?

(Отлет птиц).

- Почему птицы на зиму улетают в теплые края?

(Зимой холодно и голодно).

- А тем птицам, которые остаются зимовать, мы должны помочь пережить холодную зиму. Как?

(Сделать кормушки, подкармливать птиц).

- Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какие птицы прилетели к моей кормушке?

Загадка:

«Положила я в птичью кормушку веточку сухой рябины и хлебные крошки.

Прилетела стайка маленьких сереньких птичек в коричневых сюртучках, хлеб склевали, а рябину не тронули. Кто это был?»

(Воробьи. Воспитатель выставляет карточку с изображением воробья).

«…смотрю, сели на кормушку другие: грудка у них красная, концы крыльев и голова синего цвета, а на крыльях по белой полоске. Ягод рябины в кормушке не осталось». Кто прилетал?

(Снегири).

«…прилетели птички с желтыми грудками».

- Кто это был?

(Синички).

- Наш милый ежик интересуется, а животные зимой тоже отправляются в теплые края?

(Звери приспосабливаются к зиме: одни залегают в спячку, другие готовят запасы на зиму, линяют, меняют летние шубки на зимние).

- Ежик спрашивает, а люди зимой тоже впадают в спячку?

(Люди тепло одеваются, отапливают дома, занимаются спортом, закаляются,принимают витамины).

- Послушайте сказку «Снежинка».

«В снежном лесу, в ледяной избушке жила волшебница Зима. У нее была любимая внучка Снежинка. Она очень любила танцевать и кружиться в воздухе. Снежинка была очень маленькая, поэтому бабушка зима когда уходила в лес рассыпать снег, крепко – накрепко запирала двери. Снежинка очень скучала, когда оставалась одна дома.

Однажды она вырвалась на волю через открытую форточку. Летит, а навстречу ей Волк: «Снежинка, Снежинка, я тебя съем»! А Снежинка отвечает: « Не ешь меня, я тебе станцую». И, оттолкнувшись пушистыми ножками от земли, легко подпрыгнула и начала весело кружиться в воздухе.

Она так легко и красиво танцевала, что Волк невольно засмотрелся на нее.

Ему так понравился танец снежинки, что он от удовольствия даже открыл рот. Снежинка кружилась, кружилась и случайно коснулась горячего языка Волка. Вмиг она превратилась в капельку воды и упала на волчью лапу. Волк

очень расстроился и горько заплакал…»

- Как вы думаете, каким образом капелька снова сможет превратиться в снежинку?

Правильно, ей сможет помочь только мороз. Слушайте дальше.

«…Вовремя появилась бабушка Зима, она подняла капельку высоко в небо.

К ней прикоснулся Мороз своим волшебным посохом, и снова превратилась она в снежинку. Так у нее появился день рождения. А Солнце, поздравляя ее, засияло множеством красок. Эти краски засверкали на Снежинке

разноцветными блестками, и она улетела. И одному только Волку было грустно, и он до сих пор воет в лесу. Бедный Волк».

- Вам жалко Волка? Давайте сделаем ему подарок. Вырежем из бумаги снежинки, обсыпим их блестками, а наш знакомый еж передаст их Волку.

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»

Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...