Занятие по познавательному развитию "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-zanyatiya-na-temu-zima-v-podgotovitelnoy-gruppe.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему «Зима» познавательное развитие для детей подготовительной к школе группы.
Подготовила : Воспитатель Храпина И.А.
Цель: формирование представлений детей о зиме.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года. Закрепить характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Учить устанавливать связи между тем, как птицы, животные и человек приспосабливаются к особенностям времени года. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать логическое мышление, память. Способствовать воспитанию любви к природе, желанию оказать помощь нуждающимся.
Материал и оборудование: игрушка ежик; магнитная доска; набор карточек с признаками зимы; карточки, соответствующие по цвету временам года; пиктограммы «весело», «грустно»; д.м. «Птицы»; несколько снежинок.
Раздаточный материал: белая бумага, блестки.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: дети, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, для того, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.
- Какие времена года вы знаете?
(Зима, весна, лето, осень).
-Каждому времени соответствует определенный цвет.
Задание: на магнитной доске выставить карточки с «временами года», подобрать к ним карточки соответствующего цвета (белую, зеленую, разноцветную, желтую).
-Сколько же времен года существует в природе? (четыре).
-А вот мой знакомый еж утверждает, что их три, почему?
(Еж зимой находится в спячке, и он не знает зимы).
- А вы хотите доказать ежу, что зима существует?
(На доске воспитатель оставляет только карточку белого цвета).
Словесная игра «Зимние слова».
(За каждое правильно названное слово можно дать снежинку, победит тот, у кого снежинок будет больше).
-Назовите «зимние слова». Я называю слово «зима», а вы?
(Снег, метель, вьюга, мороз, лед, пороша, гололед, снеговик, Снегурочка, сани, иней, снегоход, поземка и другие).
В конце игры воспитатель подводит итоги.
А что вы можете сказать о зиме в наших краях, какая она?
(Мягкая, теплая, пасмурная, сырая, дождливая…)
От какой погоды у вас хорошее, радостное настроение?
( Когда солнце, мороз, снег, можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).
- Какую пиктограмму мы выставим? «Весело»
- А от какой погоды вам грустно?
(Холодно, колючий ветер, сыро, вместо снега пошел дождь…)
(Выставляют пиктограмму «грустно»).
- Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, или белоснежная, волшебная.
За ее красоту люди придумали ей ласковые красивые названия:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка – зима!
П.Вяземский.
- А, вы, какие красивые названия знаете?
(Гостья – зима, чародейка, зима – волшебница, рукодельница…)
- Наш ежик спрашивает, как узнать о том, что зима наступила?
Дидактическая игра «Наступила зима».
(По схеме «паучок».) Используется набор карточек о приметах
зимы и карточка белого цвета – модель зимы. Модель выставляется
посредине, остальные карточки ставятся по ходу работы).
- Почему летом тепло, а зимой холодно?
(Солнце плохо греет, дает мало тепла, говорят: «Солнце светит, но не греет»).
- Какая земля зимой?
(Мерзлая, вся покрыта снегом).
- А реки?
(Скованы льдом).
- Что вы видите на этой карточке?
(Отлет птиц).
- Почему птицы на зиму улетают в теплые края?
(Зимой холодно и голодно).
- А тем птицам, которые остаются зимовать, мы должны помочь пережить холодную зиму. Как?
(Сделать кормушки, подкармливать птиц).
- Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какие птицы прилетели к моей кормушке?
Загадка:
«Положила я в птичью кормушку веточку сухой рябины и хлебные крошки.
Прилетела стайка маленьких сереньких птичек в коричневых сюртучках, хлеб склевали, а рябину не тронули. Кто это был?»
(Воробьи. Воспитатель выставляет карточку с изображением воробья).
«…смотрю, сели на кормушку другие: грудка у них красная, концы крыльев и голова синего цвета, а на крыльях по белой полоске. Ягод рябины в кормушке не осталось». Кто прилетал?
(Снегири).
«…прилетели птички с желтыми грудками».
- Кто это был?
(Синички).
- Наш милый ежик интересуется, а животные зимой тоже отправляются в теплые края?
(Звери приспосабливаются к зиме: одни залегают в спячку, другие готовят запасы на зиму, линяют, меняют летние шубки на зимние).
- Ежик спрашивает, а люди зимой тоже впадают в спячку?
(Люди тепло одеваются, отапливают дома, занимаются спортом, закаляются,принимают витамины).
- Послушайте сказку «Снежинка».
«В снежном лесу, в ледяной избушке жила волшебница Зима. У нее была любимая внучка Снежинка. Она очень любила танцевать и кружиться в воздухе. Снежинка была очень маленькая, поэтому бабушка зима когда уходила в лес рассыпать снег, крепко – накрепко запирала двери. Снежинка очень скучала, когда оставалась одна дома.
Однажды она вырвалась на волю через открытую форточку. Летит, а навстречу ей Волк: «Снежинка, Снежинка, я тебя съем»! А Снежинка отвечает: « Не ешь меня, я тебе станцую». И, оттолкнувшись пушистыми ножками от земли, легко подпрыгнула и начала весело кружиться в воздухе.
Она так легко и красиво танцевала, что Волк невольно засмотрелся на нее.
Ему так понравился танец снежинки, что он от удовольствия даже открыл рот. Снежинка кружилась, кружилась и случайно коснулась горячего языка Волка. Вмиг она превратилась в капельку воды и упала на волчью лапу. Волк
очень расстроился и горько заплакал…»
- Как вы думаете, каким образом капелька снова сможет превратиться в снежинку?
Правильно, ей сможет помочь только мороз. Слушайте дальше.
«…Вовремя появилась бабушка Зима, она подняла капельку высоко в небо.
К ней прикоснулся Мороз своим волшебным посохом, и снова превратилась она в снежинку. Так у нее появился день рождения. А Солнце, поздравляя ее, засияло множеством красок. Эти краски засверкали на Снежинке
разноцветными блестками, и она улетела. И одному только Волку было грустно, и он до сих пор воет в лесу. Бедный Волк».
- Вам жалко Волка? Давайте сделаем ему подарок. Вырежем из бумаги снежинки, обсыпим их блестками, а наш знакомый еж передаст их Волку.
Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность, здоровый образ жизни, художественное творчество) «Подводные спасатели»
Цели:Развивать познавательную активность, любознательность, умения наход...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»
Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...