Экологическое воспитание 18.02.2021
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
Проблема экологического воспитания детей является одной из актуальных на современном этапе. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирования у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать различные формы и методы: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных произведений, эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством воспитания любви к природе являются - игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.
В процессе обучения в играх с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к ним, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.
В своей работе с детьми я использую дидактические игры с природным материалом - листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания о свойствах объектов природы.
Очень нравится нам с ребятами играть в словесные игры. Это такие игры как: «Логические цепочки», «Съедобное - несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.»,«Скажи из чего сделано.». Мы учимся решать ребусы, наблюдать за растениями, принимать участие в конкурсах.
Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Чтобы игры носили заинтересовывающий характер, применю мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери», бросаю мяч ребенку и произношу слово «птица». В ответ он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить обратно мяч. Или, наоборот, в игре «Воздух, земля, вода», я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например, а он должен ответить мне, что это «воздух». Сюда же могу отнести и такие игры как: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник».
Для того чтобы вызвать у детей интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, которые помогают увлечь и заинтересовать детей.
Любознательность у детей всегда стояла на первом месте, поэтому я стараюсь развивать ее в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро - кто летает, бегает, прыгает».
Работая с детьми, я заметила, что у детей вызывает живой интерес дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому я провожу с ними такие игры - эксперименты, как «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» «Из чего состоит?», «Из чего построим дом?». Такие дидактические игры стимулируется развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.
Используем такую игру, как лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Фрукты». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.
Очень нравятся детям пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Дары природы», «Чей домик», «Ребусы», «Кто, где живет», «Найди детеныша»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогают им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
При ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдаю мультимедийным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо, с интересом испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество мультимедийных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей», «Что лишнее», «С какого растения лист», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные» и др.
Важную роль играет и привлечение родителей к экологическому воспитанию. С родителями проводились конкурсы рисунков «Береги природу», «Эколята». Родители оказали помощь в сооружении кормушек, приняли участие в конкурсе фотографий «Как дети помогают ухаживать за домашними животными».
Таким образом, дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество животных, растений. Дети научились сравнивать, наблюдать, логически мыслить, значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне.
Все те знания, которые они получили у нас останутся у них на всю жизнь, сделают их добрыми и милосердными ко всему живому.
Воспитанники наше группы принимают участие в различных конкурсах по экологии:
1.Большов Даниил – 3место. Конкурс детских рисунков «Природа и Я», посвященный Году охраны окружающей среды. 2015г. Большеатменский СДК.
2. Большов Даниил – 2место. Конкурс рисунков в районном этапе республиканского этапа Всероссийского экологического форума «Зеленая планета – 2015».
3.Кортунова Эвелина – участник республиканского этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2016».
4.Чеблукова Настя - участник республиканского этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2017».
5.Горланова София - участник республиканского этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2018».
6. Горланова София – 2 место в республиканском этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2018», номинация «Зеленая планета глазами детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-1159021-1576339238.jpg)
План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1098432-1547582166.jpg)
План самообразование на 2020-2021 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1030415-1614512918.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе на 2020-2021 год
Перспективный план по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-1100616-1549976718.jpg)
Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы 2021
Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы 2021...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/15/picture-765665-1458057479.jpg)
Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в 2020- 2021 году во второй группе раннего возраста «_Колокольчики_»
Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в 2020- 2021 году во второй группе раннего возраста «_Колокольчи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426197-1395853172.jpg)
Перспективный план работы в коррекционной группе для детей с нарушениями речи по экологическому воспитанию 2021-2022 уч.год
В перспективном плане отражены виды деятельности для работы с детьми по экологическому воспитанию...