Экологическое воспитание 18.02.2021
методическая разработка по окружающему миру

Васильева Светлана Николаевна

моя педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx662.44 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. 

Проблема экологического воспитания детей является одной из актуальных на современном этапе. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. 

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирования у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать различные формы и методы: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных произведений, эксперименты,  дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством воспитания любви к природе являются - игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.

 В процессе обучения в играх с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к ним, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.

В своей работе с детьми я использую дидактические игры с природным материалом - листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания о свойствах объектов природы.

Очень нравится нам с ребятами играть в словесные игры. Это такие игры как: «Логические цепочки», «Съедобное - несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.»,«Скажи из чего сделано.».  Мы учимся решать ребусы,  наблюдать за растениями, принимать участие в конкурсах.

Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Чтобы игры носили заинтересовывающий характер, применю мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери»,  бросаю мяч ребенку и произношу слово «птица».  В ответ он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить обратно мяч. Или, наоборот, в игре «Воздух, земля, вода»,  я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например, а он должен ответить мне, что это «воздух». Сюда же могу отнести и такие игры как: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник».

Для того чтобы вызвать у детей интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, которые помогают  увлечь и заинтересовать детей.

Любознательность у детей всегда стояла на первом месте, поэтому я стараюсь развивать  ее в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро - кто летает, бегает, прыгает».

 Работая с детьми, я заметила, что у детей вызывает живой интерес дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому я провожу  с ними такие игры - эксперименты, как «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» «Из чего состоит?», «Из чего построим дом?». Такие дидактические игры стимулируется развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.

Используем такую игру, как лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Фрукты». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.

Очень нравятся детям пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Дары природы», «Чей домик», «Ребусы», «Кто, где живет», «Найди детеныша»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.

Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогают им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

При ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдаю мультимедийным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо, с интересом испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество мультимедийных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей», «Что лишнее», «С какого растения лист», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные» и др.

Важную роль играет и привлечение родителей к экологическому воспитанию. С родителями проводились конкурсы рисунков «Береги природу», «Эколята». Родители оказали помощь в сооружении кормушек, приняли участие в конкурсе фотографий «Как дети  помогают ухаживать  за домашними животными».

Таким образом,  дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество животных, растений. Дети научились сравнивать, наблюдать, логически мыслить, значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне.

Все те знания, которые они получили у нас останутся у них на всю жизнь, сделают их добрыми и милосердными ко всему живому.

Воспитанники наше группы принимают участие в различных конкурсах по экологии:

1.Большов Даниил – 3место. Конкурс детских рисунков «Природа и Я», посвященный Году охраны окружающей среды. 2015г. Большеатменский СДК.

2. Большов Даниил – 2место. Конкурс рисунков в районном этапе республиканского этапа Всероссийского экологического форума «Зеленая планета – 2015».

3.Кортунова Эвелина – участник республиканского этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2016».

4.Чеблукова Настя - участник республиканского этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2017».

5.Горланова София - участник республиканского этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2018».

6. Горланова София – 2 место в  республиканском этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2018», номинация «Зеленая планета глазами детей».

L:\конкурс 2021\картинки для экологии 2018г\img15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...

План самообразование на 2020-2021 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы 2021

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы 2021...

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в 2020- 2021 году во второй группе раннего возраста «_Колокольчики_»

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание)  в 2020- 2021 году во второй  группе раннего возраста «_Колокольчи...

Перспективный план работы в коррекционной группе для детей с нарушениями речи по экологическому воспитанию 2021-2022 уч.год

В перспективном плане отражены  виды  деятельности  для работы с детьми   по экологическому воспитанию...