Конспект НОД для детей средней группы ДО на тему: " Дымковская игрушка".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Продолжаем знакомить детей с русской народной игрушкой. Сегодня в гости к нам пришла Дымковская игрушка. Дети с удовольствием не только рассматривают игрушки, но узнают, где и как они создаются, какими красками и узорами расписываются, а также сами приобщаются к созданию уникальной игрушки (правда, пока на бумаге). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД разработан в соответствии с ФГОС ДО

Тема: «Дымковская игрушка» (интеграция содержания образовательной области «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативное развитие» «Развитие речи»).

Цель: формировать представление о русских народных игрушках

Задачи:

  1. приобщать детей к традициям русского народа (художественно-эстетическое развитие);
  2. познакомить детей с русскими народными игрушками (познавательное развитие);
  3. сравнивать и различать по форме, цвету, узору дымковскую игрушку (художественно-эстетическое развитие);
  4. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
  5. развивать воображение, память, речь, внимание, наблюдательность (познавательное развитие);
  6. способствовать развитию наглядно-образного мышления, целостного зрительного и творческого восприятия окружающего мира (познавательное развитие);
  7. расширять словарный запас, создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  8. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельности:

•        коммуникативная;

•        игровая;

•        познавательно-исследовательская;

•        восприятие художественной литературы и фольклора;

•        двигательная;

Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют   возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип – комбинированный

Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.

Форма – фронтальная (с индивидуальным подходом).

Активизация словаря: слова, обозначающие свойства глины, истории возникновения и производства дымковской игрушки; лёгкая - тяжёлая, хрупкая - прочная, яркая - тусклая, гладкая - шершавая, старая - новая, современная ; мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки, подручный материал, древние обряды, гончар, художник.

Материалы и оборудование: дымковские игрушки ; презентация «Создание  дымковской игрушки»; заготовки изображения «Козлик»; ноутбук.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть (организационный момент)

В. - Я очень рада вас видеть.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Доброе утро!

Дети стоят в  кругу,

здороваются с друг с другом.

Создание условий для    психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей.

Вводная часть (мотивационный момент)

На столе под ярким платком скрыт лоток с игрушками.

Стихотворение:

- Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад,

К празднику весны, «Свистунье»,

Их лепили стар и млад.

В. задаёт вопрос детям:

- Ребята, вы любите игрушки?

- Откуда берутся ваши игрушки?

 -Давным-давно игрушки для детей родители делали сами из разных материалов или покупали на ярмарке.

- Ребята, сегодня к нам в группу заходил необычный гость с ярмарки - коробейник. Он принёс нам необычные игрушки.

 Послушайте стихотворение и узнаете, какие игрушки подарил нам коробейник.

В. - Ребята, о чём это стихотворение?

 - Правильно! Снимаю платок с лотка и показываю выставленные игрушки.

- Ой, посмотрите, какие красивые и нарядные игрушки!

- Почему игрушку назвали дымковской?

- Какие вы видите дымковские игрушки?

Ответы детей:

- Да. Я люблю игрушки.

- из магазина;

- дома есть;

-О дымковской игрушке.

Дети самостоятельно рассматривают новые предметы на лотке, берут осторожно в руки.

- Потому что она родом из села Дымково;

- Потому что её делают в селе Дымково;

- Конь, козлик, индюк, петушок, барыня, мама с ребёнком.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для проявления поисковой активности.

Основная часть

Художественное слово

Презентация

Стихотворение:

Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.

А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:

Цвет малиновый и синий,
Жёлтый – яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки –
Музыкальные свистки,

По-народному – свистульки.
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!

В. - Мастера изображали то, что видели вокруг себя, что им казалось забавным.

 - Посмотрите презентацию, послушайте стихотворение и ответьте, из чего и как создаётся дымковская  игрушка.

Ответьте на вопросы:

- Из чего делали дымковскую игрушку?

- Дымковская игрушка  какая?

- Как называется профессия мастера, который лепит из глины? (гончар)

- Куда отправлялась игрушка, после того, как её мастер лепил из глины?

 - В руки кого попадала обожжёная игрушка?

-Что делает художник с фигуркой игрушки?

В. - И дымковская игрушка получается:

 - прочная или хрупкая?

 - лёгкая или тяжёлая?

- Если игрушку погладить, то она гладкая или шершавая?

- Игрушку расписали красками. Какая получилась игрушка? яркая или тусклая?

- как можно по-другому сказать?

-Как вы думаете, эти игрушки сделали давно или недавно? Они старые или новые, современные?

В. -Трудно отличить, потому что старые традиции передаются новым мастерам.

- Не знаем.

- Из глины.

- Глиняная;

-Не знаем.

- В печь.

- В руки художника.

- разукрашивает;

- расписывает;

- разрисовывает;

- хрупкая;

- тяжёлая;

- гладкая;

- яркая;

- расписная, красивая, праздничная;

 

- новые,

- современные;

- старые;

 

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для поддержки  речевой и познавательной активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для обогащения словарного запаса.

Физкульминутка

 

Мы игрушки расписные, 

Хохотушки вятские, 


Щеголихи слободские, 
 
Кумушки посадские. 
 
У нас ручки крендельком 


Щёчки будто яблочки, 
 


С нами издавна знаком 

Весь народ на ярмарке. 

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) 
(Улыбка друг другу с поворотом) 
(Поворот вокруг себя)

(Небольшие приседания)

(Показ рук вперёд, на пояс)

 (Лёгкие прикасания к своим щекам)

(Стойка прямо) 

(Поклон)

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для оздоровления детей и двигательной активности.

 Длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Художественно-продуктивная деятельность

Дидактическая игра «Найди общее»

- цвета

- узоры

В. - Давайте вместе рассмотрим наши игрушки, какие узоры и цвета использует художник?

Ответы  детей:

- цвета:

синий,

малиновый,

зелёный,

жёлтый,

оранжевый

коричневый.

- узоры:

полоски,

ромбы

зигзаги,

круги.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития  исследовательских действий.

Условия для развития внимания, наблюдательности и активизации речи

Художественное творчество.

Раскрашивание и дорисовка заготовки «Козлик»

В. – Предлагаю, ребята, украсить нашу игрушку Козлика: добавить им красок и расписать ярким узором.

- Помните, какие цвета мы будем использовать и какие узоры применять.

- Я раскрасил(-а) игрушку жёлтыми и красными кругами

- Я раскрасил(-а) синими полосками и оранжевыми зигзагами

Условия для развития навыка штриховки внутри контура и стимулирования воображения и фантазии.

Развитие художественного вкуса.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.

В.

 - С какими игрушками вы познакомились?

- Из чего они сделаны?

-Для чего они сделаны?

- Почему у неё такое название?

-Что используют мастера - умельцы, чтобы игрушки стали красивые?

- А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

В. – Скажем хором: Будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

- Понравилось ли вам занятие? Почему?

Ответы детей:

- Дымковской игрушкой;

- из глины;

- чтобы играть, любоваться, смотреть;

- игрушки делают в селе Дымково;

- глину, краски, кусочки золотой фольги;

- Будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

- Да, мне понравилось, потому что было интересно.

- Мне было трудно рисовать.

- Мне понравилась дымковская игрушка Барыня.

- А мне петушок.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для  закрепления

нового материала.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нар...

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам "дымковской игрушки".

Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки».Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление ...

Конспект НОД для детей средней группы по рисованию Тема" Весёлые Мухоморчики".

Цель: Закрепить знания детей о том, что есть грибы съедобные и несъедобные.Задачи:- Продолжать учить детей правильно держать кисть, не напрягая мышцы и не сжимая сильно пальцы;-продолжать зн...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе ДОУ на тему: «Дымковская игрушка»

Образовательные области: познание, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.Цель: расширять кругозор детей.Программное содержание:Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игр...

Презентация для детей среднего дошкольного возраста на тему "Дымковская игрушка"

Презентация для детей  среднего дошкольного возраста на тему "Дымковская игрушка"...

Конспект образовательной деятельности в средней группе ДОУ по теме «Дымковский козлик»

Предлагаю  конспект образовательной деятельности детей  4-5 лет (детей  средней группы) по теме « Дымковский козлик». Данная работа будет полезной воспитателям  ...