Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница-вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница-вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa-voda.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница-вода»
Воспитатель : Чужакина В.В.
Цель: Расширение представлений о свойствах воды.
Задачи:
Обучающие: Показать разнообразие состояний воды, учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности, продолжать учить строить развернутые высказывания.
Развивающие: Развивать представления о свойствах воды; познавательную активность, наблюдательность, внимание (путем экспериментирования).
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде как главному природному ресурсу.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
сюрпризный момент, эксперимент, опыт, игра, наблюдение, беседа.
Планируемый результат: дети получат расширенные представления о свойствах воды; сформируется исследовательский интерес, игровые навыки, развитие положительного общения и взаимодействие ребенка с воспитателем и со сверстниками, сформируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Перечень оборудования и используемых материалов: ёмкости с водой, губки, стаканчики с водой (кипяченой), ложки, сахарный песок, соль, речной песок, камни, баночки с водой, фартуки — на каждого ребенка индивидуально.
Ход занятия:
I часть «Мотивационно-побудительная»
Дети свободно играют. Воспитатель наблюдает за детьми. У воспитателя звонит сотовый телефон.
Воспитатель: Алло. Здравствуйте. Да, конечно. Да. До свидания. (отключает телефон).
Воспитатель: Дети, хотите узнать, кто мне звонил? А вы отгадайте загадку и узнаете.
Мною можно умываться,
Я умею проливаться,
В кране я живу всегда.
Ну, конечно, я….
Ответы детей.
Воспитатель: Звонила Волшебница-вода. И она попросила, чтобы я познакомила вас с ее свойствами. Ребята, а где живет вода у нас в группе?
Поиск воды по группе. Вместе с детьми воспитатель ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находят воду, приклеивают знак воды – капельку. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждой из найденных объектов.
В уголке природы: лейка с водой. Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут.
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы мыть руки и лицо, игрушки. Около мойки: мыть посуду.
На столе чайник с водой: для питья
Воспитатель: Дети, а вода живет не только здесь?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
Вы в пруду ее найдете.
И в сыром лесном болоте
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Смею Вам я доложить.
Без нее нам не прожить! (Н. Рыжова)
Воспитатель: Дети, а где вы можете ещё ее повстречать?
Ответы детей.
Воспитатель: Как много мест на земле, где можно встретить воду.
II часть «Основная»
Игра-экспериментирование «Облака»
Воспитатель: Дети, а вода обладает еще многими свойствами. Мы сейчас превратимся в ученых-исследователей и будем проводить опыты, чтобы узнать все свойства воды (предлагает одеть фартуки).
Воспитатель: Дети, а вы помните, мы с вами беседовали, кто живет в тучке.
И как вода попадает к нам на землю. Сейчас мы увидим, как это происходит. Перед вами стоят тарелки с водой – это река. А рядом с тарелками лежат губки – это облака. Возьмите облака в руки. Какие ваши облака?
Дети кладут губки на ладошки и определяют по тяжести.
Воспитатель: А, если, подуть на облака, что с ними произойдет?
Дети дуют на губки. Губки слетают с ладошек. Значит облака, какие?
Воспитатель: Значит облака, какие? (Ответы детей хоровые и индивидуальные).
Воспитатель: А когда облака проплывают мимо рек, они вбирают в себя капельки воды. Опустите облака в воду. А теперь поднимите над тарелкой. Какие теперь облака?
Дети: Тяжелые. Наши легкие облака превратились в тяжелую тучку. И из нее пойдет дождик, сожмите облака. Какой сильный дождик пошел!
Воспитатель: Давайте, еще раз попробуем сделать дождик. Как вы думаете, для чего нужен дождик?
Ответы детей
Воспитатель: Дождик пройдет, и все растения начнут расти. А теперь положите облака на клеенку и вытрите руки бумажным полотенцем.(Дети вытирают руки).
Подвижная игра «Тучка и капельки»
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Тучка и капельки».
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Игра познавательно-исследовательская
Воспитатель: А сейчас мы с вами продолжим опыты. Мальчики сядут с левой стоны, а девочки с правой.
Воспитатель проверяет осанку детей.
Воспитатель: Девочки, посмотрите, что у вас в красной банке лежит — сахарный песок. А что произойдет, если сахарный песок положить в воду? Девочки, возьмите ложку, держим правильно, и сахар будем брать из красной банки.
Девочки кладут сахарный песок ложечками в стакан с водой и размешивают.
Воспитатель: Ой, где же сахарный песок? Его не видно. Он исчез из воды? Давайте проверим, попробуем воду. Какая вода на вкус?
Девочки пробуют воду. Хоровые и индивидуальные ответы.
Вывод:
Воспитатель: А теперь, мальчики, возьмите из синей баночки соль и размешайте ее в чистой воде.
Мальчики берут ложечками соль и размешивают в стакане с водой.
Воспитатель: А соль куда делась? А исчезла она из воды? Давайте попробуем. Какая она на вкус?
Мальчики пробуют воду. Хоровые и индивидуальные ответы.
Воспитатель: Дети, значит соль, и сахар остались в воде, они растворились в ней. У мальчиков вода, стала какой? (ответы детей), а у девочек какой (ответы детей).
Воспитатель: Какие вы смышленые, как ученые-исследователи.
Воспитатель: А у меня есть еще 2 стаканчика. Один я дам мальчикам, другой девочкам.
Воспитатель дает мальчикам стакан с речным песком, девочкам с камушками.
Воспитатель: Мальчики, посмотрите сюда в стаканчик. Что это, как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Положим его в воду и размешаем. Что у вас получилось? Растворился речной песок? (ответы детей). Воспитатель: А может вы плохо помешали? Растворился?
Воспитатель: Можно ли попробовать на вкус? Речной песок видно в воде или он растворился? (ответы детей).
Воспитатель: Значит, вода, какая?
Ответы детей.
Воспитатель: Девочки, посмотрите сюда в ваш стаканчик. Что это, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Положим их в воду и размешаем. Что у вас получилось? Растворились камушки? А, может быть, вы плохо помешали?
Воспитатель: Не хотите попробовать на вкус?
Ответы детей.
Воспитатель: А камушки видно в воде? Значит вода, какая?
Воспитатель: Вам понравилось проводить опыты? Вижу я, вы дружные ребята и с водичкой вы дружите?
Воспитатель: А вы знаете, почему воду называют волшебницей?
Воспитатель: А еще вода может окрашиваться в разные цвета. Хотите узнать, как?
Игра-превращение
Воспитатель: Тогда я сейчас превращу вас из ученых-исследователей в фокусников! Раз, два, три – ребятки покружились и в волшебников превратились. (Дети кружатся и надевают цветные колпачки).
Воспитатель: Я для вас приготовила волшебные баночки. В них сейчас прозрачная вода. А если сказать волшебные слова и потрясти баночку с водой, тогда произойдет какое-то волшебство. Попробуем? Повторяйте за мной:
Ты вода – водица,
Друг ты мой студеный.
Стань вода – водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: Подуйте теперь на свои баночки (дети дуют).
Воспитатель: А теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим?
Дети называют цвета. Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Значит, вода может еще что делать? Вода может окрашиваться в разные цвета. Вот так вода – Волшебница!
Воспитатель: А теперь, волшебники, покружились, в ребяток превратились.
III часть «Рефлексивная»
Воспитатель: Я вижу, что вы, ребята очень дружные. Вам интересно сегодня было проводить опыты и эксперименты? Что вы узнали нового? Что вы больше всего запомнили, что понравилось? Что бы вы ещё хотели узнать?
Использованная литература:
- Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.
- Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М.: «Linka-Press», 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы — «Волшебница-Вода»
Занятие по экспериментальной деятельности с детьми средней возрастной группы...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности для средней группы "Волшебница-Вода"
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическое развитие. Цели: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навык...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Волшебница - вода"
На занятии проводятся опыты с водой...
конспект занятия экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, прием пищи, сон; способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслит...
Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе "Волшебница вода"
Продолжать знакомить со свойствами воды. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе. Формировать предпосылки исследовательской деятельности....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе " Волшебница- вода".
Расширение представлений о воде и её свойствах....
Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница – вода».
Занятие по НОД на основе опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница – вода» позволяет:Продолжать знакомить детей со свойствами воды ( прозрачность, текучест...