Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением в подготовительной к школе группе с применением элементов технологии «Сотрудничество»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества, главная цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения Движущие силы учения - это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенность в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество детей и взрослых.
Максимального педагогического эффекта от применения элементов технологии "Сотрудничество" получила при организации образовательной деятельности во второй половине дня. Во время основной образовательной деятельности дети во взаимодействии со мною изучаю объект, явление, а во втрой половине дня идет погружение в предмет исследования. Таким образом идет распределение учебной нагрузки, даётся возможность дошкольнику всесторонне изучить предмет(объект, явление), что способствует развитию социально-коммуникативных навыков, познавательной активности и развитию речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sotrudnichestvo.docx | 426.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением
в подготовительной к школе группе
с применением элементов технологии «Сотрудничество»
«Эта чудесная бумага»
(Автор-составить конспекта: Кораблева А. А., воспитатель МДОУ детский сад п.Песочное)
Цель: способствовать формированию модели совместно-взаимодействующего сотрудничества через образовательную деятельность детей.
Задачи:
Способствовать формированию у детей умения детей работать в паре, достигать совместного результата; высказывать предположения; работать по обобщённой модели сотрудничества, и алгоритму работы с книгой, использовать символы в работе (в ходе исследований)
Познакомить детей с историей появления бумаги.
Закреплять представление детей о свойствах материалов, которые использовались для письма: камень, глиняная дощечка, береста, кожа (пергамент)
Активизировать словарь детей: пергамент, береста, глиняная дощечка.
Материал: обобщённый алгоритм сотрудничества, алгоритм работы с книгой, природный материал: камень, береста, глиняная дощечка; бумага, гвозди, уголь, палочки, краска, набор карточек символов - 4 шт. (толстый - тонкий, светлый -тёмный, твёрдый - мягкий, шершавый - гладкий, легко писать - трудно писать,
тяжёлый - лёгкий) иллюстрации из истории письменности, информация о материалах, энциклопедия, ноутбук.
Сценарий занятия
Здравствуйте, ребята! Подходите ко мне. Сегодня я приглашаю вас в наш мини музей. Там хранится одна очень интересная вещь. Вот она. Что это, дети? (ответы детей).
Да, это-сундучок! Он не простой, а волшебный. Только стоит сказать: «Здравствуй, сундучок» Открой нам свои тайны», - он все и покажет.
Повторяем слова за мной. (звучит музыка, как при открывании музыкальных шкатулок)
Посмотрите, тут много старинных вещей. Кто из вас знает, что это?
(дети видят бересту, глиняную дощечку, старую бумагу)
Хорошо, а сейчас проверим, кто же из вас прав. Разделимся на пары и начнем работу.
Посмотрите на «карточку» и вспомните как:
(воспитатель показывает модель сотрудничества)
-Вам нужно распределиться, кто и что будет делать в паре. Выполнить вместе. Проверить и рассказать.
- Итак, перед нами предметы, на которых люди писали.
Предположим, бумага самый лучший материал для письма. Значит, она должна быть: гладкая, светлая, лёгкая, мягкая, тонкая,
-как на ней писать? (на бумаге легче и быстрее всего писать),
-Сколько времени её можно хранить? (долго хранить)
-И ещё, бумага есть в доме у каждого.
- Ребята, как вы думаете, бумага - это природный материал? ( ответы детей)
- Или рукотворный материал? (рукотворный, её создал человек)
Ребята, а что вы хотите узнать? ( дети говорят, воспитатель направляет ход мыслей )
- Значит, мы должны узнать:
1. Что за материалы использовались для письма до бумаги, какие сначала, какие потом.
2.Чем писали люди на этих материалах.
3. Они были природными или рукотворными
4. Какими были (свойства) эти материалы.
5. Удобно ли было на них писать.
- Ребята, сейчас постараемся понять, что за материалы использовались для письма до бумаги и в какой последовательности появились. (показывает на таблицу)
- Для этого посмотрим небольшой ролик.
Но, чтобы не забыть, то, что вам расскажут, нужно внимательно послушать и ответ повторить вслух.
(Если дети затрудняются, воспитатель задаёт вопросы из опыта, ответ детей фиксируется на доске)
- Что вы узнали?
(дети рассказывают, воспитатель выставляет на доску надписи материалов)
- А сейчас, мы с вами изменим свои пары и продолжим наше исследование.
Найдите каждый свою пару, у партнёра должен быть такой же нагрудный знак. (дети находят пару)
- И так, мы с вами узнали – на чём писали люди раньше (показывает на таблицу), а ещё, чем на них писали, и какие это были материалы: природный или рукотворный, мы узнаем из книги. (показывает на таблицу и помещает символ «книга»)
- Каждая пара будет исследовать один материал. Вы внимательно будете слушать про свой материал, затем расскажете нам. А я буду записывать на диктофон.
(дети вытягивают материалы: глина, камень, береста, пергамент (кожа), воспитатель выставляет символы и приглашает детей в «библиотеку», садятся за общий стол )
- Вам нужно узнать, чем писали на этих материалах, и природные они или рукотворные.
А теперь напомните мне, как мы работаем с книгой? Смотрите «карточку». (мы берём книгу, открываем на нужной странице, рассматриваем, читаем, закрываем)
(Дети проговаривают шаги алгоритма, воспитатель выполняет действия, читает детям энциклопедию, показывает иллюстрации)
Сколько разных материалов люди перепробовали, прежде чем была изобретена бумага. Сначала люди использовали природные материалы, то, что всегда было под рукой. Первые надписи первобытные люди делали в своих пещерах. Стены пещеры были из камня. Первым материалом, на котором люди
стали писать, был камень. Писали на каменных стенах угольками или острыми камнями. Внутри пещеры надписи сохранялись надолго.
Затем люди стали использовать для письма природный материал – глину. Её смешивали с водой, лепили глиняные дощечки. На сырых глиняных дощечках писали острой палочкой. Писать на сырой глине острой палочкой легко. Затем дощечку сушили на солнце. Сухая глиняная дощечка – очень хрупкий материал.
Позже люди стали писать на коре дерева – берёзы, её назвали «берестой». Писали на бересте специальными острыми инструментами под названием – «писала», похожими на гвоздь.
Береста была хрупким материалом и хранилась не долго.
Прошло время, и в городе Пергаме стали использовать для письма кожу молодых животных – телят, ягнят, козлов, которую сначала долго обрабатывали. По имени города этот материал стал называться «пергамент». Писали на нём гусиным пером, обмакивая его в чернила. Но изготовление его было трудным, поэтому этот материал стоил очень дорого. Не каждый мог его купить.
Сейчас мы пишем на бумаге. (дети рассматривают иллюстрации, материалы и план исследования)
-Итак, обсудим то, что прочитали, и запишем на диктофон, чтобы потом послушать ответы друг друга (воспитатель обращается к парам)
- Как называется ваш материал? Каким был ваш материал, природным или рукотворным? Чем писали?
(Сначала писали на камне – это природный материал. Писали острыми предметами)
(Глиняная дощечка - это рукотворный материал, на мокрой дощечке писали острой палочкой, потом её сушили)
(Береста - это кора дерева берёзы, она - природный материал, писали на ней специальными острыми палочками)
(Пергамент делали из кожи молодых животных. Ее долго и трудно обрабатывали. Это рукотворный материал. Писали на ней полочками, обмакивая их в чернила).
- И так, мы рассказали друг другу, что узнали, какие материалы использовались для письма до бумаги и чем на них писали.
Эксперимент «Пишем на материале» работа в парах.
(дети стоят полукругом у доски)
- Ребята, теперь мы должны узнать. какими были эти материалы их свойства. (показывает на таблицу.
- Для этого проведём опыт (ставит на таблицу символ « лупа»)
- Как мы будем это делать? Смотрите «напоминалку»
Надо: рассмотреть материал, пощупать его, попробовать писать 🖑 ✍
Воспитатель: (показывает на символы) - Что мы увидим при рассматривании? (светлый или тёмный)
-Что определим, когда пощупаем? (гладкий или шершавый, тонкий или толстый, твёрдый или мягкий, тяжёлый или лёгкий)
-А что выясним, когда попробуем писать? (легко или трудно)
Для того. чтобы попробовать писать, нужно вспомнить, чем писали на этом материале, а затем написать своё имя.
- Давайте вспомним, что мы выяснили о бумаге, когда её обследовали на прошлом занятии, и как заполнили «планшет исследователя»?
(воспитатель выставляет « планшет исследователя» с символами)
- Сейчас, каждая пара будет исследовать свой материал. Все, что узнаете о нём, выберите и поместите в «планшет исследователя» подходящие символы. (показывает на доске)
🖉- легко писать
🖉- трудно писать
- лёгкий
- тяжёлый
- светлый
- тёмный
♒ - шершавый
— - гладкий
- тонкий
- толстый
м- мягкий
т- твёрдый
- После исследования обсудите то, что узнали, и расскажите нам. (Воспитатель раздаёт каждой паре планшет исследователя, дети садятся за столы, на столах у детей один из природных материалов, инструменты для письма и набор символов)
- Договоритесь, что вы будете делать сначала, а что потом, и как работать с планшетом приступайте к работе.
(Педагог помогает детям при необходимости договориться, после работы воспитатель предлагает с планшетами и материалами пересесть за один стол) - А сейчас послушаем и расскажем результаты работы. Расскажите, что узнали. Какой материал? Чем писали? Как на нём писать?
-Кто - Что вы выяснили? Какой камень? (шершавый, тяжёлый, твёрдый, трудно писать)
-Удобно это было для письма? (неудобно).
- Кто исследовал глиняную дощечку?
- Какие у вас результаты, какая она? (мягкая, толстая, тяжёлая, легко писать)
-Удобно это было для письма? (неудобно).
- Кто работал с берестой, расскажите, что узнали вы? (лёгкая, светлая, гладкая , трудно писать). -Хорошо это было для письма? (плохо)
- Сейчас послушаем тех детей, кто работал с кожей.
Расскажите нам о коже? (лёгкая, гибкая, толстая, легко писать) Удобно было использовать кожу для письма? (неудобно).
- А теперь пойдёмте и докажем , чем бумага лучше.
( вос-ль предлагает детям поместить планшеты на наборное полотно)
- И так, что мы выяснили про камень, глиняную дощечку, бересту и кожу?
Удобно ли писать на этих материалах? (неудобно)
-А теперь скажите, что мы знаем о бумаге? Какая бумага? (гладкая, светлая, тонкая, лёгкая, мягкая, легко писать)
Чем можно писать на бумаге? (карандашами, фломастерами ручками, мелками ) Сколько можно её хранить? (долго) А где можно взять бумагу? ( купить) Значит её может иметь каждый. Так, удобна ли бумага для письма? (удобна)
Значит, бумага самый лучший материал для письма.
- Ребята, сегодня мы узнали о прошлом бумаги и доказали, что бумага лучший материал для письма.
- Как мы искали нужную нам информацию? ( думали сами , спрашивали у взрослого, читали энциклопедию, проводили опыт) Как вам понравилось больше всего находить информацию? (ответы)
- Предлагаю послушать звуковое письмо, которое мы записали ( слушают)
Давайте сложим все планшеты и диктофон в коробку. Открою вам секрет. На этом наше исследование о бумаге не заканчивается. И сегодня вечером мы узнаем, как и из чего делают бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе
Здравствуйте! Прошу прочитать и разместить на сайте составленный мною конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением "Мой родной город" во второй младшей группе. К конспекту прилаг...
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» в младшей группе
Цель:Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине – городе Красногорске и своей семье.Задачи:1. Формировать патриотические чувства.2. Знакомить с достопримечательностями...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Удивительная рыба » с применением элементов технологии «Ситуация»
В нашем детском саду наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогиче...
Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением в подготовительной к школе группе «Эволюция посуды» (технология развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой)
Тема «Эволюция посуда» (технология развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой)...
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе
Дошкольное детство-время становления личности, поэтому именно в этот период необходимо закладывать интерес, уважение и любовь к своему городу, к своей стране. Чувство патриотизма, любовь к Родин...
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на тему: «Друг познается в беде» (старшая группа)
Цель: Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения. ...