Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы» с презентацией.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Юлия Витальевна Капралова

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе с презентацией для показа детям. Занятие подходит для программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Вераксы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ftskm_dve_vazy.docx17.98 КБ
Файл dve_vazy_podgot.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы».

Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

Задачи:

  • Учить делать выводы в процессе эксперимента.
  • Способствовать развитию свободного общения между взрослыми и детьми.
  • Закреплять правила безопасности при обращении с предметами из стекла и керамики.
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование и материал: Стеклянная и керамическая вазы, осколки стекла и керамики, искусственные цветы, стеклянная и керамическая кружки, вода, лупа, образцы песка и глины, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальная колонка, презентация.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ход занятия

Воспитатель предлагает встать ребятам в круг и повторять за ней движения под тихую музыку.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Загадка про вазу

Красивый и праздничный этот сосуд.

И если в квартиру цветы принесут,

То тут же обрежут  и сразу

Поставят заботливо в … (вазу).

 На столе лежат два цветка и стоят две вазы, накрыты салфеткой. После отгадывания загадки я убираю салфетку и спрашиваю:

- Ребята, что вы видите у меня на столе? (Вазы, цветы.)

(Я предлагаю поставить одному ребенку цветок в стеклянную вазу, а другому в керамическую вазу).

- Ребята, что вы видите в этой вазе? (стеклянной) Стебель цветка.

- А в другой вазе, что видите? (Ничего не видно.)

- В вазе, в которой видно стебель из чего она сделана? (Ваза сделана из стекла.)

- Правильно из стекла, значит, ваза, какая? (Стеклянная.)

- А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она сделана? (Ваза сделана из керамики.)

- Правильно, молодцы ребята, если она сделана из керамики, значит ваза какая? (Керамическая.)

- Правильно, стекло прозрачное, а керамическая посуда – нет.

- Как вы думаете, где используется такое свойство стекла как прозрачность?

- Назовите мне предметы, которые делают из стекла?

(Аквариум, очки, стекла для автомобиля, окна и т. д.)

Слайд.

- А какие керамические предметы вы можете назвать?

(Тарелки, чашки, горшки для цветов)

Слайд.

- Керамика была изобретена первой, а только потом появилось стекло.

- Как вы думаете, почему люди делают горшки для цветов из керамики, а не из стекла? (Корням не нужен свет.)

- Вот мы с вами и определили первое свойство стекла и керамики.

(стекло прозрачное, керамика не прозрачная).

Я предлагаю налить одному ребенку воду в стеклянный стакан, а другому в керамическую чашку.

- Что происходит? Вода выливается? (Нет.)

-Значит, и стекло и керамика водонепроницаемые.

(стекло и керамика не пропускают воду).

- Ребята, а если я уроню стакан, что с ним произойдет. (Он разобьется.)

- А чашка?  (Тоже разобьется.)

- Посмотрите вот осколки стекла, а вот керамики. Они очень острые, ими можно порезаться. (Демонстрирую осколки на подносах.)

- Свойство стекла и керамики это – хрупкость. (Стекло и керамику можно разбить.)

-А вы знаете, из какого материала делают стекло.  (Из песка.)

- Давайте мы его рассмотрим под лупой

(На столе лупа и емкость с песком).

- Песок состоит из мелких полупрозрачных песчинок и песчинки не

прилегают плотно друг к другу. Давайте попробуем растворить песок в воде.

- Растворяется? (Нет.)

-А из какого материала делают керамику? (Из глины.)

- А теперь посмотрим через лупу на глину. Что вы там видите? Глина тоже состоит из мелких песчинок, но они очень мелкие и плотно

прилегают друг к другу. Попробуем растворить глину в воде. Глина растворяется?  (Растворяется, но не полностью.)

Физкультминутка. Слайд. 

Слайды 5-9.

-А знаете, как из песка делают стеклянную посуду? На больших стекольных заводах, чтобы изготовить стекло, в песок добавляют соду, немного других веществ, затем расплавляют его в больших печах при, очень больших температурах и в результате получают прозрачную, тягучую смесь. Стеклодув берет трубочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов, стеклодув делает различные изделия.  

- Можно отметить свойство стекла - оно изготавливается из песка.

- А знаете, как из глины делают керамическую посуду?

Слайды 10-13.

Для того чтобы гончар смог вылепить из нее какую-то посуду, глину нужно замочить в воде. В старину глину рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком. После смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой, месили ногами. Сейчас мастер не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в гончарные мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты. Гончар на специальном постоянно крутящемся станке руками вылепляет нужный предмет утвари. Потом обжигает его в специальной печи при высокой температуре.

- Можно отметить свойство керамики – она изготавливается из глины.

- Ребята, какие вазы мы сегодня с вами рассматривали?

(Стеклянную, керамическую)

Слайд.

- Как называется профессия по изготовлению предметов из стекла? (Стеклодув.)

Слайд.

- Как называется профессия по изготовлению предметов из керамики? (Гончар.)

- Как нужно обращаться с изделиями из стекла и керамики?

(Осторожно, бережно, аккуратно)

- О свойствах, каких материалов мы сегодня с вами узнали? (Керамики и стекла.)

- Ещё что вы узнали? (Мы узнали сегодня, как делается керамика и стекло.)

- Кто делает стеклянные изделия? (Стеклодув.)

- Кто делает керамические изделия? (Гончар.)

- Как называется завод, на котором работают стеклодувы? (Стекольный.)

- А там, где работает гончар? (Гончарная мастерская.)

Вы молодцы, все очень хорошо работали.

Выход в деятельность:

Ребята, я приготовила для вас интересную игру «Узнай, что разбилось». Каждому ребенку раздать конверты с осколками и картинкой целого предмета. На картинках можно нарисовать предметы из стекла и керамики. Предложить детям собрать разбитый предмет и узнать из чего он сделан.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: «Муса Җәлил батырлыгы».

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: «Муса Җәлил батырл...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «МОЁ ОТЕЧЕСТВО - РОССИЯ»

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «МОЁ ОТЕЧЕСТВО - РОССИЯ»...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему "Птичья столовая".

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира и входит в серию занятий «Жизнь животных зимой». Главной задачей было привить детям стрем...

План-конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: "Хлеб-всему голова"

Программное содержание. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.Познакомить детей с процессом...

Конспект. Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы»

Конспект. Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы»Конспект. Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы&ra...