Программное содержание:
• Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.
• Закрепление правил безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
• Учить делать выводы в процессе эксперимента.
Материал: Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных шарика. Натуральные цветы – хризантема и роза. Клеёнки, клей, кисточки, готовые шаблоны. Посылка. Проектор, компьютер, экран, презентация.
Предварительная работа: Беседа: «Что такое керамика», «Из чего делают стекло»; работа в мини лаборатории.
Словарная работа: лаборатория, лаборант, исследования, исследователь, керамика, керамический, стеклянный, стеклодув, гончар.
Организационный момент
В. : Ребята сегодня утром принесли посылку. На посылке написано «От Буратино, ребятам подготовительной группы». Вы знаете, кто такой Буратино?
Д. : Да, это тот кто не хотел учиться.
В. : А из какой он сказки?
Д. : Приключение Буратино.
В. : Верно, молодцы! Ну что посмотрим, что в посылке?
Д. : Да!
В. : (Открывает посылку, комментирует содержимое). Ребята в посылке письмо и много конвертов, в них что-то лежит, давайте прочтём письмо и тогда всё станет понятно. (Зачитывает письмо).
Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Буратино. Мне очень нужна ваша помощь. У меня случилось большая неприятность. Я сделал для Мальвины вазу к 8 марта в подарок, а я их разбил. Даже не знаю почему они разбились, я уронил коробки с вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Помогите мне пожалуйста склеить осколки, одному мне не справиться.
В. : Ну что ребята, поможем Буратино!
Д. : Да!
В. : Ребята, но прежде чем помочь , мы отправимся в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
Д. : Это место где проводят опыты, исследования.
В. : Верно ребята, это место где проводят опыты и исследования. А как называют человека, который работает в лаборатории?
Д. : Лаборант, исследователь.
В. : Правильно, молодцы ребята! Вот и мы сегодня будем с вами исследователями, в лабораторию мы поедем с вами на автобусе. (Даёт ребёнку руль, дети строятся друг за другом, под музыку делают один круг по группе, останавливаются у стола).
Ход занятия
В. : Ребята, что вы видите у меня на столе?
Д. : Вазы, цветы, чашка, стакан, цветные шарики.
В. : Богдан поставь один цветок в вазу, Дарья, а ты в другую вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?
Д. : Воду, стебель цветка.
В. : А в другой вазе, что видите?
Д. : Ничего не видно.
В. : В вазе в которой видно воду и стебель из чего она сделана?
Д. : Ваза сделана из стекла.
В. : Правильно из стекла значит ваза какая?
Д. : Стеклянная.
В. : А в вазе в которой мы ничего не видим, из чего она сделана?
Д. : Из керамики.
В. : Правильно, молодцы ребята, если она сделана из керамики значит ваза какая?
Д. : Керамическая.
В. : Молодцы ребята. Продолжаем наши исследования. (Показывает чашку) Ребята посмотрите на чашку, какая она?
Д. : Керамическая.
В. : Правильно, молодцы. (Показывает стакан). А стакан какой?
Д. : Стеклянный.
В. : Верно, молодцы. (Кладёт в чашку и в стакан по одному разноцветному шарику). Ребята вы что-нибудь видите в чашке?
Д. : Нет, ничего не видно.
В. : А в стакане?
Д. : Виден цветной шарик.
В. : Что можно сказать про чашку, что можно сказать про стакан?
Д. : Стакан прозрачный, чашка не прозрачная.
В. : Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы, которые делают из стекла?
Д. : Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум.
В. : Молодцы! А предметы, которые делают из керамики.
Д. : Вазы, чашки, тарелки, блюдца, горшки для цветов.
В. : Верно, молодцы! Чашки, тарелки, блюдца, а как можно всё что перечислила назвать одним словом?
Д. : Посуда.
В. : Молодцы! Как вы думаете почему люди делают керамические горшки для цветов?
Д. : Потому что корням не нужен свет.
В. : Молодцы ребята, правильно! Ребята, как вы думаете, почему человек делает посуду из стекла и керамики?
Д. : Керамика и стекло не пропускает воду.
В. : Верно, молодцы!
В. : Ребята давайте обследуем предметы из стекла и керамики и охарактеризуем их. (Раздаёт предметы из керамики и стекла). Ребята как вы считаете если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними произойдёт?
Д. : Предмет разобьётся.
В. : Правильно, разобьётся и разлетится на мелкие осколки. Значит эти предметы какие?
Д. : Хрупкие.
В. : Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять, бросать. Вот почему у Незнайки разбились все вазы. Они раскололись от удара об пол. Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами из стекла и керамики?
Д. : осторожно, аккуратно, бережно.
В. :(Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны. Как вы думаете почему?
Д. : Об осколки можно пораниться, обрезаться.
В. : Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или керамики, чем нужно воспользоваться чтобы собрать осколки?
Д. : Веником и совком.
В. : Верно, молодцы. Ни в коем случае не собирать осколки руками. Ну а сейчас мы прервёмся от наших исследований на физминутку, проведёт её Настя.
Физминутка (заранее подготовлен ребёнок, пока дети выполняют физминутку, раздать конверты из посылки).
В. : Ребята зарядились энергией, будем дальше продолжать исследования?
Д. : Да
В. : (Даёт ребёнку руль, дети строятся друг за другом, под музыку делают один круг по группе, останавливаются полукругом у экрана проектора).
Ребята я вам уже рассказывала, как делают стекло. Давайте вспомним, я буду показывать вспомогательные картинки, а вы рассказывать (показ слайдов ). Молодцы ребята, всё помните. А сейчас мы с вами посмотрим, как изготавливают керамические изделия (слайд 9, просмотр видео ролика 3 мин 29 с).
В. : Понравилось, вам было интересно?
Д. : Да.
В. : Ребята давайте немного поиграем (д\и четвёртый лишний, внимание на экран (просмотр слайдов 10-13). Что лишнее? Почему ты так считаешь?
Д. : Ответы детей.
В. : Ребята напомните кто делает стеклянные изделия? (показ слайда 14)
Д. : Стеклодув.
В. : Кто делает керамические изделия?
Д. : Гончар.
В. : Верно, молодцы. Ну а теперь пора помочь Незнайке, занимайте свои места в лаборатории.
Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта. Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как мозаику. Скажите мне из каких геометрических фигур она состоит?
Д. : Трапеция, прямоугольник и квадрат.
В. : Молодцы. Ребята теперь начнём наклеивать вазу снизу вверх, от донышка до горлышка, уравнивая рисунок. Где мы должны намазывать клеем детали?
Д. : На клеёнке.
В. : Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке. Можно приступать к работе.
(По окончанию работы аппликации вывешиваются на доске, подводится итог занятия).
Итог занятия
В. : Ребята, какие вы молодцы, помогли Незнайке, теперь их дамы не останутся без подарков. Где мы с вами были?
Д. : В лаборатории.
В. : В лаборатории мы с вами узнали и сравнили свойства каких материалов?
Д. : Керамики и стекла.
В. : Ещё что вы узнали?
Д. : Мы узнали сегодня, как делается керамика и стекло.
В. : Кто делает стеклянные изделия, а кто керамические?
Д. : Стеклодув, гончар.
В. : Как нужно обращаться с изделиями из стекла и керамики?
Д. : Осторожно, бережно, аккуратно.
В. : Вы молодцы, очень хорошо работали. (Отметить отличившихся детей)
На этом наша исследовательская лаборатория на сегодня закрывается, но мы обязательно ещё будем заниматься исследованиями.