Конспект. Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карагодина Валентина Николаевна

Конспект. Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы»Конспект. Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы»

Программное содержание:

• Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

• Закрепление правил безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики.

• Активизировать речь и обогащать словарь детей.

• Учить делать выводы в процессе эксперимента.

Материал: Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных  шарика. Натуральные цветы – хризантема и роза. Клеёнки, клей, кисточки, готовые шаблоны. Посылка. Проектор, компьютер, экран, презентация.

Предварительная работаБеседа«Что такое керамика»«Из чего делают стекло»; работа в мини лаборатории.

Словарная работа: лаборатория, лаборант, исследования, исследователь, керамика, керамический, стеклянный, стеклодув, гончар.

Организационный момент

В. : Ребята сегодня утром принесли посылку. На посылке написано «От Буратино, ребятам подготовительной группы». Вы знаете, кто такой Буратино?

Д. : Да, это тот кто не хотел учиться.

В. : А из какой он сказки?

Д. : Приключение Буратино.

В. : Верно, молодцы! Ну что посмотрим, что в посылке?

Д. : Да!

В. : (Открывает посылку, комментирует содержимое). Ребята в посылке письмо и много конвертов, в них что-то лежит, давайте прочтём письмо и тогда всё станет понятно. (Зачитывает письмо).

Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Буратино. Мне очень нужна ваша помощь. У меня случилось большая неприятность. Я  сделал для Мальвины вазу к 8 марта в подарок, а я их разбил. Даже не знаю почему они разбились, я уронил коробки с вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Помогите мне пожалуйста склеить осколки, одному мне не справиться.

В. : Ну что ребята, поможем Буратино!

Д. : Да!

В. : Ребята, но прежде чем помочь , мы отправимся в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Д. : Это место где проводят опыты, исследования.

В. : Верно ребята, это место где проводят опыты и исследования. А как называют человека, который работает в лаборатории?

Д. : Лаборант, исследователь.

В. : Правильно, молодцы ребята! Вот и мы сегодня будем с вами исследователями, в лабораторию мы поедем с вами на автобусе. (Даёт ребёнку руль, дети строятся друг за другом, под музыку делают один круг по группе, останавливаются у стола).

Ход занятия

В. : Ребята, что вы видите у меня на столе?

Д. : Вазы, цветы, чашка, стакан, цветные шарики.

В. : Богдан поставь один цветок в вазу, Дарья, а ты в другую вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?

Д. : Воду, стебель цветка.

В. : А в другой вазе, что видите?

Д. : Ничего не видно.

В. : В вазе в которой видно воду и стебель из чего она сделана?

Д. : Ваза сделана из стекла.

В. : Правильно из стекла значит ваза какая?

Д. : Стеклянная.

В. : А в вазе в которой мы ничего не видим, из чего она сделана?

Д. : Из керамики.

В. : Правильно, молодцы ребята, если она сделана из керамики значит ваза какая?

Д. : Керамическая.

В. : Молодцы ребята. Продолжаем наши исследования. (Показывает чашку) Ребята посмотрите на чашку, какая она?

Д. : Керамическая.

В. : Правильно, молодцы. (Показывает стакан). А стакан какой?

Д. : Стеклянный.

В. : Верно, молодцы. (Кладёт в чашку и в стакан по одному разноцветному шарику). Ребята вы что-нибудь видите в чашке?

Д. : Нет, ничего не видно.

В. : А в стакане?

Д. : Виден цветной шарик.

В. : Что можно сказать про чашку, что можно сказать про стакан?

Д. : Стакан прозрачный, чашка не прозрачная.

В. : Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы, которые делают из стекла?

Д. : Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум.

В. : Молодцы! А предметы, которые делают из керамики.

Д. : Вазы, чашки, тарелки, блюдца, горшки для цветов.

В. : Верно, молодцы! Чашки, тарелки, блюдца, а как можно всё что перечислила назвать одним словом?

Д. : Посуда.

В. : Молодцы! Как вы думаете почему люди делают керамические горшки для цветов?

Д. : Потому что корням не нужен свет.

В. : Молодцы ребята, правильно! Ребята, как вы думаете, почему человек делает посуду из стекла и керамики?

Д. : Керамика и стекло не пропускает воду.

В. : Верно, молодцы!

В. : Ребята давайте обследуем предметы из стекла и керамики и охарактеризуем их. (Раздаёт предметы из керамики и стекла). Ребята как вы считаете если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними произойдёт?

Д. : Предмет разобьётся.

В. : Правильно, разобьётся и разлетится на мелкие осколки. Значит эти предметы какие?

Д. : Хрупкие.

В. : Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять, бросать. Вот почему у Незнайки разбились все вазы. Они раскололись от удара об пол. Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами из стекла и керамики?

Д. : осторожно, аккуратно, бережно.

В. :(Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны. Как вы думаете почему?

Д. : Об осколки можно пораниться, обрезаться.

В. : Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или керамики, чем нужно воспользоваться чтобы собрать осколки?

Д. : Веником и совком.

В. : Верно, молодцы. Ни в коем случае не собирать осколки руками. Ну а сейчас мы прервёмся от наших исследований на физминутку, проведёт её Настя.

Физминутка (заранее подготовлен ребёнок, пока дети выполняют физминутку, раздать конверты из посылки).

В. : Ребята зарядились энергией, будем дальше продолжать исследования?

Д. : Да

В. : (Даёт ребёнку руль, дети строятся друг за другом, под музыку делают один круг по группе, останавливаются полукругом у экрана проектора).

Ребята я вам уже рассказывала, как делают стекло. Давайте вспомним, я буду показывать вспомогательные картинки, а вы рассказывать (показ слайдов ). Молодцы ребята, всё помните. А сейчас мы с вами посмотрим, как изготавливают керамические изделия (слайд 9, просмотр видео ролика 3 мин 29 с).

В. : Понравилось, вам было интересно?

Д. : Да.

В. : Ребята давайте немного поиграем (д\и четвёртый лишний, внимание на экран (просмотр слайдов 10-13). Что лишнее? Почему ты так считаешь?

Д. : Ответы детей.

В. : Ребята напомните кто делает стеклянные изделия? (показ слайда 14)

Д. : Стеклодув.

В. : Кто делает керамические изделия?

Д. : Гончар.

В. : Верно, молодцы. Ну а теперь пора помочь Незнайке, занимайте свои места в лаборатории.

Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта. Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как мозаику. Скажите мне из каких геометрических фигур она состоит?

Д. : Трапеция, прямоугольник и квадрат.

В. : Молодцы. Ребята теперь начнём наклеивать вазу снизу вверх, от донышка до горлышка, уравнивая рисунок. Где мы должны намазывать клеем детали?

Д. : На клеёнке.

В. : Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке. Можно приступать к работе.

(По окончанию работы аппликации вывешиваются на доске, подводится итог занятия).

Итог занятия

В. : Ребята, какие вы молодцы, помогли Незнайке, теперь их дамы не останутся без подарков. Где мы с вами были?

Д. : В лаборатории.

В. : В лаборатории мы с вами узнали и сравнили свойства каких материалов?

Д. : Керамики и стекла.

В. : Ещё что вы узнали?

Д. : Мы узнали сегодня, как делается керамика и стекло.

В. : Кто делает стеклянные изделия, а кто керамические?

Д. : Стеклодув, гончар.

В. : Как нужно обращаться с изделиями из стекла и керамики?

Д. : Осторожно, бережно, аккуратно.

В. : Вы молодцы, очень хорошо работали. (Отметить отличившихся детей)

На этом наша исследовательская лаборатория на сегодня закрывается, но мы обязательно ещё будем заниматься исследованиями.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»

Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ГЕРОИЗМ».

Формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в с...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе «Рада скатерть хлебушку,он на ней как солнышко»

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира»  на тему: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» разработан д...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Здоровое питание – здоровая жизнь"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы» с презентацией.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе с презентацией для показа детям. Занятие подходит для программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Вераксы....