Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: «Муса Җәлил батырлыгы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: «Муса Җәлил батырлыгы».

 

                                                                       Воспитатель

                                                                              Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

 

Программное содержание

1. Продолжать знакомить с жизнью и творчеством великого татарского поэта Мусы Джалиля.

2. Закрепить пословицы о Родине, о смелости

3. Развивать связную речь детей: отвечать на вопросы распространенными предложениями, выразительно читать стихотворения.

4.    Воспитывать уважение к великому поэту, к его подвигу, любовь и преданность к своей Родине.

 

Активизация словаря

Родина, герой, подвиг, джигит.

 

Материал к занятию

Демонстрационный: портрет М. Джалиля, М. Джалиля с женой Аминой и дочкой Чулпан.

Иллюстрации: с изображением памятников (возле Кремля в г.Казань, в г.Нижневартовск, в г.Набережные Челны, Нижнекамск), д. Мустафино, медресе, где учился поэт, тюрьмы Моабит; к стихам, произведение Р. Мустафина «На речке Неть».

 

Ход занятия

 

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

 

- В Оренбурге есть небольшая деревня Мустафино. Здесь 15 февраля 105 лет назад родился великий татарский поэт Муса Джалиль. Муса был в семье шестым ребенком. Его воспитывали папа с мамой и бабушка, которая ласково назвала его котеночком. Муса очень любил слушать сказки, которые рассказывала бабушка.

Муса рано пошел в школу, ему было всего шесть лет, а в семь лет его отдали учиться в медресе в г. Оренбурге.

Он очень любил рисовать, заниматься музыкой, научился играть на музыкальном инструменте мандолина и даже исполнял на ней татарские народные песни.

Больше всего на свете Муса любил читать. Денег у его семьи покупать книги не было, потому что жили они небогато. И однажды он надумал издать их сам. Из сложенной вчетверо тетрадной бумаги он сшил аккуратные книжечки. В одну записал легенду, в другую – сказку, которую сочинил сам. А в третью и четвертую- частушки и народные песни. Муса очень гордился своей библиотекой, показывал приятелям, давал им почитать. Муса рано начал писать стихи, мечтал стать поэтом, как Г. Тукай. Ему было тогда всего 9 лет.

Муса очень любил свою родную деревню Мустафино, людей, которые там жили. Особенно ему нравилось встречать утро под громкое «ку-ка-ре-ку» местных петухов. И он написал, конечно, об этом стихотворение, которое расскажет Мария.

 

«Петушок»

 

Лишь пришла пора рассвета

Как сейчас же подал где-то:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Чей-то чуткий петушок

Чистый звонкий голосок:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Встрепенулся старый кочет

И вовсю как загрохочет:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

А за ним и здесь и там

Понеслось по всем дворам:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Услыхав весь этот крик

Мы проснулись в тот же миг

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

 

 

 

- Очень М. Джалиль любил родную природу, наблюдал за животными и птицами. Ему было интересно, почему у кукушки такая грустная песня. И вот что он об этом написал.

 

«Кукушка»

 

Тихие сумерки

Солнце садится

Слышно как плачет

Какая-то птица

Ку-ку, ку-ку!

Это кукушка

Кричит на суку

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!

Если б кукушка

Жила не одна

Так бы весь век

Не кричала она.

Пела б кукушка

Веселые песни

Если б птенцы ее

Были все вместе.

Ку-ку, ку-ку!

 

 

- У маленького Мусы был котенок, очень хитрый и вороватый, который очень любил сметану. Вот послушайте, что однажды с этим котенком произошло.

 

«Вороватый котенок»

 

Однажды, узнав

Что у нас из чулана

Куда-то бесследно

Пропала сметана.

Тихонько сказал

Своему я котенку,

Уйдя из чулана

Подальше в сторонку:

- Послушай, шепнул я

В чулане разбой

Там – мыши

И дело теперь за тобой

Ты должен, котенок,

Всех этих мышее

Прогнать из чулана

Как можно скорей.

Конечно все мыши

Едва увидев котенка

Спасаться помчались

Стремглав.

Забились

Кто в норы,

Кто в дыры,

Кто в щели

И там еле живы

От страха сидели.

А котик мой смелый,

Косясь на сметану

Неспешно, как сторож

Ходил по чулану…

Но утром, когда я

За маслом полез в чулан

Я увидел

Что котик исчез

А с ним и сметана

Куда-то пропала

Как будто ее никогда не бывало

Ах котик, мой котик

Каких же мышей

Пошел прогонять ты

Из дыр и щелей

Когда ты один лишь

Во всем виноват:

Ведь это не мыши,

А ты – вороват.

 

 

- Муса был добрым, щедрым, веселым мальчиком, у него было очень много друзей, с которыми он играл в татарские народные игры. Давайте мы так же поиграем в одну из его любимых игр.

 

Физминутка: Игра «Кәрия-зәкәрия»

 

- Муса не только читал и играл, но он еще много помогал по дому: пас гусей, ловил рыбу. Я хочу вам прочитать одну историю, которая произошла с Мусой во время очередной рыбалки.

Представьте, что вы оказались в д. Мустафино, на берегу реки (воспитатель включает музыку – пение птиц). Слышите, птицы поют… (воспитатель читает рассказ Р. Мустафина)

«….Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчишки с удочками сидят на берегу реки. Одного из них зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один пескарик попался! Первым не выдержал Зариф.

-Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет. Муса тоже поднялся со своего места. Но тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище. Леска со свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором уже не было червяка, впилось Мусе прямо в нос.

-Ой! - вскрикнул Муса.

Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался. Но заметив на глазах Мусы невольные слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на половину скрылся под кожей. Нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было бесполезно. Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку прибежала бабушка Мусы. Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что скорее взяла его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю старику Нигметзяну.

-Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом переднике, за нею Муса. Позади, подняв удилище над головой, шел Зариф. Старик Нигметзян щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.

-А ты терпеливый! Молодец! - похвалил Мусу старик Нигметзян».

(беседа с детьми)    

- Ребята, с кем произошла эта история?

- Что случилось с Мусой?

- За что похвалил Мусу старик Нигметзян?

 - Кто позвал на помощь?

- Как зовут его друга?

- Можно ли назвать этих мальчиков настоящими друзьями? Почему? ..Что может быть дороже хорошего, настоящего друга? Именно дружбе и друзьям Муса посвятил много своих стихов. А вот одно из них.

«Мой пес»

 

Я знаю, что пес мой

Пока еще мал

Ну что же, зато он

И смел и удал

Любую команду

Какую не дай

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

Уедем мы с ним.

И ров перепрыгнуть

И голос подать.

Ты ранен – тебе он

Доставит воды,

Он может солдата

Спасти из беды.

Пусть будет скорее

Акбай мой большим

Служить на границу

 

Когда Муса вырос, он закончил университет, стал журналистом, женился, у него родилась дочь Чулпан, которую он очень сильно любил. У М. Джалиля было очень много творческих планов.

Но тут случилась беда (воспитатель включает музыку «Священная война»). 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. М. Джалиль ушел защищать Родину. В 1942 году тяжелораненый М. Джалиль был схвачен фашистами и брошен в концлагерь, где его пытали, морили голодом, сковали ему руки и ноги, чтобы заставить изменить своей Родине и сражаться за фашистов.

Тяжело было Джалилю, он тосковал по своей дочке Чулпан и жене Амине. Но он продолжал бороться против фашистов своими стихами. Он верил в победу и писал стихи о том, как люди будут жить после войны, восстанавливать города и строить новые, писал о храбрых солдатах, которые защищают Родину. Вот послушайте одно из них.

 

«Клятва»

Сердцем сокол

Клятву поет,

Сердцем клятву

Дает джигит.

Седлает коня,

В стремена встает

Сыплются искры

Из-под копыт.

Там, где летел он

На верном коне –

Танки и пушки

Дымились в огне.

Смерти джигит

Не страшился в бою

Где же он взял

Эту силу свою?

Крепче чем меч

И верней скакуна

Клятва джигита,

Что сердцем дана.

Просто всем сердцем

Любил он народ.

Просто две клятвы

      Джигит не дает!

 

В камере Моабитской тюрьмы в Берлине Джалиль написал много бессмертных стихов, которые известны всему миру под названием «Моабитская тетрадь». В них звучит клятва верности Родине и жгучая ненависть к ее врагам:

Придет мой час - умру.

Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Конечно, фашистам не нравились его стихи, которые были против них. Поэтому 25 августа 1944 года М. Джалиль и его друзья были казнены.

Но все люди на планете помнят и любят великого поэта М. Джалиля. Его именем названы улицы, его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г. Казань. В Набережных Челнах его именем назван проспект на ГЭСе, есть памятник М. Джалиля. (показ иллюстраций). В нашем городе (Нижнекамске) тоже есть места названные в честь М. Джалиля: кинотеатр «Джалиль», памятник М.Джалилю, гимназия имени Мусы Джалиля. Ребята, а что помогло в тяжелую минуту М. Джалилю стать героем? (любовь к Родине)

Родина - это главное, что у нас есть. У татарского народа есть очень много поговорок и пословиц о Родине, о героях, которые храбро защищали свою Родину. Какие пословицы вы знаете?

v    Если Родина живет, и герой не пропадет.

v    Без воды земля – пустырь, без Отчизны слаб батыр.

v    Человек без Родины своей, что без песни соловей.

v    Без Родины милой будешь птицей бескрылой.

v    Чужая сторона серебра полна, а все дороже родная сторона.

v    Лучше дома ходить в мешковине, чем султаном ходить на чужбине.

v    Впереди смельчака удача шагает.

v    Возможное сделает каждый, невозможное – только отважный.

v    Нет тяжестей для сильного, нет трудностей для смелого.

v    Скакун одолеет и речку, и гору, герой не робеет и в тяжелую пору.

 

- Молодцы. А теперь еще раз скажите кто такой М. Джалиль? Когда он родился?

- Сколько лет ему было, когда он пошел в школу?

- Сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

- Как он сделал первые книжки?

- Кем он стал после окончания университета? Я знаю, что многие из вас умеют читать и даже пытаются писать. Поэтому я хочу подарить вам вот такие блокноты, чтобы вы туда записывали свои любимые слова, делали какие-то заметки, писали рифмовки. Может быть, вы тоже когда-нибудь станете знаменитыми поэтами, как Муса Джалиль. Но кем бы вы ни стали, я желаю вам быть такими же честными и храбрыми защитниками своей Родины как Муса Джалиль.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc54 КБ
Файл statya.docx23.08 КБ
Файл osenniy_prazdnik_na_tat.yaz_.docx17.87 КБ
Файл ind_pl.did_.igry_.docx159.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: «Муса Җәлил батырлыгы».

                                                                        Воспитатель

                                                                              Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

Программное содержание

1. Продолжать знакомить с жизнью и творчеством великого татарского поэта Мусы Джалиля.

2. Закрепить пословицы о Родине, о смелости

3. Развивать связную речь детей: отвечать на вопросы распространенными предложениями, выразительно читать стихотворения.

  1. Воспитывать уважение к великому поэту, к его подвигу, любовь и преданность к своей Родине.

Активизация словаря 

Родина, герой, подвиг, джигит.

Материал к занятию

Демонстрационный: портрет М. Джалиля, М. Джалиля с женой Аминой и дочкой Чулпан.

Иллюстрации: с изображением памятников (возле Кремля в г.Казань, в г.Нижневартовск, в г.Набережные Челны, Нижнекамск), д. Мустафино, медресе, где учился поэт, тюрьмы Моабит; к стихам, произведение Р. Мустафина «На речке Неть».

Ход занятия

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

- В Оренбурге есть небольшая деревня Мустафино. Здесь 15 февраля 105 лет назад родился великий татарский поэт Муса Джалиль. Муса был в семье шестым ребенком. Его воспитывали папа с мамой и бабушка, которая ласково назвала его котеночком. Муса очень любил слушать сказки, которые рассказывала бабушка.

Муса рано пошел в школу, ему было всего шесть лет, а в семь лет его отдали учиться в медресе в г. Оренбурге.

Он очень любил рисовать, заниматься музыкой, научился играть на музыкальном инструменте мандолина и даже исполнял на ней татарские народные песни.

Больше всего на свете Муса любил читать. Денег у его семьи покупать книги не было, потому что жили они небогато. И однажды он надумал издать их сам. Из сложенной вчетверо тетрадной бумаги он сшил аккуратные книжечки. В одну записал легенду, в другую – сказку, которую сочинил сам. А в третью и четвертую- частушки и народные песни. Муса очень гордился своей библиотекой, показывал приятелям, давал им почитать. Муса рано начал писать стихи, мечтал стать поэтом, как Г. Тукай. Ему было тогда всего 9 лет.

Муса очень любил свою родную деревню Мустафино, людей, которые там жили. Особенно ему нравилось встречать утро под громкое «ку-ка-ре-ку» местных петухов. И он написал, конечно, об этом стихотворение, которое расскажет Мария.

«Петушок»

Лишь пришла пора рассвета

Как сейчас же подал где-то:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Чей-то чуткий петушок

Чистый звонкий голосок:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Встрепенулся старый кочет

И вовсю как загрохочет:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

А за ним и здесь и там

Понеслось по всем дворам:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Услыхав весь этот крик

Мы проснулись в тот же миг

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

- Очень М. Джалиль любил родную природу, наблюдал за животными и птицами. Ему было интересно, почему у кукушки такая грустная песня. И вот что он об этом написал.

«Кукушка»

Тихие сумерки

Солнце садится

Слышно как плачет

Какая-то птица

Ку-ку, ку-ку!

Это кукушка

Кричит на суку

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!

Если б кукушка

Жила не одна

Так бы весь век

Не кричала она.

Пела б кукушка

Веселые песни

Если б птенцы ее

Были все вместе.

Ку-ку, ку-ку!

- У маленького Мусы был котенок, очень хитрый и вороватый, который очень любил сметану. Вот послушайте, что однажды с этим котенком произошло.

«Вороватый котенок»

Однажды, узнав

Что у нас из чулана

Куда-то бесследно

Пропала сметана.

Тихонько сказал

Своему я котенку,

Уйдя из чулана

Подальше в сторонку:

- Послушай, шепнул я

В чулане разбой

Там – мыши

И дело теперь за тобой

Ты должен, котенок,

Всех этих мышее

Прогнать из чулана

Как можно скорей.

Конечно все мыши

Едва увидев котенка

Спасаться помчались

Стремглав.

Забились

Кто в норы,

Кто в дыры,

Кто в щели

И там еле живы

От страха сидели.

А котик мой смелый,

Косясь на сметану

Неспешно, как сторож

Ходил по чулану…

Но утром, когда я

За маслом полез в чулан

Я увидел

Что котик исчез

А с ним и сметана

Куда-то пропала

Как будто ее никогда не бывало

Ах котик, мой котик

Каких же мышей

Пошел прогонять ты

Из дыр и щелей

Когда ты один лишь

Во всем виноват:

Ведь это не мыши,

А ты – вороват.

- Муса был добрым, щедрым, веселым мальчиком, у него было очень много друзей, с которыми он играл в татарские народные игры. Давайте мы так же поиграем в одну из его любимых игр.

Физминутка: Игра «Кәрия-зәкәрия»

- Муса не только читал и играл, но он еще много помогал по дому: пас гусей, ловил рыбу. Я хочу вам прочитать одну историю, которая произошла с Мусой во время очередной рыбалки.

Представьте, что вы оказались в д. Мустафино, на берегу реки (воспитатель включает музыку – пение птиц). Слышите, птицы поют… (воспитатель читает рассказ Р. Мустафина)

«….Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчишки с удочками сидят на берегу реки. Одного из них зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один пескарик попался! Первым не выдержал Зариф.

-Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет. Муса тоже поднялся со своего места. Но тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище. Леска со свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором уже не было червяка, впилось Мусе прямо в нос.

-Ой! - вскрикнул Муса.

Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался. Но заметив на глазах Мусы невольные слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на половину скрылся под кожей. Нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было бесполезно. Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку прибежала бабушка Мусы. Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что скорее взяла его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю старику Нигметзяну.

-Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом переднике, за нею Муса. Позади, подняв удилище над головой, шел Зариф. Старик Нигметзян щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.

-А ты терпеливый! Молодец! - похвалил Мусу старик Нигметзян».

(беседа с детьми)        

- Ребята, с кем произошла эта история?

- Что случилось с Мусой?

- За что похвалил Мусу старик Нигметзян?

 - Кто позвал на помощь?

- Как зовут его друга?

- Можно ли назвать этих мальчиков настоящими друзьями? Почему? ..Что может быть дороже хорошего, настоящего друга? Именно дружбе и друзьям Муса посвятил много своих стихов. А вот одно из них.

«Мой пес»

Я знаю, что пес мой

Пока еще мал

Ну что же, зато он

И смел и удал

Любую команду

Какую не дай

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

Уедем мы с ним.

И ров перепрыгнуть

И голос подать.

Ты ранен – тебе он

Доставит воды,

Он может солдата

Спасти из беды.

Пусть будет скорее

Акбай мой большим

Служить на границу


Когда Муса вырос, он закончил университет, стал журналистом, женился, у него родилась дочь Чулпан, которую он очень сильно любил. У М. Джалиля было очень много творческих планов.

Но тут случилась беда (воспитатель включает музыку «Священная война»). 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. М. Джалиль ушел защищать Родину. В 1942 году тяжелораненый М. Джалиль был схвачен фашистами и брошен в концлагерь, где его пытали, морили голодом, сковали ему руки и ноги, чтобы заставить изменить своей Родине и сражаться за фашистов.

Тяжело было Джалилю, он тосковал по своей дочке Чулпан и жене Амине. Но он продолжал бороться против фашистов своими стихами. Он верил в победу и писал стихи о том, как люди будут жить после войны, восстанавливать города и строить новые, писал о храбрых солдатах, которые защищают Родину. Вот послушайте одно из них.

«Клятва»

Сердцем сокол

Клятву поет,

Сердцем клятву

Дает джигит.

Седлает коня,

В стремена встает

Сыплются искры

Из-под копыт.

Там, где летел он

На верном коне –

Танки и пушки

Дымились в огне.

Смерти джигит

Не страшился в бою

Где же он взял

Эту силу свою?

Крепче чем меч

И верней скакуна

Клятва джигита,

Что сердцем дана.

Просто всем сердцем

Любил он народ.

Просто две клятвы

      Джигит не дает!

В камере Моабитской тюрьмы в Берлине Джалиль написал много бессмертных стихов, которые известны всему миру под названием «Моабитская тетрадь». В них звучит клятва верности Родине и жгучая ненависть к ее врагам:

Придет мой час - умру.

Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Конечно, фашистам не нравились его стихи, которые были против них. Поэтому 25 августа 1944 года М. Джалиль и его друзья были казнены.

Но все люди на планете помнят и любят великого поэта М. Джалиля. Его именем названы улицы, его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г. Казань. В Набережных Челнах его именем назван проспект на ГЭСе, есть памятник М. Джалиля. (показ иллюстраций). В нашем городе (Нижнекамске) тоже есть места названные в честь М. Джалиля: кинотеатр «Джалиль», памятник М.Джалилю, гимназия имени Мусы Джалиля. Ребята, а что помогло в тяжелую минуту М. Джалилю стать героем? (любовь к Родине)

Родина - это главное, что у нас есть. У татарского народа есть очень много поговорок и пословиц о Родине, о героях, которые храбро защищали свою Родину. Какие пословицы вы знаете?

  • Если Родина живет, и герой не пропадет.
  • Без воды земля – пустырь, без Отчизны слаб батыр.
  • Человек без Родины своей, что без песни соловей.
  • Без Родины милой будешь птицей бескрылой.
  • Чужая сторона серебра полна, а все дороже родная сторона.
  • Лучше дома ходить в мешковине, чем султаном ходить на чужбине.
  • Впереди смельчака удача шагает.
  • Возможное сделает каждый, невозможное – только отважный.
  • Нет тяжестей для сильного, нет трудностей для смелого.
  • Скакун одолеет и речку, и гору, герой не робеет и в тяжелую пору.

- Молодцы. А теперь еще раз скажите кто такой М. Джалиль? Когда он родился?

- Сколько лет ему было, когда он пошел в школу?

- Сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

- Как он сделал первые книжки?

- Кем он стал после окончания университета? Я знаю, что многие из вас умеют читать и даже пытаются писать. Поэтому я хочу подарить вам вот такие блокноты, чтобы вы туда записывали свои любимые слова, делали какие-то заметки, писали рифмовки. Может быть, вы тоже когда-нибудь станете знаменитыми поэтами, как Муса Джалиль. Но кем бы вы ни стали, я желаю вам быть такими же честными и храбрыми защитниками своей Родины как Муса Джалиль.

Литература.

- «Рассказы о родном крае» Б.Ф. Султанбеков , А.Л. Литвин    

Казань татарское книжное издательство 1988год.

-  «Парашютсыз курчак»  М. Джалиль

Казань татарское книжное издательство 2004год.

- «Жизнь  как песня» Рафаэль Мустафин

Издательство «Детская литература» 1987год.

- «Татарская поэзия и фольклор в детском саду» Р.А. Файзуллина.

 Казань татарское книжное издательство 1982год.

- Л.А.Харисова. «Родина моя - Татарстан»

 Казань издательство «Магариф», 2005год



Предварительный просмотр:

Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

Воспитатель  МБДОУ №67

 г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях двуязычия.

        Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях двуязычия самым тесным образом связано с развитием сознания, развитием личности в целом.

     Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

  Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нравственные оценки, нормы морали, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к людям, к себе.

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения.

    Вот наиболее частые вопросы, которые задают родители сразу после рождения ребенка: «Какой язык будет для ребенка родным, если мы с мужем говорим на разных языках?», «В каком возрасте можно выучить второй язык?

Попробуем ответить на них. Человек постоянно старается узнать, как можно больше о себе самом, и это у него получается. Решая одни проблемы, он сталкивается с другими. Одна из них – овладение языковыми навыками.

      Для того чтобы речь ребенка развивалась успешно, мало просто говорить: надо называть предметы, имитировать издаваемые ими звуки, добиваться звукопроизношения, задавать вопросы и давать образцы правильных ответов,

соединять со словами. Простое слушание другой речи не дадут усвоения языка, хотя будут способствовать лучшему восприятию другого языка.

      Известно, что успешное овладение вторым, третьим и последующим языком зависит от музыкальных способностей и характера человека. Таким образом, вы поможете своему малышу, если он научится слушать музыку, сказки и т.д. А также будите развивать умение и желание общаться с другими.

      Если все члены семьи будут говорить на одном языке, то другой будет искусственным. В условиях детского сада ребенок легко начинает изучать второй язык с двух лет, для него это игра, кроме того ребенок начинает лучше говорить на родном языке.

    Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове.

      Вводить второй язык никогда не бывает поздно или рано. Просто дети в возрасте до 5 лет очень быстро «схватывают» второй язык. Неплохо они это делают и до 10 лет. А в более взрослом возрасте выучить второй язык становится сложнее. Наиболее оптимальным возрастом для изучения второго языка является возраст от рождения до 3-х лет. Если в этом возрасте вы не успели дать ребенку второй язык, то у вас будет возможность сделать это в возрасте от 4-х до 7 лет. Дети такого возраста также могут параллельно изучать второй язык, а затем знать и говорить на нем, как на родном.

   Таким образом, развитие языковой речи у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях, во многом зависит от их родителей.

    Двуязычие может быть естественным следствием пребывания в билингвистической (двуязычной) среде. Дети, воспитывающиеся в двуязычной семье, обычно одинаково легко общаются на двух языках. Если иностранный язык изучается специально, за счет собственных усилий, говорят об искусственном билингвизме.

    На сегодняшний день большая часть жителей планеты говорят на двух и более языках. Детский билингвизм – распространенное явление в ряде стран. Общее количество детей-билингвов охватывает почти половину детского населения земного шара.

      Основные плюсы владения языками для человека очевидны. Отсутствие языкового барьера значительно увеличивает степень личной свободы. Мир становится единым целым, которое можно свободно осваивать. Общение с людьми других культур расширяет кругозор и обогащает внутренний мир человека.

Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. У них лучше развиты память и внимание, они более любознательны. Ими легче усваиваются как гуманитарные, так и точные науки. Такие дети дружелюбнее к людям других национальностей, лучше адаптируются к новым условиям. В пожилом возрасте люди, которые владеют двумя и более языками, сохраняют ясный ум, спокойствие и оптимизм гораздо чаще, чем их ровесники, говорящие на одном языке. Они более активны и здоровы. У этих людей больше положительных эмоций от жизни, они охотнее строят планы на будущее.

    Если же ребенок осваивает два языка одновременно, поле для этого творчества становится гораздо шире. По мере обогащения словарного запаса каждого из языков, их разделение происходит естественным образом. Однако важно, чтобы окружающие сами не смешивали языки при разговоре. Именно это может запутать ребенка и затянуть этот период, который обычно заканчивается к 4-5 годам.

     Считается, что двуязычие хорошо развивается в случае, если хотя бы на одном языке, человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли и попытки самовыражения терпят неудачу. Это ведет не только к стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения, а в конечном счете страдает личность человека.

     Оба языка должны быть представлены в окружении ребенка по возможности полно. Желательно, чтобы он общался с родственниками и знакомыми разного возраста на двух языках, усваивал не только язык, но и культуру, связанную с ним. Не бойтесь трудностей. И не переходите на более часто звучащий язык вокруг вас. Не отчаивайтесь, если ребенок отвечает вам на другом языке. И не переставайте ни при каких обстоятельствах делать необходимую каждодневную работу по обучению ребенка родному языку.

    Таким образом, зная, что два языка — это две культуры, следует сделать вывод, что для билингвов (двуязычных людей) не только оба языка, но и обе культуры становятся родными. В такой ситуации решающее значение для полноценного развития ребенка имеет его семья, в которой при самой активной роли родителей и должны формироваться языковая, социальная и культурная составляющие личности ребенка. Стремясь к полноценному развитию ребенка-билингва, родители должны предусматривать равные условия его погружения в обе языковые среды. Однако часто родители сами смешивают языки, не соблюдая полного перехода на второй язык. Возможно, они вообще не думают о двуязычии как о проблеме, а ведь ребенок в раннем возрасте сам не осознает, что общается на двух языках. Пущенный на самотек процесс освоения двух языков становится причиной определённых речевых ошибок и погрешностей в познавательной сфере, что и создает проблемы, которые приводят ребенка к логопеду.

       

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
  2. Примерная программа от рождения до школы по ФГОС Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2014 - С. 130 - 132.
  3. Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М., 2005.

  1. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», 2006.
  2. Щерба Л. В. «О понятии смешения языков».  Л., 1974 г.; Щерба Л. В. «Языковая система и речевая деятельность» — там же;
  3. Филин Ф.П. «Современное общественное развитие и проблема двуязычия. Проблемы двуязычия и многоязычия» – М., Наука, 1972. – С. 12 –25.
  4. Верещагин Е.М. «Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма)». – М., изд-во МГУ, 1973.



Предварительный просмотр:

Зал алтын - сары төстәге яфраклар белән бизәлгән.

Музыка белән керү.

“Яфраклар бәйрәме” җыры башкарыла. (Л.Лерон сүзе, Р.Еникеева көе)

Җыр беткәч, залга Көз керә.

-Исәнмесез, нәни дусларым! Исәнмесез,кадерле кунаклар! Мин сезне сагынып килдем!

-Исәнмесез, Көз!

Алып баручы:

-Исәнмесез,Көз!Без дә сине сагынып көттек.Синең киләсеңне белеп,бәрәмгә әзерләндек.

Көз:

-Рәхмәт,балалар:

Алып баручы:

Көз килде,

Уңыш җыелды

Табын сый белән тулды

Рәхим ит дустым

Көзгә бәйрәмгә!

Көз:

Рәхим итегез

Көзге бәйрәмгә

Яфлаклар татып

Бер биек әйдә!

“Яфраклар биюе” башкарыла

“Яфрак җыю” уены (Сары яфракларны  - бер агачка, кызыл яфракларны – икенче агачка ябыштырыга кирәк)

1бала 

Көз килде.Уләннәр

Саргайды шиңде.

Сап- сары яфраклар

Җиргә сибелде.

2бала

Уңыш җыелды

Аккошлар китте

Матур көз ае

Килеп тә җитте

“Мин көзләрне яратам” җыры башкарала (Г.Гәрәева көе, Ф. Зиннәтуллина сүзләре)

3бала

Көзге урман тып-тын булган

Агач башы- ялангач

Соңгы яфрак төшә калтырап

Әз генә җил шаяргач.

4 бала 

Сандугачлар,карлыгачлар

Очып китте еракка

Торналар да ялга китте

Җылы якка, көн якка

Көз:

-Рәхмәт, балалар. Ә хәзер бергәләп уйнап алыйк  

“Яшелчә җыю” уены.

“Алтын көз” җыры башкарыла.

5 бала 

Менә көз килде

Салкынча булды

Агачларда яфраклар

Саргайган инде.

6 бала

Яратам мин сары төсне

Бөтен дөнья алтын төсле.

7 бала

Бездәге кошлар көньякка китте

Сизелмичә  дә җылы җәй үтте.

8 бала

Көз ашыга агачларга

Үз бизәгән салырга:

Урманнарны болыннарны

Буяп китә сарыга.

“Урожайная” җыры башкарыла

Алып баручы:

Тиздән Әниләр бәйрәме була. Әйдәгез, әниләргә әзерләнгән шигырьләрне сөйлик.

1 бала

Бүген әниләр бәйрәме

Бөтен җирдә тантана

Кояш шуңа көлә бүген

Гөлләр шуңа шатлана.

2 бала

Әниләрнең бәйрәме ул-

Безнең дә көткән бәйрәм

Җырлап-биеп күңел ачыйк

Бүген әниләр белән.

3 бала

Әниләрнең бәйрәменә

Шатлана шулай алар

Әниләрне котлый бүген

Җирдә барлыйк балалар.

“Полька” биюе.

4 бала

Мин дә котлыйм эни сине

Телэгем бар минем дә

Меңгә шулай кояш кебек

Балкы күңел күгемдә

5 бала

Син әнием минем өчен

Бу дөньяда бер генә

Елмайганда йөзләреңнән

Бар өйгә нур бөркелә.

“Песня о маме”

6 бала

Бер матур чәчәк

Мин кырда өздем

Бәйрәм көнендә

Әнигә бирдем.

7 бала

Әнкәй шатланды

Минем бүләккә

Яратам бит мин

Әниемне бик тә

(бүләкләр тапшыру).

“Кәрия-Зәкәрия” биюе башкарыла.

“Көзсылу” җыры башкарыла

Алып баручы:

-Менә, балалар, бәйрәмебез үтеп тә китте, без сезнең беләң бик матур ял иттек.Бәйрәм ошадымы сезгә?

Көз:

Бугенгә без хушлашабыз

Бәйрәмне тәмамлыбыз,

Күңелле дә соң бу көз!

Сау булыгыз!



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования

Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района

Республики Татарстан»

Детский сад общеразвивающего вида №67

Индивидуальный план работы

по повышению профессионального уровня

в межаттестационный период

воспитателя

 (по обучению татарскому, русскому языкам)

Мухомедзяновой Гульнары Асгатовны

 на 2016-2021гг.

F:\IMG-20151228-WA0004.jpg

                                                                                                                 

                                                                                                                     

Тема самообразования:

«Роль дидактических игр в обучении дошкольников татарскому языку»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах 
внедрения дидактических игр в современные технологии. 

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме самообразования.
  2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
  3. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
  4. Организовать работу с воспитателями по консультированию по теме «Роль дидактических игр в обучении дошкольников татарскому языку»
  5. Принимать участие в семинаре, методическом объединении.
  6. Проведение открытого занятия для педагогов по теме
  7. Создать как можно больше дидактического материала и дидактических игр влияющих на обучение дошкольников татарскому языку.

2016 -2017 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Выбор темы и составление плана по самообразованию.

Изучение методической литературы по данной проблеме

Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

Изучение литературы, отбор технологий

Октябрь

Изучение опыта педагогов ДОУ 

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете 

Ноябрь

Классификации дидактических игр

Цель: развивать свои знания о видах дидактических игр, их характеристиках. 

Декабрь

1.Введение игровых приёмов в режимные моменты при обучении татарскому (родному) языку»

Цель: усовершенствовать свои знания о приемах проведения дидактических игр.

2.Консультация для педагогов

«Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

Январь

1. Изготовление дидактических игр для обучения детей татарскому (родному) языкам.

Цель: пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.

2. Оформление выставки для педагогов ДОУ «Дидактические игры для детей»

Февраль

Выступление на педсовете «Дидактическая игра, как форма развития детей при обучении языков»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр  в современные технологии, систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.

Март

1.Изучение статей в журналах:

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч»

2.Изготовление коллажа по разным методическим проектам.

Цель: углубленное изучение методики, ведение творческой работы по данной теме.

Апрель

1.Консультация для воспитателей «Изучение татарского языка с помощью дидактической игры»

2. Оформление информационно –наглядного материала в родительский уголок «Поиграйте с детьми дома»

Май

Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей» на итоговом педсовете

2017 – 2018 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

1.Разработать модель взаимодейтвия с родителями по данной теме.

Цель: тесное сотрудничество с родителями, приобретение нового, познавательно-творческого опыта

2.Презентация для родителей “Дидактические игры”

Октябрь

1.Индивидуальные беседы с родителями по теме :

“Роль дидактических игр в обучении детей татарскому (родному) языку”

2.Сотрудничество с музыкальным руководителем, психологом.  

Ноябрь

1.Пополнение уголка “Туган жирем Татарстан” комплексом дидактических игр, отвечающих требованиям ФГОС.

2.Выступление на республиканских, городских семинарах.

Цель: обмен опытом.

Декабрь

1.Изучить новинку литератур по данной проблеме.

Цель:поиск эффективных форм и методов в развитии создания дидактических игр.

2.Публикация статей в журналах, газета, на интернет-сайтах

Январь

1.Пополнение развивающей среды в кабинете татарского языка новыми дидактическими играми.

2.Разработка развивающей программы “Приключения на планете игр”

Февраль

Изучение материала на тему «Значение интерактивных дидактических игр в обучении детей татарскому (родному) языку”

Цель:применение в образовательном процессе

Март

Представление на родительском собрании презентации на тему “ Как изготавливаются дидактические игры в домашних условиях”

Апрель

1.Углубленное изучение компьютерных дидактических игр по обучению детей татарскому языку.

Цель:применение в процессе образовательного процесса.

2.Разработка авторских дидактических игр по обучению татарскому языку.

Май

1.Практикум для воспитателей “Дидактические игры, в которые мы играем”

Цель:  Расширить знания о стадиях развития игровой деятельности .

2.Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

2018- 2019 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Изучение темы: “Особенности обучения детей двум государственным языкам, преимущества использования  дидактических игр в этом процессе, оценка их эффективности”.

Цель: определить структуру  этих дидактических игр,их особенности и место при обучении языкам .

Октябрь

Консультация для воспитателей “Психолого – педагогические основы дидактических игр при обучении детей языкам”

Цель: умение правильно подобрать и руководствоваться ими в обучении дошкольников татарскому языку.

Ноябрь

Регулярное изучение методической литературы по данной теме.

Цель: развитие поисково – исследовательской деятельности при обучении детей татарскому языку дошкольников.

Декабрь

1.Консультация для воспитателей: ”Создание условий для эффективного обучения детей татарскому языку”:

Цель: развивать исследовательский и ориентировочный рефлексы, использование мыслительного процесса.

2.Выступление на республиканских, городских семинарах.

Цель: обмен опытом

Январь

1.Обучающие, контролирующие, обобщающие дидактические игры.

2.Народная педагогика при обучении детей татарскому языку с помощью дидактических игр. Ознакомиться с литературой в периодической печати по данной теме.

Февраль

1.Структурные составляющие дидактической игры (дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат(подведение итогов)

2.Публикация статей в журналах, газетах, интернет-сайтах.

Март

1.Создание презентации “Дидактические игры, развивающие речь детей на татарском языке” .

2.Проведение мастер – класса среди педагогов по теме.

3.Участие в КМО по данной теме.

Апрель

1.Углубленное изучение: “Значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения дошкольников татарскому (родному) языку.Требования к  дидактическим играм.Принципы дидактических игр”

Цель: повышение уровня своей эрудиции.

2.Разработка авторских дидактических игр по обучению татарского языка

Май

1.Отчет о проделанной работе.

2.Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год.

2019 – 2020учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Выбор темы и составление плана по самообразованию.

Изучение методической литературы по данной проблеме

Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

Изучение литературы, отбор технологий

Октябрь

1.Консультация для педагогов “Значение дидактических игр в жизни ребенка”

Цель:методическая помощь воспитателям групп при организации занятий по развитию речи, развитие своей эрудиции.

2.Публикация статей в журналах, газетах, интернет-сайтах.

Ноябрь

Освоение компьютерных технологий.

Цель:реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить мотивацию обучения.

Декабрь

Игровые проблемные ситуации.

Цель: развитие полноценного игрового общения.

Январь

1.Углубленное изучение использования метода артикуляции при проведении дидактических игр по развитию речи.

Цель: использование в правильном произношении звуков и слов при работе с дошкольниками.

2.Разработка авторских дидактических игр по обучению татарскому языку

Февраль

1.Изучение интеллектуальных игр:словесные игры, игры –поручения, игры-загадки, игры –беседы, игры –головоломки, игры-предположения.

Цель: повысить свой профессиональный уровень.

2.выступление на республиканских, городских семинарах.

Цель: обмен опытом.

Март

Изучение социальных игр: игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия .

Цель: систематизировать работу по развитию познавательных и тьворческих способностей с помощью дидактических игр.

Апрель

Изучение игр по формированию выразительности, развития мышления, пантомимики.

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство, пополнять свой профессиональный потенциал.

Май

Творческий отчет по теме: “Использование дидактических игр в жизни детей”

2020 – 2021 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, направленных на модернизацию дошкольного образования.

Октябрь

1.Публикация статей в журналах, газетах, интернет-сайтах.

2.Выступление на республиканских, городских сайтах.

Цель: обмен опыта

Ноябрь

Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения изучения татарского языка с помощью дидактических игр.

Декабрь

1.Консультация для воспитателей: “Дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий  при обучении детей татарскому языку”

2.Разработка авторских игр по обучению татарскому языку

Январь

1.Изучение роли дидактических игр по формированию фонематического восприятия у дошкольников при обучении детей татарскому языку.

2.Выставка игр, развивающих фонематическое восприятие.

Февраль

Изучение роли устного народного творчества при обучении детей татарскому языку.

Цель: расширить свои представления о влиянии устного народного творчества в работе с русскоязычными детьми.

Март

Усвоение структуры сюжетного повествования .

Цель: повышение собственного уровня знаний путем изучения необходимой литературы.

Апрель

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: “Роль дидактических игр по формированию школьно-значимых функций у детей дошкольного возраста при обучении  татарскому языку:

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»

Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему "Птичья столовая".

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира и входит в серию занятий «Жизнь животных зимой». Главной задачей было привить детям стрем...

План-конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: "Хлеб-всему голова"

Программное содержание. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.Познакомить детей с процессом...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Две вазы» с презентацией.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе с презентацией для показа детям. Занятие подходит для программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Вераксы....