Открытое занятие в средней группе «Воздух и его секреты»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чужакина Вероника Владимировна

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию «Воздух и его секреты» в средней группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию «Воздух и его секреты»

с детьми средней группы №9 «Смешарики»

Подготовила :воспитатель Чужакина В.В.

Цель:  создание условий для ознакомления дошкольников  с понятием «воздух» через детское  экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для получения детьми знаний о воздухе,
  • Дать возможность при помощи взрослых узнать об использовании воздуха,
  • Сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения.

Развивающие:

  • Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность.
  • Активизировать речь детей, учить отвечать полными ответами, обогащать  словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Продолжать способствовать развитию коммуникативных качеств дошкольников. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности.
  •  Продолжать воспитывать доброжелательность между детьми при совместной коллективной работе.

Оздоровительные:

  • Физкультминутка.

Методы и приемы:

Словестный (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Наглядный;

Игровой;

Практический (эксперимент);

Педагогические технологии: проблемное обучение.

Оборудование: Конверт с флешкой, видеозапись, ноутбук, магнитофон и фонограмма физминутки, медали для награждения, фартуки и шапочки для переодевания. Материалы для опытов: трубочки коктейльные, тазики с водой, полиэтиленовые пакетики, свечи.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь группы, на пороге почтальон с конвертом  в руках.

Протягивает конверт воспитателю и говорит, что оно от Фиксиков из страны Мультипликации.

Воспитатель благодарит почтальона и предлагает детям: Ребята,  давайте включим и посмотрим, что же нам на ней отправили?

В видеописьме к ребятам обращается фиксик Симка : Ребята,  мы в своей школе фиксиков сейчас изучаем очень интересное явление. Я загадаю вам про него загадку, вы внимательно послушайте и отгадайте:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (дети предлагают варианты ответов, отгадывают)

Симка: Верно, угадали, молодцы! Ребята, а может вы поможете нам узнать – что такое это - Воздух?

Воспитатель и дети: Конечно, поможем.

В: Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужен воздух? (слушаются ответы детей). Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать?(ответы детей).

В: Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (ответы детей).

В:А кому ещё нужен воздух? (ответы детей).

В:Правильно, всему живому.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. И поможем фиксикам из страны «Мультипликации» разобраться, что же такое воздух. Пришло время побыть немного волшебниками, прошу всех Вас пройти в нашу лабораторию(дети подходят к вешалке надевают фартучки, мед.шапочки и проходят в «лабораторию».

В: Ребята, мы с вами можем видеть воздух? (ответы детей), правильно нет, так давайте раскроем тайну, где спрятался воздух?

Опыт 1.

Показать детям пустой прозрачный пакет и спросить: «Что в пакете?». Конечно же, дети  скажут, что в пакете ничего нет. Тогда воспитатель  отворачивается и раскрывает пакет, набирает в него воздух и закручивает край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Поворачивается  к детям и показывает им, что стало с пакетом, спросите, что в пакете.

Пусть дети потрогают пакет. Поставить большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сжать пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и дети попробуют так сжимать пакет. После этого вместе с ребятами открыть пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Делаем выводы. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Попросить детей самостоятельно проделать такой опыт.

В: Ребята, а давайте все-таки попробуем увидеть воздух, ведь мы свами немного волшебники! Как увидеть воздух?

Опыт 2.

Дать ребятам трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Дети почувствуют движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Пусть дети  погрузят трубочку в стакан с водой и подуют. На воде появились пузырьки. Делаем вывод. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Можно предложить детям надуть воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.

В: Ребята а как вы думаете где бывает воздух? (выслушиваются ответы детей), для этого мы проделаем наш следующий опыт

Опыт 3.

Для этого опыта  дети берут  одноразовые стаканчики,  наливают  в них воду. В стаканчик бросают кусочек пластилина, глину, землю, кусочек поролоновой губки. Рассматриваем  пузырьки, которые появились в воде. Делаем выводы. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха дети  уже знают из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Значит, в  земле есть воздух. Попросить детей догадаться, зачем нужно рыхлить землю. Показать детям, как  рыхлить землю в горшках комнатных растений. Землю рыхлят, чтобы в нее попал воздух. Воздух нужен не только людям, он нужен и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо растёт, «болеет». (Можно дать желающим палочку, чтобы они помогли рыхлить землю по окончанию проведения познавательного занятия).

Далее детям дается время провести эксперимент на обнаружение воздуха и с любыми другими материалами(камни, резиновые шарики, мелкие пластиковые предметы, кора дерева). Наличие большого количества пузырьков покажет детям есть ли в используемых предметах воздух. Очень нравится дошколятам и такой «фокус с воздухом».

В: Ребята, а сколько места занимает воздух? (ответы детей).

В: Сейчас, дети, немного отвлечемся, встанем из-за наших столиков и немного разомнемся.

Физминутка.( цель – снятие утомляемости, восстановление физических сил)

Выполняется  под музыку «Помогатор» из мультфильма  «Фиксики»

В: Ну что ж , ребята, немного  отдохнули, а теперь давайте  вернёмся в нашу лабораторию

Опыт 4.

В: Что будет,  если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?

 Берется  обычный стеклянный стакан и прикрепляется  ко дну кусочек салфетки.  Дети  должны обязательно убедиться, что бумага сухая! В та с водой погрузить стакан. Достать. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было? Делаем вывод.  В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.

Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.

Делаем вывод, оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Дети повторяют подобное самостоятельно.

В: Ребята, а как вы думаете, движется ли воздух?

Опыт 5.

Сначала воспитатель показывает па примере свечи, что воздух двигается, подув на нее, с начало медленно, спокойно, после сильно. Делаем вывод, по направлению свечи можно отследить движение воздуха.

Воспитанникам предлагается поиграть в игру «Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага для корабликов (прямоугольники ).

     Воспитатель  вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками,    если будет сильный ветер (они могут утонуть). Дети с помощью воспитателя делают бумажные кораблики,  делятся на группы, опускают свои кораблики на воду (заранее была приготовлена емкость с теплой водой) и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Воспитатель определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать). Делаем выводы.

В: Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными. Уважаемые ребята, вас сегодня родители разберут по домам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

А вам что понравилось больше всего, какой опыт заинтересовал вас?( ответы детей)

Я хочу вручить вам медали настоящих помощников фиксиков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

конспект открытого занятия средняя группа

открытое занятие, авторские сказки....

Украшение фартука. /Конспект открытого занятия/ Средняя группа

Познакомить детей с элементами татарского орнамента.Учить работать ножницами: делать косые срезы, округлять угла, красиво располагать узор, аккуратно наклеивать.Развивать чувство цвета, эстетическое в...

План – конспект открытого занятия средней группы на тему "В мире эмоций"

Цели:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть познания «Коммуникация» закрепить умение детей по мимике понимать чувства персонажей,...

План - конспект открытого занятия средней группы на тему "Волшебные превращения"-развитие выразительности речи и движений средствами театрализованной деятельности. Игра - драматизация по сказке В.Сутеева "Под грибом"

Цель: Создание условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности и формировать интерес к игре-драматизации.Задачи:Обучающие:-активизировать речевую деятельность детей;-фо...

Конспект открытого занятия. Средняя группа

Конспект Нод по предмету "Ознакомление с предметным и социальным" по теме "Сравнение стекла и пластмассы" для средней группы....

Открытое занятие средней группе по теме « В поисках собачки Жучки и кошки Мурки или путешествие в зимний лес» Подготовила и провела воспитатель Мамедова У.Н..г. Санкт-Петербург ,

Программное содержание.Вид деятельности: «Коммуникативная»Предварительная работаОбразовательные:- Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях.- Закреплят...