Мастер-класс "Экологическое воспитание дошкольников через сказку"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего возраста- экологические сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_po_ekologii.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Экологическое воспитание дошкольников через сказку»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с вами окунёмся.
И здесь сентябрьским теплым днём
Свой опыт повышать начнём.
Как ведем с природой мы диалоги,
Знают даже муравьи вокруг.
Знаем мы науку экологию,
Ведь она природе лучший друг.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Я в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что? Сказка ненавязчиво воспитывает ребенка, увлекает в мир фантазий и воображения. Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность.
На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Существуют различные методы и приемы работы со сказкой:
- Чтение сказок.
- Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
- Театрализация сказок.
- Исправление ошибок в сказках.
Существует определенный алгоритм составления сказок
Дополнить сказку «Лисенок и Медвежонок»
Эта история произошла в одном лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды Лисенок и Медвежонок решили устроить пикник. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко.
Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Лисенок и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке…
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.»
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
Экологическая сказка «Королева Вода».
Высоко в небе есть прекрасный замок, но он так далеко, что его никто не видел. Живет в этом замке Королева Вода. В ее замке ледяной, прозрачный пол, сквозь который она смотрит на Землю.
У Королевы много маленьких помощниц – капелек, их Королева посылает на землю помогать людям. Одни капельки возвращаются обратно к своей хозяйке, другие остаются жить на земле, их домом становятся реки, моря, ручьи, озера.
Королева Вода наблюдает за людьми и видит, как они ждут ее помощниц, ведь без воды нельзя ни умыться, ни поесть, ни попить. Люди всегда любили воду и берегли ее. Королева тоже любила людей и посылала вовремя своих помощниц на Землю к людям.
Так прошло много лет…
Люди придумали машины, заводы, фабрики. Из-за дыма и копоти Королева Вода уже не могла наблюдать за Землей. Но она верила людям, верила, что они также радуются дождю и берегут каждую капельку воды.
Однажды Королева заметила, что капельки возвращаются с Земли грустные. Тогда она решила сама посмотреть, что происходит на земле. Королева превратилась в тучку и полетела на Землю. Увидев, что там происходит, Королева воскликнула: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетела в свой замок, забрав с собой всех помощниц.
Люди сначала ничего не поняли. Они пошли на речки и озера, но там было пусто: лишь один мусор на дне. Очень тяжело пришлось людям: они часто поднимали руки к небу и ждали дождя.
Дым постепенно рассеялся, и Королева снова увидела Землю и людей. Они просили у нее воды. И Королева сжалилась, послала капелек на Землю. Увидев воду, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали воду. Люди очистили водоемы. Все стало как прежде. Только теперь уже никто не мог бросить мусор в реку или оставить не закрытым кран. Люди опять стали беречь воду. А Королева Вода снова могла любоваться прекрасной зеленой планетой Земля
Затем предлагается участникам взять Капельку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Капельку, говорит: «Если бы я был Капелькой, я бы попросил у людей…»
Упражнение с залом «Чему я научилась»
Цель: рефлексия
Задание: договорить неоконченные предложения
- Я узнала, что….
- Мне понравилось…
- самым важным для меня было….
- что буду использовать в своей работе …
7. - Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Творческих успехов Вам!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников через музыкальную сказку
Материал о работе над музыкальными сказками в детском саду и о воспитании нравственных качеств дошкольников в увлекательной форме на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального...
Воспитание личностной культуры дошкольника через сказку.
Воздействие сказок на личностную культуру дошкольников....
Влияние сказки на разностороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников через все возможные виды театрализации.
Влияние чтения сказок детям на их полноценное личностное развитие. Формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности....
Конспект занятия по развитию речи «Нравственное воспитание чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик».
Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини.. Через жанры устного народного творчества воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим лю...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказку
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми» &hel...
Мастер класс: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки.
Мастер класс:Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки....
Индивидуальная тема самообразования: «Нравственное воспитание дошкольников через сказку с использованием элементов ТРИЗ»
Хочется научить детей отличать доброе от злого, не задумываясь, «донести» до них, что главное в мире - доброта и помощь. Средством работы с детьми была выбрана сказка, так как она входит в...