Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказку
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Проскурина Екатерина Ивановна

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми» …. Отчуждение человека от духовной культуры и традиций. Средства массовой информации влекут падение нравов и пропагандируют чужеродную для России культуру. Экономическая нестабильность. Социальная незащищенность населения. Утрата ценностных ориентиров общества, нравственный кризис населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhon_nravst_cherez_skazku.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через сказку МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №30 «Росинка» Подготовила: воспитатель Проскурина Екатерина Ивановна

Слайд 2

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми» …. Отчуждение человека от духовной культуры и традиций. Средства массовой информации влекут падение нравов и пропагандируют чужеродную для России культуру. Экономическая нестабильность. Социальная незащищенность населения. Утрата ценностных ориентиров общества, нравственный кризис населения. Актуальность и проблемы Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей .

Слайд 3

Театральные уголки Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Слайд 4

создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных методов и технологий в работе со сказкой. Изучить теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Создать условия для развития духовно-нравственных качеств. Разработать систему заданий и упражнений, направленную приобщение детей к духовному и нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации; Научить ребёнка через восприятие сказки извлекать нравственный урок; Развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь; учить регулировать своё поведение нравственной нормой; способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности. Формировать у детей положительное отношение к проявлениям нравственных качеств в поступках и действиях; выработка у дошкольников привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Познакомить с нетрадиционными методами работы со сказкой. Проследить динамику изменения уровня духовно-нравственного воспитания детей в процессе экспериментальной работы Цель работы Задачи:

Слайд 5

П ринципы: отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста; непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Форма проведения: организация непосредственно образовательной деятельности с использованием сказки, утренняя гимнастика, развлечения, организация режимных моментов в течение всего дня, экскурсии, прогулки, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность , праздники. Работа с детьми проводилась через интеграцию образовательных областей: Социализацию, Чтение художественной литературы, Коммуникацию, Познание, Художественное творчество, Музыку, Безопасность, Здоровье . 2. Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная., дифференцированный подход. 3. Методы: практические: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. словесные: чтение литературы, беседы, описания, вопросы к детям; наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдения, фотографии; Использовала следующие средства:

Слайд 6

Эффективность работы нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если:

Слайд 7

I этап - был направлен на изучение концептуальных положений программ, методик и технологий; создание предметно - развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям; II этап - организацию учебно-воспитательного процесса с детьми. III этап - контрольно-диагностический. П оэтапный план работы Создание развивающей среды. В книжном уголке был оформлен раздел « Сказка ложь, да в ней намек… », который пополнился иллюстративным, дидактическим материалом и детской литературой по данной теме. Приобретены настольно-печатные игры, пазлы , кубики , плакаты, а также изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра Разработан перспективный план по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработаны методические рекомендации по нетрадиционным методикам и технологиям, подобран репертуар, диагностический материал предложены конспекты НОД а также серия консультаций для педагогов, и родителей

Слайд 8

Было разработано пошаговое обучение детей, которое предполагало решение определенных задач на основе использования соответствующих средств, форм и методов. 1 шаг - познавательно- мотивационный, предполагает знакомство со сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. 2 шаг - эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок. 3 шаг - это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности. 4 шаг - подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр II этап работы - организация образовательного процесса

Слайд 9

Этапы работы со сказкой Этапы работы со сказкой Начальный этап работы по развитию духовно-нравственных качеств направлен на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Дети приобретают базисные знания о духовности и нравственности через сказки; формируют интерес к духовным и нравственным проблемам и личностное отношение к ним. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл». Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

Слайд 10

Детей у чили классифицировать сказки по признакам авторская, народная, волшебная, о животных и т. д., а также с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками , считалками, дразнилками, потешками , пословицами, поговорками). Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбирали сказки, где духовно-нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке «Теремок» «Рукавичка» подбиралась поговорка: «В тесноте, да не в обиде», к сказке « Заюшкина избушка», поговорка: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», к сказке «Лисичка со скалочкой» – «Что посеешь – то и пожнёшь» и т.п. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, стремились помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Слайд 11

Работа с родителями: Анкетирование и мониторинги , Родительские собрания , Консультации и беседы , Совместное проведение праздников, Домашнее чтение , Изготовление иллюстраций к произведениям, поделок

Слайд 12

В качестве проверки эффективности предложенной системы работы по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе использования сказки была проведена итоговая диагностика по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой . Результативность опыта. Анализ результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста, показывает, что систематическое проведение работы с использованием сказки привело к совершенствованию духовно-нравственного развития детей. Дети: • 90% детей четко знают правила поведения в жизни и обществе, могут правильно оценивать поступки свои, сверстников, литературных героев. •65 % детей самостоятельно контролируют свое поведение, •30 % контролируют при регулярном напоминании взрослого, •5 % детей нуждаются в постоянном контроле и напоминании со стороны взрослого. У дошкольников расширились знания о том, чему учат сказки. Родители: •У родителей повысился уровень знаний по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. •Совместная деятельность по художественному творчеству чтению, подготовке и проведении праздников помогла сблизить родителей и детей

Слайд 13

«Кем бы ты ни стал, ученым или артистом, политическим человеком или кем хочешь – но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах. Но эти слова остаются актуальными и для современного ребенка, да и взрослого человека» А. И. Герцен Благодаря сказкам у малыша развивается тяга к добру и справедливости, склонность фантазировать и верить в чудеса. Помимо тяги к волшебному и необычному, также детскому воображению присуща потребность в подражании взрослым, которые кажутся малышу такими умными и ловкими. Именно в сказке ребенок может реализовать все свои неосознанные желания, победить всех злодеев и оказаться в волшебном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Мастер класс: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки.

Мастер класс:Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки....

Презентация" Воспитание духовно- нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"

Презентация показывает ,как мы применяем сказки в разных видах деятельности детей.Потому что сказки - наши добрые друзья! У них можно научиться доброте, любви к людям и природе, мудрости....

«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...