Воспитание личностной культуры дошкольника через сказку.
статья на тему

Воздействие сказок на личностную культуру дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lichnostnoy_kultury_doshkolnika_cherez_skazku.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание личностной культуры дошкольника через сказку.

                                                                                         “Погляди вокруг себя,
                                                                                                        Как прекрасна та земля,
                                                                                                              Где живешь сейчас малыш,
                                                                                                                    В детский сад с утра спешишь.
                                                                                                             По дороге проходя, сказку
                                                                                                 Встретишь иногда.
                                                                                                      Ну, а дальше чудеса!”

Все согласятся с тем, что сказка – неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника.

А детство невозможно представить без сказок.

С самого раннего возраста дети с захватывающим интересом слушают разные сказки. Сказки покоряют детей богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ и ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла, которое учит отличать “добро” и “зло”, дает возможность малышу встать на место положительного героя, а также возможность выбора собственной позиции.

Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества.

Также сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать “узелки” сказочных “клубочков”.

Например: “Ребята, попробуйте развязать узелок? Сколько сказок свернулось в клубок?”

“Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может”. (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”).

А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:

- Угадайте сказку по трем словам:

1) Коза, козлятки, волк (“Волк и 7 козлят”)

2) Курочка, петушок, зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”)

Или: В какой сказке есть такие слова?

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (“Морозко”)

Нет ни речки, ни пруда,
           Где воды напиться,
           Разве вкусная вода.
           В ямке из копытца (сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой:

- находить математическое начало в сказках, то есть составлять задачки из сказок:

“Жили-были дед и баба,
           И была у них курочка Ряба.
           Снесла курочка одно яйцо
           Простое, одно золотое”.

Вопрос: Сколько яиц снесла курочка Ряба?

А как захватывает детей работа с шифром или мнемотаблицами. Сначала вместе с детьми делаем таблицы, а дальше дети делают самостоятельно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно улучшает обучение и решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки “Теремок”.

Этап 1 – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

Этап 2 – осуществление, так называемое перекодирование информации.

- домик - крыша

- волк зубами щелк

- лягушка и т.д.

Этап 3 – после перекодирования осуществляется пересказ:

  • сначала пересказ ведется вместе с воспитателем в младшей группе, в средней группе – частично, в старшей группе – самостоятельно.

Неизменный спутник детства- сказка может и учить, и лечить, и воспитывать, и развивать, и путешествовать зовет с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Воспитание речевой культуры дошкольников, через знакомство с художественными произведениями.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка....

Воспитание экологической культуры дошкольников через воздействие русского народного творчества.

Правильное взаимодействие с природой и традиции жизни русского человека - основа формирования экологической культуры каждого из участников образовательного процесса в ДОУ....

Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Воспитание валеологической культуры дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии внешней среды. Её предметом является индивидуальное здоровье человека, его резе...