Конспект ООД «Кто трудиться рад, тот хлебом богат»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кольцова Татьяна Сергеевна

Цели:

Связная речь: Учить детей полно и точно отвечать на вопросы, развивать навыки составления рассказа по картине.

Развитие словаря:

Активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства, учить применять в речи образные выражения.

Формирование грамматического строя речи:

Упражнять детей в составлении предложений из двух, трех, четырех слов, учить составлять схему предложения и подбирать схему к предложению.

Звуковая культура речи:

Развивать фонематический слух, учить различать звуки «л» и «р», выделять их в начале, середине и конце слова.

Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности, формирование навыка грамотно выражать свое мнение, развивать способность к коллективному творчеству.

Материалы для развития:

Картинки с изображением различных изделий из хлеба, репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», Г. Г. Мясоедова «Жатва», М. К. Клодта «На пашне», иллюстрации с изображением полевых работ, людей различных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.

Ход занятия

Восп-ль: Ребята, сегодня наш разговор я хотела бы начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте, какое ему можно дать название.

Поскорее накрывай

Стол скатеркой чистой.

Перед нами каравай

С корочкой душистой!

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен –

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.

Режь да ешь от всей души,

Силы набирайся.

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не швыряйся.

Чтобы добрый в светлый час

Хлеб на стол явился.

Кто-то встал чуть раньше нас

И крепко потрудился!

Как вы думаете, ребята, какое название можно дать этому стихотворению?

ДетиХлеб, каравай, булки.

Восп-ль: Да оно называется «Каравай». Я прошу вас обратить внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!» Давайте сегодня побеседуем о тех людях, которые выращивают для нас хлеб.

(Игра «Волшебная палочка», разговор о профессиях)

А для этого мы поиграем в волшебную палочку. Палочка, как всегда идет по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните, важно, чтобы слова в нашем кругу не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку. А мы с вами должны проследить за тем, чтобы слова не повторялись. Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выезжают трактора. Ими управляют….Воспитатель протягивает палочку, ребенок заканчивает фразу. Если он отвечает правильно, дети поддерживают его аплодисментами. Если ответ не верный, все топают ногами. Затем воспитатель задает следующий вопрос.

Восп-ль: Какую работу делает тракторист на тракторе?

Дети: Он пашет землю, рыхлеет землю, прокладывает межи, сеет зерно в землю.

Восп-ль: Какие машины используются для уборки хлеба?

Дети: Это комбайны.

Восп-ль: Кто работает на комбайне?

Дети: На комбайне работает комбайнер.

Восп-ль: Какую работу делает комбайнер?

Дети: Жнет колосья. Обмолачивает их.

Восп-ль: А кто вывозит зерно с поля?

Дети: Шофер на грузовике.

Восп-ль: Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб?

Дети: Это хлеборобы.

Восп-ль: И так, люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб. А как они работают? Люди могут работать….

Дети: Быстро, аккуратно, старательно, лениво, не зная отдыха, не покладая рук, с удовольствием, от души, спустя рукава.

Восп-ль: А как вы понимаете фразу «спустя рукава»? откуда пришло это выражение? В давние-давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали. Они не выращивали хлеб, не доили коров, не шили одежду – за них все делали слуги. Вот народ придумал про этих лентяев выражение «спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава, они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, чуть не путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами мыть полы, расставить игрушки на место, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это ничего не делать, лентяйничать.

Восп-ль: Как называть человека, который хорошо работает, любит трудиться?

Дети: Это трудолюбивый человек.

Восп-ль: А как назвать человека, который трудиться не хочет?

Дети: Это ленивый. Лодырь. Лентяй.

Восп-ль: Да, ребята, чтобы вырастить хлеб, люди упорна работали, трудились. Недаром в народе есть такая пословица«Не трудиться – хлеба не добиться»! вы знаете, что люди хорошо и много трудились, но после работы умели и весело отдохнуть. Во время отдыха они играли в разные игры. Я вам тоже предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если в слове есть звук «р» или «рь», вы подпрыгиваете. Если вы услышите звук «л» или «ль», покивайте головой. Поняли? Начинаем игру.

Слова для игры: трактор, зерно, рожь, пшеница, пирог, каравай, пряник, булка, баранка, хлебороб, блин, буханка, агроном.

Восп-ль: А еще люди придумывали очень интересное занятие – отгадывать загадки. Вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да - нет». Выбирается водящий, который загадывает одно из хлебобулочных изделий, изображенных на картинках. Дети должны отгадать какое. Они могут задавать водящему вопросы, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Например, водящий загадал сухарь.

-Этот продукт из пшеничной муки.

-Да.

-Он мягкий?

-Нет

-Он круглый?

-Нет

-Он сладкий?

-Да и т. д.

Восп-ль: А сейчас я предлагаю вам еще одну игру. Вы ее хорошо знаете. Называется она «Сложи картинку». Подойдите к столу и возьмите по одному фрагменту картинки (для этой части занятия потребуется разрезные на части иллюстрация различных полевых работ). Каждая фотоиллюстрация имеет рубашку определенного цвета. Фрагменты разложены рубашками вниз. Выбрав фрагмент, ребенок смотрит на цвет его рубашки и подходит к столу с соответствующей цветовой метке. Там коллективно дети собирают картинку. В это время воспитатель вывешивает на доску схемы предложений, слова в которых обозначены прямоугольниками. Ребята составьте предложение по получившимся у вас картинкам. А теперь «прохлопайте»предложение – определите в них количество слов и укажите схему, которая подошла бы к этому предложению.

Восп-ль: Выберите схему, и придумайте предложение.

Восп-ль: А теперь ребята давайте объединим получившиеся предложения в короткий рассказ по картине. Рассказывать надо по очереди, продолжая рассказ, друг друга. Напоминаю вам, что каждый рассказ имеет начало, основную часть и конец. Чтобы рассказ получился связанным, предложения должны соединяться, образуя единую цепь.

Например: «Мы расскажем вам об одном веселом трактористе. Тракторист работал на большом мощном тракторе. Трактор пахал землю…» Что ж, ваши рассказы получились очень интересными. В них правильно и подробно описан труд хлеборобов. А я предлагаю вам послушать и выучить одно маленькое, но очень точное стихотворение. Написал его поэт Я. Аким.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Восп-ль: Ребята, вы сегодня молодцы, мне понравилось, как вы занимались и играли. А что вам понравилось на занятие? На этом занятие у нас окончилось, всем спасибо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_truditsya_rad_tot_hlebom_bogat.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  «Кто трудиться рад, тот хлебом богат»

Цели:

Связная речь: Учить детей полно и точно отвечать на вопросы, развивать навыки составления рассказа по картине.

Развитие словаря:

Активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства, учить применять в речи образные выражения.

Формирование грамматического строя речи:

Упражнять детей в составлении предложений из двух, трех, четырех слов, учить составлять схему предложения и подбирать схему к предложению.

Звуковая культура речи:

Развивать фонематический слух, учить различать звуки «л» и «р», выделять их в начале, середине и конце слова.

Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности, формирование навыка грамотно выражать свое мнение, развивать способность к коллективному творчеству.

Материалы для развития:

Картинки с изображением различных изделий из хлеба, репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», Г. Г. Мясоедова «Жатва», М. К. Клодта «На пашне», иллюстрации с изображением полевых работ, людей различных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.

Ход занятия

Восп-ль: Ребята, сегодня наш разговор я хотела бы начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте, какое ему можно дать название.

Поскорее накрывай

Стол скатеркой чистой.

Перед нами каравай

С корочкой душистой!

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен –

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.

Режь да ешь от всей души,

Силы набирайся.

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не швыряйся.

Чтобы добрый в светлый час

Хлеб на стол явился.

Кто-то встал чуть раньше нас

И крепко потрудился!

Как вы думаете, ребята, какое название можно дать этому стихотворению?

ДетиХлеб, каравай, булки.

Восп-ль: Да оно называется «Каравай». Я прошу вас обратить внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!» Давайте сегодня побеседуем о тех людях, которые выращивают для нас хлеб.

(Игра «Волшебная палочка», разговор о профессиях)

А для этого мы поиграем в волшебную палочку. Палочка, как всегда идет по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните, важно, чтобы слова в нашем кругу не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку. А мы с вами должны проследить за тем, чтобы слова не повторялись. Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выезжают трактора. Ими управляют….Воспитатель протягивает палочку, ребенок заканчивает фразу. Если он отвечает правильно, дети поддерживают его аплодисментами. Если ответ не верный, все топают ногами. Затем воспитатель задает следующий вопрос.

Восп-ль: Какую работу делает тракторист на тракторе?

Дети: Он пашет землю, рыхлеет землю, прокладывает межи, сеет зерно в землю.

Восп-ль: Какие машины используются для уборки хлеба?

Дети: Это комбайны.

Восп-ль: Кто работает на комбайне?

Дети: На комбайне работает комбайнер.

Восп-ль: Какую работу делает комбайнер?

Дети: Жнет колосья. Обмолачивает их.

Восп-ль: А кто вывозит зерно с поля?

Дети: Шофер на грузовике.

Восп-ль: Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб?

Дети: Это хлеборобы.

Восп-ль: И так, люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб. А как они работают? Люди могут работать….

Дети: Быстро, аккуратно, старательно, лениво, не зная отдыха, не покладая рук, с удовольствием, от души, спустя рукава.

Восп-ль: А как вы понимаете фразу «спустя рукава»? откуда пришло это выражение? В давние-давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали. Они не выращивали хлеб, не доили коров, не шили одежду – за них все делали слуги. Вот народ придумал про этих лентяев выражение «спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава, они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, чуть не путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами мыть полы, расставить игрушки на место, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это ничего не делать, лентяйничать.

Восп-ль: Как называть человека, который хорошо работает, любит трудиться?

Дети: Это трудолюбивый человек.

Восп-ль: А как назвать человека, который трудиться не хочет?

Дети: Это ленивый. Лодырь. Лентяй.

Восп-ль: Да, ребята, чтобы вырастить хлеб, люди упорна работали, трудились. Недаром в народе есть такая пословица«Не трудиться – хлеба не добиться»! вы знаете, что люди хорошо и много трудились, но после работы умели и весело отдохнуть. Во время отдыха они играли в разные игры. Я вам тоже предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если в слове есть звук «р» или «рь», вы подпрыгиваете. Если вы услышите звук «л» или «ль», покивайте головой. Поняли? Начинаем игру.

Слова для игры: трактор, зерно, рожь, пшеница, пирог, каравай, пряник, булка, баранка, хлебороб, блин, буханка, агроном.

Восп-ль: А еще люди придумывали очень интересное занятие – отгадывать загадки. Вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да - нет». Выбирается водящий, который загадывает одно из хлебобулочных изделий, изображенных на картинках. Дети должны отгадать какое. Они могут задавать водящему вопросы, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Например, водящий загадал сухарь.

-Этот продукт из пшеничной муки.

-Да.

-Он мягкий?

-Нет

-Он круглый?

-Нет

-Он сладкий?

-Да и т. д.

Восп-ль: А сейчас я предлагаю вам еще одну игру. Вы ее хорошо знаете. Называется она «Сложи картинку». Подойдите к столу и возьмите по одному фрагменту картинки (для этой части занятия потребуется разрезные на части иллюстрация различных полевых работ). Каждая фотоиллюстрация имеет рубашку определенного цвета. Фрагменты разложены рубашками вниз. Выбрав фрагмент, ребенок смотрит на цвет его рубашки и подходит к столу с соответствующей цветовой метке. Там коллективно дети собирают картинку. В это время воспитатель вывешивает на доску схемы предложений, слова в которых обозначены прямоугольниками. Ребята составьте предложение по получившимся у вас картинкам. А теперь «прохлопайте»предложение – определите в них количество слов и укажите схему, которая подошла бы к этому предложению.

Восп-ль: Выберите схему, и придумайте предложение.

Восп-ль: А теперь ребята давайте объединим получившиеся предложения в короткий рассказ по картине. Рассказывать надо по очереди, продолжая рассказ, друг друга. Напоминаю вам, что каждый рассказ имеет начало, основную часть и конец. Чтобы рассказ получился связанным, предложения должны соединяться, образуя единую цепь.

Например: «Мы расскажем вам об одном веселом трактористе. Тракторист работал на большом мощном тракторе. Трактор пахал землю…» Что ж, ваши рассказы получились очень интересными. В них правильно и подробно описан труд хлеборобов. А я предлагаю вам послушать и выучить одно маленькое, но очень точное стихотворение. Написал его поэт Я. Аким.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Восп-ль: Ребята, вы сегодня молодцы, мне понравилось, как вы занимались и играли. А что вам понравилось на занятие? На этом занятие у нас окончилось, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат" -конспект бинарного занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Журавушка»       «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»...

"Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат".

Цель этого проекта - систематизация и представление инновационных методических разработок. Этот  занимательный материал по познавательному, эстетическому развитию и нравственному воспитанию ...

Приложение к проекту: "Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат".

Предложены конспекты ЦОР для детей старшей группы по следующим темам:1. Как появилось пшеничное зернышко.2. Как пшеничное зернышко караваем стало.3. Как пшеничное зернышко булкой стало.4. Праздник:"Хл...

Конспект НОД с использованием ИКТ «Кто трудится рад,тот будет хлебом богат»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

Экологический кружок "Радуга". Беседа: «Кто трудится рад, тот хлебом будет богат»

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги,...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Трудись - не ленись, потей – богатей».

Паспорт проекта  Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.Вид проекта: долгосрочный, информ...