Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Трудись - не ленись, потей – богатей».
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Паспорт проекта
Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».
Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный; исследовательско-познавательный; игровой.
Место реализации проекта: МБДОУ «Д/с «Островок», группа «Дельфинчики».
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Дельфинчики», воспитатели, родители воспитанников, руководители МБДОУ «Д/с «Островок».
Возраст участников: 5 – 6 лет
Сроки реализации: с сентября 2021 г. – май 2022 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansovaya_gramotnost.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».
Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный; исследовательско-познавательный; игровой.
Место реализации проекта: МБДОУ «Д/с «Островок», группа «Дельфинчики».
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Дельфинчики», воспитатели, родители воспитанников, руководители МБДОУ «Д/с «Островок».
Возраст участников: 5 – 6 лет
Сроки реализации: с сентября 2021 г. – май 2022 г.
Актуальность проблемы
Низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.
Возник проблемный вопрос, связанный с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для населения, недостатком квалифицированных преподавателей основам финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг.
Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста.
Обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
Развивающие:
- Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей;
- Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание и воображение;
Воспитательные:
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- воспитывать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму представителей разных профессий.
Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта)
ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видеозанятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видеосказка «Два
жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики»;
ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты.
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Магазин»: костюм продавца, вывеска «Магазин», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др.
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др.
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Салон красоты»: вывеска, ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др.
Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха».
Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами.
Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.
Методы: наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, интерактивного материала, визуальных образов, мультфильмов, видероликов; словесный: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы поискового характера, ведение диалога в игре; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения; практические: проигрывание ситуаций, моделирование, упражнения и др.
I Этап. Подготовительный
- Знакомство с темой проекта;
- Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
- Повышение уровня образованности на дистанционных курах повышения квалификации по финансовой грамотности дошкольников;
- Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
- Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр, видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, детской художественной литературы, раскрасок по данной теме;
- Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, иллюстраций по теме;
- Взаимодействие с родителями по данной теме с целью настроить детей и их родителей на совместную работу.
II Этап. Практический
Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились и получали деньги в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты.
- Коммуникативная деятельность;
- Восприятие художественной литературы (К.Чуковский «Муха Цокотуха», «Сказка о Копеечке» автор Кузнецова Н.А.);
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;
- Художественное творчество;
- Игровая и познавательная деятельность;
- Беседы с просмотром мультфильмов, видео, презентаций, интерактивных игр «роки финансовой грамотности «Смешарики», Уроки тетушки совы; «История денег», м/ф «Два жадных медвежонка»);
- Решение проблемных ситуаций;
- Изготовление пособий для занятий и атрибутов к играм;
- Трудовая деятельность;
- Взаимодействие с родителями.
III Этап. Заключительный
На данном этапе весь комплекс действий реализации проекта завершается подведением итогов, рассматриванием «ЛЭПбука» - экономических правил и походом детей вместе с родителями в магазины и торговые центры.
Предполагаемые результаты
Для детей
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации.
Для родителей
Финансовая компетентность и участие родителей. Организация с помощью современных технологий содержательного взаимодействия в ходе
самостоятельных занятий родителей с ребенком дома, установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансового воспитания.
Для педагогов
Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.
Список литературы:
- Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г.
- Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 ;
- Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
- Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
- «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
- В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.
Интернет ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I
https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и...
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Труд-основа жизни"
Конспект по финансовой грамотности...
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Труд-основа жизни" вариант 1
Труд-основа жизни...
Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Маленький экономист»
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «д...
Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Маленькие финансисты» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ финансовой грамотности у детей....
Проект по финансовой грамотности «Денежки труд любят»
Тема: финансовая грамотность детей младшего дошкольного возраста.Актуальность.В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Первые знания о финансах дети получают...
Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»
Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...