Открытое занятие по Экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Спасение снегурочки"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Восканян Лора Владимировна

Экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementalnaya_deyatelnost_moya_rabota.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе

Тема Спасение снегурочки

с применением технологии ТРИЗ «Волшебная дорожка»

            Восканян Лора Владимировна

Тип образовательной деятельности: интегрированное

Вид образовательной деятельности: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, музыкальное, физическое развитие.

Интеграция образовательной деятельности: развитие речи; экологическое развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Организация образовательной деятельности: групповая.

Цель: способствовать формированию интереса детей старшего дошкольного возраста к миру природы посредством использования метода ТРИЗ «Волшебная дорожка»; обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, объединять в группы по признакам сходства. Обеспечивать условия для проявления активной позиции ребенка в познавательной деятельности.

Задачи образовательной деятельности

Обучающая задача. Учить использовать технологию ТРИЗ.

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; активизировать речь детей посредством составления коротких рассказов; расширять активный и пассивный словарь детей.

Систематизировать представления детей о растениях, птицах. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе; развивать умения сравнивать различные периоды временных отрезков природы.

Закреплять счет до 10 в прямом и обратном порядке.

Развивающая задача. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, строить простейшие умозаключения; поощрять любознательность, аналитическую деятельность.  

Воспитательная задача. Воспитывать любовь к природе; формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать сверстника, не перебивая; умение рассказывать, дополняя их ответы. Продолжать развивать коммуникативные умения в совместной работе.

Предварительная работа: 

Подготовка воспитателя. Подбор стихов, пословиц и поговорок для заучивания с детьми. Проведение с детьми дидактических игр по смене времен года, и с блоками Дьенеша, различных опытов.

Подготовка детей. Слушание литературных произведений о природе, диких животных, растениях; разучивание стихов, пословиц, поговорок о сезонных явлениях. Проведение дидактических игр на экологическую и математическую темы. Чтение русской народной сказки «Снегурочка», «Девочка Снегурочка» в обработке В. Даля, рассматривание иллюстраций к сказке. Игры с блоками Дьенеша. Драматизация сказки.

Совместная работа воспитателя и детей. Составление мнемотаблиц «Приметы весны», «Составь рассказ о весне» из рисунков детей, схемы «Путешествие капельки» из иллюстраций.

Материал к занятию: «символы сказки» (снежинка, капельки, огонь, пар, облако), фонограммы песни композитора В. Шаинского на слова М.Пляцковского «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»; музыки М.Раухвергера на слова: О. Высотской «Мы веселые ребята»; фрагменты музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (по выбору); вопросы для мозгового штурма; магнитная доска.

Ход занятия

Организационный момент

Негромко звучит фонограмма фрагмента песни композитора

В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка»

из мультфильма «Крошка Енот».

Под звуки фонограммы воспитатель говорит: Дети подойдите, пожалуйста, ко мне. Дети подходят к воспитателю и становятся около него.

Посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Это воспитатели из других групп (детских садов). Давайте с ними поздороваемся.

 Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

(Кого-то из гостей подготовить. Ведь воспитатели из вашего сада будут на занятии.)

Здравствуйте, ребята!

Ждем от вас мы чудес.

Думаем, что интересно будет здесь!

Так улыбнемся же друг другу!

Раздается стук в дверь. Входит помощник воспитателя со словами: «Извините (ваше И.О.), я открыла форточку в раздевалке, чтобы проветрить, и в нее залетел шарик. Поймала, вижу: к нему привязана капелька и внутри шарика что-то есть, решила отдать его вам».

Вос-ль: Ребята, давайте рассмотрим шарик и узнаем, что в нем.

Дети вместе с воспитателем рассматривают шарик, к которому прикреплена капелька.

Да, действительно, с нем что-то есть, и капелька почему-то привязана.

Лопают шарик, воспитатель достает небольшой конверт открывает его, в нем картинка: сосульки, с которых капают капельки. На обратной стороне картинки написано: «Меня зовут капелька Кап-кап. Я прилетела к вам, чтобы вы помогли мне понять: что происходит со мной в разные времена года. Вот только я не умею разговаривать. Поэтому за меня будет говорить ваш воспитатель. А «Волшебная дорожка» поможет вам.

На доске появляется капелька и «Волшебная дорожка»,

на которой 5 пустых клеток.

Ребята, поможем капельке? Посмотрите, какая интересная картинка: почему-то на ней сосульки, с которых капают капельки?

Ответы-предположения детей

Вос-ль: Молодцы. Значит, у нас с вами какая сегодня задача?

Ответы детей: Один из ответов: помочь капельке понять, что с ней происходит в разные времена года.

Вос-ль: Верно. А помочь капельке, мы сможем только тогда, когда пройдем, как она сказала, по «Волшебной дорожке». Но пока клетки на дорожке пусты. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Вос-ль: Я тоже думаю, что нам нужно будет выполнить какие-то задания. Но на «Волшебную дорожку» нужно сначала попасть. Как вы думаете, что нам для этого нужно сделать?

Ответы-предположения детей. Один из ответов: сказать волшебные слова.

Вос-ль: Молодцы, верно, нужно сказать волшебные слова. Давайте попробуем сказать вот такие слова:

Если мы глаза закроем

И подглядывать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

Вот мы и оказались на «Волшебной дорожке».

Послушайте загадку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

И сразу лес весь расцветет.                         (Весна)

Дети отгадывают.

Вос-ль: Вы верно отгадали загадку о весне. Послушайте другую загадку, которая поможет нам идти по волшебной дорожке.

Дед и баба дружно жили,

Только скучно было им.

Доченьку они слепили,

Но костра горячий жар

Превратил дочурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?...        (Снегурочка)

Дети отгадывают загадку и называют сказку.

В клетку дорожки вставляется картинка снегурочки.

Вос-ль: Верно. Это загадка о снегурочке. А в какое время года слепили себе дочку дед и баба? И снова загадка даст подсказку.

После осени пришла.

И сугробы намела.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость всем нам подарила
И на санках прокатила.                        (Зима)

Дети отгадывают.

Вос-ль: Молодцы, ребята. Правильно. Слепили дедушка и бабушка дочурку Снегурку зимой. А только ли о зимнем периоде года говорится в сказке?

Ответы детей

Вос-ль: Да, в сказке говорится и о зиме, и о весне, и о лете. Хоть и пошла капелька дальше, но все же просит вас, дети, рассказать ей про эти периоды года.

Но сначала давайте расскажем ей, чем хороша весна, а что не получится делать весной. Ребята, как вы думаете, хорошо или плохо, что наступила весна?

Игра «хорошо-плохо»

Дети перечисляют качества. Примеры качеств.

п/п

Хорошо

Плохо

1

Весну уже не надо ждать.

Нет горок.

2

Тепло, солнце светит ярче.

Нельзя кататься на лыжах, санках.

3

Дни становятся длиннее.

Нельзя сделать ледяную горку

4

Оживает природа.

Не падают снежинки на руку.

5

Поют птицы.

Уже не сделаешь снеговика.

6

Тает снег. Бегут ручьи.

Можно запускать кораблики.

Нельзя играть в снежки.

7

Тает лед на реках.

Зимой праздник нового года.

Вос-ль: Я с вами согласна, ребята. А чтобы капельке было понятнее, предлагаю вам составить по перечисленным признакам весны короткие рассказы о весне.

Рассказы детей (4-6 коротких рассказа).

В рассказах должно быть упоминание о том, что весной припекло солнце, снег стал таять и превратился в сосульки, а потом в воду.

Молодцы, хорошо рассказали о весне.

Вставляется весенняя картинка.

Вы в рассказах говорили о птицах. Вспомните, пожалуйста, какие птицы живут с нами и зимой, а какие возвращаются к нам только весной.

Ответы детей

На доске расположены картинки волшебников (красный – весна, синий - зима). Подумайте, и поместите птиц к волшебникам так, как вы считаете нужным. Объясните свой выбор.

Объяснения детей. Красный цвет – теплый (перелетные птицы), синий – холодный (зимующие птицы).

Как можно еще различить зимующих и перелетных птиц?

Ответы детей

Вос-ль: Верно, поставить на доску снежинку и солнце.

Дети разбирают картинки зимующих и перелетных птиц, называют их, затем считают в прямом и обратном порядке.

Перелетные птицы: ласточка, грач, жаворонок, скворец, дрозд, зяблик, соловей, цапля, кукушка, стриж – 10.

Зимующие птицы: дятел, синица, ворона, сорока, снегирь, воробей, голубь, щегол, сова, клест - 10.

Вос-ль: Молодцы. Снежинка быстро продвигается по волшебной дорожке, поэтому предлагает поиграть в волшебную игру «Ходят капельки по кругу».

Игра «Ходят капельки по кругу» под музыку

Вам для этого нужно превратиться в маленькие капельки. Я буду мамой Тучкой, а вы мои детки-капельки. Капельки выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.

Слова воспитателя - Тучки

Действия детей - капелек

Отпустила мама-тучка капли и полетели на землю…

Прыгают, играют, общаются между собой.

Скучно им стало по одиночке играть. Собрались они в группы и потекли маленькими весёлыми ручейками.

Составляют ручейки из 3-4 чел., взявшись за руки. Подгруппы передвигаются в произвольном направлении.

Встретились ручейки и стали большой рекой.

Плывут к большой реке: двигаются в произвольном направлении, делая плавательные движения руками.

Текла, текла река и попала в океан.

Перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им долго не гулять, домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх и вернулись к маме.

Капельки присаживаются, затем медленно поднимаются и вытягивают руки вверх, подставляя лицо ласковому солнышку.

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Встают около воспитателя. Машут воображаемому океану руками.

 

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, не брызгались.

Вставить картинку, о круговороте воды.

Потренировали свои мышцы? Отлично. Но и голова требует тренировки, поэтому ответьте на вопросы.

Дерево высокое, а куст? Ворона большая, а синичка…?

У кого больше лап у волка или у воробья?

Назови, одним словом. (Картинки: деревья, дикие животные, птицы, насекомые, цветы).

Тройка белок проскакала 5 км. По сколько километров проскакала каждая белка? (По 5 км.)

Если ворона стоит на одной ноге, то она весит 1 кг. Сколько будет весить ворона, если будет, стоять на 2 ногах? (1 кг.)

В-ль: Молодцы! Вы очень внимательны! Хорошо потренировали свои головки. И играла капелька с нами, и головку тренировала, но еще не совсем поняла, что же с ней происходит в разные периоды года. Поэтому нам нужно рассказать и показать ей, что же произошло со снегурочкой в сказке.

Очень короткие рассказы детей о круговороте воды в природе с опорой на опыт.

Воспитатель подогревает в пробирке снег над пламенем свечи.

Дети комментируют действия воспитателя находят нужные картинки о различном состоянии воды.

Значит, какой может быть капелька в разные периоды года?

Ответы детей

В-ль: Верно. Вспомните: из чего дедушка с бабушкой слепили снегурочку?

Ответы детей (из снега)

Вос-ль: А снег – это что?

Дети: Один из ответов: Это много-много снежинок, а снежинки – это снег. Снег весной тает под лучами теплого солнца. Поэтому снегурочка и растаяла, когда прыгала через костер. А мы грели снег в пробирке над пламенем свечи.

Вставляется картинка о временах года, которые упоминаются в сказке.

В-ль: Во что она превратилась снегурочка, прыгая через костер?

Ответы детей. В пар.

Вос-ль: Значит пар – это тоже … А можно ли нам пить талую воду?

Ответы детей. Нет. Мы делали опыт (фильтровали воду) и видели, что в талой воде много мусора и грязи. Когда падает снег, он собирает из воздуха всю грязь, поэтому талая вода грязная.

Вос-ль: Выберите картинки, показывающие в каком состоянии капелька бывает в разные времена года и результат опыта со снегом.

Вставляются картинки.

В-ль: Дети, я вам предлагаю отгадать еще загадку.

Теплый длинный-длинный день,

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за время года? Подскажи-ка...  (Лето)

Дети отгадывают.

Вос-ль: И предлагаю вам потренировать пальчики.

Игра на развитие мелкой моторики «Что такое лето»

Текст

Действия детей

Дети стоят, руки расслаблены

Это много света

руки изображают круг над головой как солнышко

Это поле

разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх

Это лес

пальчики изображают деревья

Это в небе облака

ладошки показывают фонарики

Капли первые упали.

Указательным и средним пальцами правой руки постучать по ладошке левой

Дождик застучал сильней,

Всеми пальцами обеих рук постучать по столу

В небе молния сверкает,

Указательным пальцем «нарисовать» в воздухе молнию

Дождь прошел. И снова солнце

Обе руки поднять вверх, пальцы выпрямить и слегка развести в стороны –лучи солнца

В-ль: Молодцы. Хорошо пальчики потренировали. Посмотрите, что лежит у вас на столах.

(На столах детей листочки, на которых нарисованы точки и

 цифры от 1 до 10)

Ребята, что это? (ответы детей) Да, это рисунок. Как узнать, кто спрятался на листе бумаги? (ответы детей). Правильно, надо соединить все цифры по порядку. (Дети выполняют задание. Получается лиса)

Отлично! У вас всё получилось. Ребята, давайте посчитаем точки и узнаем, сколько точек вы соединили.

Дети считают точки, по которым рисовали,

 в прямом и обратном порядке.

В-ль: Верно. Лиса получилась из 10 точек, которые вы соединили. Вспомните в какое время года растаяла Снегурка?

Ответы детей.

В-ль: Дети, Снегурка боится растаять. Подумайте, можем ли мы ей помочь, чтобы она не растаяла?  

Ответы-предположения детей.

В-ль: Как хорошо вы придумали. Действительно, для нее можно устроить незамерзающий бассейн.

Конструирование из блоков Дьенеша и палочек Кюизенера бассейна

Дети строят из цветных блоков Дьенеша и палочек Кюизенера разной высоты вокруг бассейна, т.е. «сажают деревья и кустарники»

Молодцы! Отлично справились. А кто скажет, что означают вокруг бассейна зеленые палочки разной высоты?

Ответы детей

В-ль: Очень хорошо придумал (имя ребенка), и поставил вокруг бассейна зеленые «растения», и молодцы ребята, что поддержали его идею. Конечно же холодная вода и тень от растений смогут защитить снегурку от жарких лучей солнца.

Деревья и кустарники из палочек Кюизенера – это творчество детей, поэтому картинки с ними нет.

Молодцы. Вот вы и помогли снегурке пережить лето. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

А чтобы нам вернуться в детский сад, нужно снова сказать волшебные слова:

Снова мы глаза закроем

И подглядывать не будем,

В детский садик мы вернемся

Но мир волшебный не забудем.

В-ль: Вот мы и снова в детском саду.

Вы очень хорошо потрудились, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Релаксация. Музыкально-ритмическое творчество «Тучки, облака и солнышко»

Звучит веселая музыка

Дети-облака весело танцуют, выполняя произвольные движения, в лучах солнца. Подул ветер. Дети-облака закружились. Но вдруг солнце закрыли тучки, подул ветер (фонограмма ветра).

Ветер дует все тише и тише, и дети кружатся все медленнее и медленнее, с остановкой музыки тихо садятся на ковер. Снова подул легкий ветерок, разогнал тучки, вышло солнце, и дети-облака поднимают головки к солнцу, встают и протягивают к нему руки, улыбаются. (Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом).

Когда дети–«облака» садятся на ковер, спина и плечи у них расслабляются и сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голову кладут на руки, дети расслабляются. С окончанием музыки стают, потягиваются, улыбаются и говорят: «Здравствуй, солнце золотое! Мы тебе очень рады». Подходят к воспитателю.

Рефлексия

Вос-ль: Дети, скажите, с какой целью мы путешествовали с капелькой по волшебной дорожке?  

Ответы детей.

Вос-ль: Понравилось ли вам путешествовать?

Ответы детей.

Вос-ль: Кому вы сумели сегодня помочь и чем?

Ответы детей. Капельке, понять круговорот воды в природе.

Вос-ль: Давайте, вспомним, о чем просила нас капелька?

Ответы детей. Приметы весны, зимующих и перелетных птиц, превращение капельки (снег, сосульки – лед, вода, пар), считали птиц.

Вос-ль: Я думаю, что теперь капелька поняла, что происходит с ней в разные периоды года.

Вос-ль: Что было для вас на занятии трудным, а что более легким?

Ответы детей

Под тихое звучание фрагмента музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» воспитатель предлагает детям попрощаться с гостями.

                        Друзья! Пора прощания настала.

                                  С весенним ветром прилетела к нам.

                                  (Все вместе)

И говорим мы: «До свиданья!»

                                  Хорошим, искренним друзьям!

                                    Давайте вместе улыбнёмся,

                                    Поверив новым чудесам!
Упражнение на релаксацию «Улыбка»

Выразительные движения. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Все улыбаются и машут гостям рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»

Ознакомление детей со свойствами муки через детское эксперементирование...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Поможем Золушке попасть на бал»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Поможем Золушке попасть на бал"...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»

Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»Задачи:Образовательные:- учить работать в коллективе и ин...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «По страницам сказки «Гуси – лебеди» 13.05.2023г.Публикация материала в электронном педагогическом журнале"Вестник просвещения"

Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи....

Тема: «Волшебная соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»

Тема: «Волшебная соль»Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»...