Открытое занятие по Экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Спасение снегурочки"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в подготовительной группе
Тема Спасение снегурочки
с применением технологии ТРИЗ «Волшебная дорожка»
Восканян Лора Владимировна
Тип образовательной деятельности: интегрированное
Вид образовательной деятельности: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, музыкальное, физическое развитие.
Интеграция образовательной деятельности: развитие речи; экологическое развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Организация образовательной деятельности: групповая.
Цель: способствовать формированию интереса детей старшего дошкольного возраста к миру природы посредством использования метода ТРИЗ «Волшебная дорожка»; обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, объединять в группы по признакам сходства. Обеспечивать условия для проявления активной позиции ребенка в познавательной деятельности.
Задачи образовательной деятельности
Обучающая задача. Учить использовать технологию ТРИЗ.
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; активизировать речь детей посредством составления коротких рассказов; расширять активный и пассивный словарь детей.
Систематизировать представления детей о растениях, птицах. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе; развивать умения сравнивать различные периоды временных отрезков природы.
Закреплять счет до 10 в прямом и обратном порядке.
Развивающая задача. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, строить простейшие умозаключения; поощрять любознательность, аналитическую деятельность.
Воспитательная задача. Воспитывать любовь к природе; формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать сверстника, не перебивая; умение рассказывать, дополняя их ответы. Продолжать развивать коммуникативные умения в совместной работе.
Предварительная работа:
Подготовка воспитателя. Подбор стихов, пословиц и поговорок для заучивания с детьми. Проведение с детьми дидактических игр по смене времен года, и с блоками Дьенеша, различных опытов.
Подготовка детей. Слушание литературных произведений о природе, диких животных, растениях; разучивание стихов, пословиц, поговорок о сезонных явлениях. Проведение дидактических игр на экологическую и математическую темы. Чтение русской народной сказки «Снегурочка», «Девочка Снегурочка» в обработке В. Даля, рассматривание иллюстраций к сказке. Игры с блоками Дьенеша. Драматизация сказки.
Совместная работа воспитателя и детей. Составление мнемотаблиц «Приметы весны», «Составь рассказ о весне» из рисунков детей, схемы «Путешествие капельки» из иллюстраций.
Материал к занятию: «символы сказки» (снежинка, капельки, огонь, пар, облако), фонограммы песни композитора В. Шаинского на слова М.Пляцковского «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»; музыки М.Раухвергера на слова: О. Высотской «Мы веселые ребята»; фрагменты музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (по выбору); вопросы для мозгового штурма; магнитная доска.
Ход занятия
Организационный момент
Негромко звучит фонограмма фрагмента песни композитора
В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка»
из мультфильма «Крошка Енот».
Под звуки фонограммы воспитатель говорит: Дети подойдите, пожалуйста, ко мне. Дети подходят к воспитателю и становятся около него.
Посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Это воспитатели из других групп (детских садов). Давайте с ними поздороваемся.
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
(Кого-то из гостей подготовить. Ведь воспитатели из вашего сада будут на занятии.)
Здравствуйте, ребята!
Ждем от вас мы чудес.
Думаем, что интересно будет здесь!
Так улыбнемся же друг другу!
Раздается стук в дверь. Входит помощник воспитателя со словами: «Извините (ваше И.О.), я открыла форточку в раздевалке, чтобы проветрить, и в нее залетел шарик. Поймала, вижу: к нему привязана капелька и внутри шарика что-то есть, решила отдать его вам».
Вос-ль: Ребята, давайте рассмотрим шарик и узнаем, что в нем.
Дети вместе с воспитателем рассматривают шарик, к которому прикреплена капелька.
Да, действительно, с нем что-то есть, и капелька почему-то привязана.
Лопают шарик, воспитатель достает небольшой конверт открывает его, в нем картинка: сосульки, с которых капают капельки. На обратной стороне картинки написано: «Меня зовут капелька Кап-кап. Я прилетела к вам, чтобы вы помогли мне понять: что происходит со мной в разные времена года. Вот только я не умею разговаривать. Поэтому за меня будет говорить ваш воспитатель. А «Волшебная дорожка» поможет вам.
На доске появляется капелька и «Волшебная дорожка»,
на которой 5 пустых клеток.
Ребята, поможем капельке? Посмотрите, какая интересная картинка: почему-то на ней сосульки, с которых капают капельки?
Ответы-предположения детей
Вос-ль: Молодцы. Значит, у нас с вами какая сегодня задача?
Ответы детей: Один из ответов: помочь капельке понять, что с ней происходит в разные времена года.
Вос-ль: Верно. А помочь капельке, мы сможем только тогда, когда пройдем, как она сказала, по «Волшебной дорожке». Но пока клетки на дорожке пусты. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Вос-ль: Я тоже думаю, что нам нужно будет выполнить какие-то задания. Но на «Волшебную дорожку» нужно сначала попасть. Как вы думаете, что нам для этого нужно сделать?
Ответы-предположения детей. Один из ответов: сказать волшебные слова.
Вос-ль: Молодцы, верно, нужно сказать волшебные слова. Давайте попробуем сказать вот такие слова:
Если мы глаза закроем
И подглядывать не будем,
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
Вот мы и оказались на «Волшебной дорожке».
Послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
И сразу лес весь расцветет. (Весна)
Дети отгадывают.
Вос-ль: Вы верно отгадали загадку о весне. Послушайте другую загадку, которая поможет нам идти по волшебной дорожке.
Дед и баба дружно жили,
Только скучно было им.
Доченьку они слепили,
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?... (Снегурочка)
Дети отгадывают загадку и называют сказку.
В клетку дорожки вставляется картинка снегурочки.
Вос-ль: Верно. Это загадка о снегурочке. А в какое время года слепили себе дочку дед и баба? И снова загадка даст подсказку.
После осени пришла.
И сугробы намела.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость всем нам подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Дети отгадывают.
Вос-ль: Молодцы, ребята. Правильно. Слепили дедушка и бабушка дочурку Снегурку зимой. А только ли о зимнем периоде года говорится в сказке?
Ответы детей
Вос-ль: Да, в сказке говорится и о зиме, и о весне, и о лете. Хоть и пошла капелька дальше, но все же просит вас, дети, рассказать ей про эти периоды года.
Но сначала давайте расскажем ей, чем хороша весна, а что не получится делать весной. Ребята, как вы думаете, хорошо или плохо, что наступила весна?
Игра «хорошо-плохо»
Дети перечисляют качества. Примеры качеств.
№ п/п | Хорошо | Плохо |
1 | Весну уже не надо ждать. | Нет горок. |
2 | Тепло, солнце светит ярче. | Нельзя кататься на лыжах, санках. |
3 | Дни становятся длиннее. | Нельзя сделать ледяную горку |
4 | Оживает природа. | Не падают снежинки на руку. |
5 | Поют птицы. | Уже не сделаешь снеговика. |
6 | Тает снег. Бегут ручьи. Можно запускать кораблики. | Нельзя играть в снежки. |
7 | Тает лед на реках. | Зимой праздник нового года. |
Вос-ль: Я с вами согласна, ребята. А чтобы капельке было понятнее, предлагаю вам составить по перечисленным признакам весны короткие рассказы о весне.
Рассказы детей (4-6 коротких рассказа).
В рассказах должно быть упоминание о том, что весной припекло солнце, снег стал таять и превратился в сосульки, а потом в воду.
Молодцы, хорошо рассказали о весне.
Вставляется весенняя картинка.
Вы в рассказах говорили о птицах. Вспомните, пожалуйста, какие птицы живут с нами и зимой, а какие возвращаются к нам только весной.
Ответы детей
На доске расположены картинки волшебников (красный – весна, синий - зима). Подумайте, и поместите птиц к волшебникам так, как вы считаете нужным. Объясните свой выбор.
Объяснения детей. Красный цвет – теплый (перелетные птицы), синий – холодный (зимующие птицы).
Как можно еще различить зимующих и перелетных птиц?
Ответы детей
Вос-ль: Верно, поставить на доску снежинку и солнце.
Дети разбирают картинки зимующих и перелетных птиц, называют их, затем считают в прямом и обратном порядке.
Перелетные птицы: ласточка, грач, жаворонок, скворец, дрозд, зяблик, соловей, цапля, кукушка, стриж – 10.
Зимующие птицы: дятел, синица, ворона, сорока, снегирь, воробей, голубь, щегол, сова, клест - 10.
Вос-ль: Молодцы. Снежинка быстро продвигается по волшебной дорожке, поэтому предлагает поиграть в волшебную игру «Ходят капельки по кругу».
Игра «Ходят капельки по кругу» под музыку
Вам для этого нужно превратиться в маленькие капельки. Я буду мамой Тучкой, а вы мои детки-капельки. Капельки выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.
Слова воспитателя - Тучки | Действия детей - капелек |
Отпустила мама-тучка капли и полетели на землю… | Прыгают, играют, общаются между собой. |
Скучно им стало по одиночке играть. Собрались они в группы и потекли маленькими весёлыми ручейками. | Составляют ручейки из 3-4 чел., взявшись за руки. Подгруппы передвигаются в произвольном направлении. |
Встретились ручейки и стали большой рекой. | Плывут к большой реке: двигаются в произвольном направлении, делая плавательные движения руками. |
Текла, текла река и попала в океан. | Перестраиваются в хоровод и движутся по кругу. |
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им долго не гулять, домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх и вернулись к маме. | Капельки присаживаются, затем медленно поднимаются и вытягивают руки вверх, подставляя лицо ласковому солнышку. |
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. | Встают около воспитателя. Машут воображаемому океану руками. |
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, не брызгались.
Вставить картинку, о круговороте воды.
Потренировали свои мышцы? Отлично. Но и голова требует тренировки, поэтому ответьте на вопросы.
Дерево высокое, а куст? Ворона большая, а синичка…?
У кого больше лап у волка или у воробья?
Назови, одним словом. (Картинки: деревья, дикие животные, птицы, насекомые, цветы).
Тройка белок проскакала 5 км. По сколько километров проскакала каждая белка? (По 5 км.)
Если ворона стоит на одной ноге, то она весит 1 кг. Сколько будет весить ворона, если будет, стоять на 2 ногах? (1 кг.)
В-ль: Молодцы! Вы очень внимательны! Хорошо потренировали свои головки. И играла капелька с нами, и головку тренировала, но еще не совсем поняла, что же с ней происходит в разные периоды года. Поэтому нам нужно рассказать и показать ей, что же произошло со снегурочкой в сказке.
Очень короткие рассказы детей о круговороте воды в природе с опорой на опыт.
Воспитатель подогревает в пробирке снег над пламенем свечи.
Дети комментируют действия воспитателя находят нужные картинки о различном состоянии воды.
Значит, какой может быть капелька в разные периоды года?
Ответы детей
В-ль: Верно. Вспомните: из чего дедушка с бабушкой слепили снегурочку?
Ответы детей (из снега)
Вос-ль: А снег – это что?
Дети: Один из ответов: Это много-много снежинок, а снежинки – это снег. Снег весной тает под лучами теплого солнца. Поэтому снегурочка и растаяла, когда прыгала через костер. А мы грели снег в пробирке над пламенем свечи.
Вставляется картинка о временах года, которые упоминаются в сказке.
В-ль: Во что она превратилась снегурочка, прыгая через костер?
Ответы детей. В пар.
Вос-ль: Значит пар – это тоже … А можно ли нам пить талую воду?
Ответы детей. Нет. Мы делали опыт (фильтровали воду) и видели, что в талой воде много мусора и грязи. Когда падает снег, он собирает из воздуха всю грязь, поэтому талая вода грязная.
Вос-ль: Выберите картинки, показывающие в каком состоянии капелька бывает в разные времена года и результат опыта со снегом.
Вставляются картинки.
В-ль: Дети, я вам предлагаю отгадать еще загадку.
Теплый длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за время года? Подскажи-ка... (Лето)
Дети отгадывают.
Вос-ль: И предлагаю вам потренировать пальчики.
Игра на развитие мелкой моторики «Что такое лето»
Текст | Действия детей |
Дети стоят, руки расслаблены | |
Это много света | руки изображают круг над головой как солнышко |
Это поле | разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх |
Это лес | пальчики изображают деревья |
Это в небе облака | ладошки показывают фонарики |
Капли первые упали. | Указательным и средним пальцами правой руки постучать по ладошке левой |
Дождик застучал сильней, | Всеми пальцами обеих рук постучать по столу |
В небе молния сверкает, | Указательным пальцем «нарисовать» в воздухе молнию |
Дождь прошел. И снова солнце | Обе руки поднять вверх, пальцы выпрямить и слегка развести в стороны –лучи солнца |
В-ль: Молодцы. Хорошо пальчики потренировали. Посмотрите, что лежит у вас на столах.
(На столах детей листочки, на которых нарисованы точки и
цифры от 1 до 10)
Ребята, что это? (ответы детей) Да, это рисунок. Как узнать, кто спрятался на листе бумаги? (ответы детей). Правильно, надо соединить все цифры по порядку. (Дети выполняют задание. Получается лиса)
Отлично! У вас всё получилось. Ребята, давайте посчитаем точки и узнаем, сколько точек вы соединили.
Дети считают точки, по которым рисовали,
в прямом и обратном порядке.
В-ль: Верно. Лиса получилась из 10 точек, которые вы соединили. Вспомните в какое время года растаяла Снегурка?
Ответы детей.
В-ль: Дети, Снегурка боится растаять. Подумайте, можем ли мы ей помочь, чтобы она не растаяла?
Ответы-предположения детей.
В-ль: Как хорошо вы придумали. Действительно, для нее можно устроить незамерзающий бассейн.
Конструирование из блоков Дьенеша и палочек Кюизенера бассейна
Дети строят из цветных блоков Дьенеша и палочек Кюизенера разной высоты вокруг бассейна, т.е. «сажают деревья и кустарники»
Молодцы! Отлично справились. А кто скажет, что означают вокруг бассейна зеленые палочки разной высоты?
Ответы детей
В-ль: Очень хорошо придумал (имя ребенка), и поставил вокруг бассейна зеленые «растения», и молодцы ребята, что поддержали его идею. Конечно же холодная вода и тень от растений смогут защитить снегурку от жарких лучей солнца.
Деревья и кустарники из палочек Кюизенера – это творчество детей, поэтому картинки с ними нет.
Молодцы. Вот вы и помогли снегурке пережить лето. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
А чтобы нам вернуться в детский сад, нужно снова сказать волшебные слова:
Снова мы глаза закроем
И подглядывать не будем,
В детский садик мы вернемся
Но мир волшебный не забудем.
В-ль: Вот мы и снова в детском саду.
Вы очень хорошо потрудились, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Релаксация. Музыкально-ритмическое творчество «Тучки, облака и солнышко»
Звучит веселая музыка
Дети-облака весело танцуют, выполняя произвольные движения, в лучах солнца. Подул ветер. Дети-облака закружились. Но вдруг солнце закрыли тучки, подул ветер (фонограмма ветра).
Ветер дует все тише и тише, и дети кружатся все медленнее и медленнее, с остановкой музыки тихо садятся на ковер. Снова подул легкий ветерок, разогнал тучки, вышло солнце, и дети-облака поднимают головки к солнцу, встают и протягивают к нему руки, улыбаются. (Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом).
Когда дети–«облака» садятся на ковер, спина и плечи у них расслабляются и сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голову кладут на руки, дети расслабляются. С окончанием музыки стают, потягиваются, улыбаются и говорят: «Здравствуй, солнце золотое! Мы тебе очень рады». Подходят к воспитателю.
Рефлексия
Вос-ль: Дети, скажите, с какой целью мы путешествовали с капелькой по волшебной дорожке?
Ответы детей.
Вос-ль: Понравилось ли вам путешествовать?
Ответы детей.
Вос-ль: Кому вы сумели сегодня помочь и чем?
Ответы детей. Капельке, понять круговорот воды в природе.
Вос-ль: Давайте, вспомним, о чем просила нас капелька?
Ответы детей. Приметы весны, зимующих и перелетных птиц, превращение капельки (снег, сосульки – лед, вода, пар), считали птиц.
Вос-ль: Я думаю, что теперь капелька поняла, что происходит с ней в разные периоды года.
Вос-ль: Что было для вас на занятии трудным, а что более легким?
Ответы детей
Под тихое звучание фрагмента музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» воспитатель предлагает детям попрощаться с гостями.
Друзья! Пора прощания настала.
С весенним ветром прилетела к нам.
(Все вместе)
И говорим мы: «До свиданья!»
Хорошим, искренним друзьям!
Давайте вместе улыбнёмся,
Поверив новым чудесам!
Упражнение на релаксацию «Улыбка»
Выразительные движения. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Все улыбаются и машут гостям рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.
Конспект открытого занятия познавательноэкспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...
Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»
Ознакомление детей со свойствами муки через детское эксперементирование...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Поможем Золушке попасть на бал»
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Поможем Золушке попасть на бал"...
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»
Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»Задачи:Образовательные:- учить работать в коллективе и ин...
Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «По страницам сказки «Гуси – лебеди» 13.05.2023г.Публикация материала в электронном педагогическом журнале"Вестник просвещения"
Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи....
Тема: «Волшебная соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»
Тема: «Волшебная соль»Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»...