Конспект занятия по экспериментированию в природе с детьми старшего дошкольного возраста "Наши друзья - дождевые червяки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dozhdevoy_cher-k.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментированию в природе с детьми старшего дошкольного возраста "Наши друзья - дождевые червяки"
Цель: Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей.
Активизировать словарь детей: сегменты, сокращение мускулатуры тела, шероховатость тела, гниющие вещества, щетинки, отделенные кольца, перегной.
Воспитывать интерес ко всему живому, бережное отношение и заботу.
Оборудование: аквариум с дождевыми червяками, поднос, пинцет, влажные салфетки, стакан с камешками, банка с водой, «Дождевой червяк»
По количеству детей: лист белой бумаги, веревочка, поднос с землей, палочка, лупа, дощечка, цветная бумага, влажные салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за дождевыми червями, чтение художественной литературы, сказок и рассказов ( «Сказка про червяков» Т.Н. Мизина; «Большое чудо» Н. Павлова, стихотворение« Где попался дождевой червячок под ноги» Ю. Богодист), рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, рисование рисунков» Дождевые червячки» ,беседы на темы: «Как живет червяк», «Удивительный мир подземных пахарей», просмотр видеофильмов.
Ход занятия
1-ая часть
Дети проходят в группу, ребята сегодня к нам пришли гости давайте поздороваемся с ними и подарим свою улыбку. Встают в круг и читают стихотворение.
Очень много слов на свете
Как снежинок у зимы
Но возьмем, к примеру, эти
Слово «Я» и слово «МЫ»
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много проку,
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «МЫ» сильней чем «Я»
«МЫ» друзья и «МЫ» семья.
Вместе «МЫ» и мы едины
Вместе «МЫ» непобедимы.
2-я часть
- Ребята, сегодня к нам в гости хотел прийти дождевой червяк, но он боится людей, потому что его брат недавно погиб под ногами человека на асфальтовой дорожке. Этот червяк прислал нам письмо. Я вам сейчас его прочитаю.
Письмо дождевого червя
Здравствуйте!
Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья!», но боюсь, вам это не понравится: ведь не всем хочется дружить с обыкновенным подземным червяком! А мне очень хочется найти друзей. Смею вас заверить: мы, дождевые черви, заслуживаем если не любви, то глубокого уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья.
Некоторые говорят, что им не нравится наш внешний вид: «Скользкий, как червяк»; «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались, мы не смогли бы ползать.
Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости.
С уважением, подземный житель — дождевой червяк.
- Хотите пригласить в гости червяка? - ответы детей.
3-я часть
- Прежде, чем приглашать его в гости, нужно побольше узнать о нём. Я приглашаю вас посмотреть про него и место его обитания.
В эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда.
Как же в эту страну нам попасть?
Страну, до которой рукою подать!
Воспитатель начинает показ мультимедиа.
1-й слайд
Что такое почва, как вы думаете? Почва – самый верхний, плодородный слой земли.
Кто помогает почве оставаться плодородной?(подземные жители)
2-й слайд
Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Какие это животные? (Ответы детей). Все они трудятся над созданием плодородного слоя земли. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву, — мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие поступление в почву воды и воздуха.
3-й слайд
Дождевой червяк.
Очень важная работа у червяка. Он делает почву!
4-й слайд
Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус (плодородный слой земли) с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать вглубь почвы.
5-й слайд
Поедая погибшие растения, червяки, перерабатывают их в плодородный для земли продукт.
Работа дождевых червей в природе очень важна!
- Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали.
4-ая часть
Физкультминутка.
«Разминка»
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
Воспитатель. Ребята, хотите ли вы подружиться с дождевым червяком? Прежде всего, вам необходимо как можно больше узнать о нем. Я вам предлагаю стать маленькими исследователями и провести ряд наблюдений.
Надеваем фартуки и подходим к столам.
Воспитатель. Напомню вам, ребята, что дождевой червь – это подземный житель. В какой земле живет дождевой червяк? (Живет он во влажной земле).
Достает червя, кладет на поднос с землей.
Давайте внимательно его рассмотрим, поздороваемся с ним.
Это, ребята, обыкновенный дождевой червяк. В длину он достигает 40 см. В тропических же странах водится огромный червяк, более метра длиной, голубого цвета. В природе дождевой червь живет только во влажной земле, где содержится много гниющих растительных веществ. Червь натаскивает себе в норку кусочки соломы, перья, обрывки бумажек, остатки листьев, таким образом, приготавливая себе корм. Дождевой червь улучшает почву, пропуская ее через себя.
Обратим свое внимание на червяка. Можно ли определить, где у червяка голова, а где хвост?
Головной конец он медленно вытягивает вперед, к нему подтягивается середина, а задний конец в это время неподвижен - служит упором. Затем задний конец расслабляется и подтягивается.
Отпускает червя в коробку с землёй.
Воспитатель. Дождевой червяк живет не один в своем доме, а с друзьями. Я думаю, они не будут против знакомства с вами.
Но прежде прослушайте стихотворение о червячке.
В огороде червячок
В глубь земли зарылся,
Вот и рыхлый колпачок
Тут же появился.
День-деньской вокруг корней
Разрыхляет почву.
Будет много овощей,
Фруктов, ягод сочных
Раздает каждому по червяку на поднос с землей.
1. Рассмотрим, ребята, тело червя. Используем для этого лупы. Мы видим, что тело состоит из отделенных колец. Между кольцами находятся сегменты или части. Движение происходит за счет сокращения мускулатуры тела.
2. Погладим червяка от головного конца к заднему. Какое тельце червяка? (гладкое). А теперь погладим червя в обратном направлении. Какое теперь тельце? (слегка шероховатое). Ребята, шероховатость создают щетинки. При движении в почве они упираются в стенки прорытого хода, не позволяя червю скользить.
3. Как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Есть ли у него глаза? Давайте поставим перед ним препятствие, например, палочку (червь обогнет ее).
Вывод: У этого подземного жителя нет глаз, но зато он хорошо чувствует все, что его окружает.
4. Осторожно положим червя на бумагу разного цвета: сначала на коричневую, затем на красную и желтую. На какой из них он наиболее незаметен? (на коричневой).
Вывод: Червяк имеет окраску цвета земли, в почве темно, яркая окраска не нужна, ее никто не увидит.
5. Обратите внимание, что на подносе у вас лежит земля. Попробуйте ее на ощупь. Она влажная. Черви живут только во влажной земле. Поместим наших новых знакомых в их привычное место обитания. Используем салфетки, чтобы вытереть руки.
6. Как вы думаете, почему черви выползают на поверхность земли после дождя. Проведем такой опыт: наполним стакан с мелкими камушками водой. Вы видите, что вверх поднимаются пузырьки воздуха. Затем они перестают появляться. Так и под землей – во время дождя норки подземных жителей заливает вода, червячкам становится нечем дышать, и они поднимаются на поверхность.
Воспитатель. Итак, ребята, сегодня вы узнали много интересного о дождевых червяках.
Я, надеюсь, вам понравилось общение с молчаливым другом? Как мы будем, впредь относится к нашим червям? На память каждому червяк дарит вот такие медали.
За неоценимые заслуги в области изучения дождевых червяков присваивается звание «Заслуженный друг дождевых червяков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой с детьми старшей группы
Этот конспект предназначен для работы со старшими дошкольниками. Его целью является обобщение представлений дошкольника о растениях....
Конспект занятия по знакомству с театром с детьми старшего дошкольного возраста- "Помощники актёра"
Беседа о театре....
Конспект занятия по знакомству с театром с детьми старшего дошкольного возраста-" Театральное здание".
Беседы о театре....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста "Бережем воду"
Очень интересное занятие...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".
Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...
Конспект занятия по развитию речи "Деревья" с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшегодошкольного возраста "Деревья"...
Конспект занятия по экспериментированию в природе с детьми старшего дошкольного возраста "Наши друзья - дождевые червяки"
Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано....