Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста "Бережем воду"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
«Бережем воду»
Задачи. Показать важность сохранения чистой воды и то, как можно решить эту проблему на бытовом уровне, научиться беречь воду.
Оборудование. 5 мерных стаканчиков на 100 мл; часы с секундной стрелкой; 2 воронки; 2 бумажных фильтра; чайная ложечка или стеклянная палочка; горсть земли; ведро на 10 л; 2 игрушечных ведерка; чашка с питьевой водой; схема круговорота воды и природе; рыбка в банке; книжка-раскладушка «Пруд весной»; запрещающий знак, на котором изображен капающий кран; стенд, на который перед занятием помещаются рисунки; желательно: видео- магнитофон, телевизор; видеокассета с мультфильмом «Питер Ольстен»; магнитофон, кассета с шумом ручья или моря из серии «Музыка для релаксации»; детская ванночка для купания.
Ход занятия
Дети входят под фонограмму шума воды. В начале занятия педагог вместе с детьми смотрят выставку рисунков о воде, обсуждают их. Потом дети садятся за столы.
Педагог. На прошлом занятии мы с вами играли в капельки и были чистыми, прозрачными. Мы родились в роднике и попали в озеро, где у нас было много друзей ( показывает рисунок пруда в книжке «Пруд весной»). А сейчас мы перенесемся в наши квартиры и посмотрим, что там у нас происходит с водой. Где у нас есть вода в квартире? Дети. В ванной, на кухне. Педагог. А еще? Дети. В туалете. Педагог. Из крана у нас течет чистая вода? Дети. Да! Педагог. А куда попадает вода из крана? Дети. В раковину. Педагог. А потом? Дети. В трубу, в канализацию. Педагог. Да, действительно, она попадает в канализацию. Все трубы с грязной водой соединены в большую трубу под землей. Там очень грязная вода, даже ядовитая. Мама постирала белье – порошок попал в канализацию. Мы помыли посуду – вся грязная попала туда же. Мы сходили в туалет – смыли водой. У нас дома чисто, а вся грязь попала в канализацию. А теперь мы с вами поиграем в очистные сооружения. Люди стараются снова очистить грязную воду, чтобы она стала вновь пригодной для использования.
ОПЫТ 1. У нас в двух стаканчиках одинаковое количество грязной воды. Туда попала земля. ( «Грязную» воду надо приготовить заранее, размешав в воде ложку земли.) Вы будете пить такую воду? Дети. Нет! Педагог. А мыться ею? Дети. Нет! Педагог. Чтобы эта вода стала пригодной к использованию, ее нужно очистить. Вот здесь в воронках вложены фильтры, которые помогут нам очистить воду. Но прежде заглянем в два дома. Жители этого дома берегут воду и тщательно закрывают краны (показывает стаканчик, где примерно 30 мл грязной воды). А в этом доме ( показывает другой стаканчик, где столько же грязной воды) воду не берегут, и чистая вода льется напрасно (наливает во второй стаканчик 50 – 70 мл чистой воды). Какая была вода? (показывает пустой стаканчик из-под чистой воды). Дети. Чистая! Педагог. А стала? Дети. Грязная. Педагог. Теперь попробуем очистить с помощью фильтров воду в доме, где берегут воду, и воду в доме, где воду не берегут (фильтрует). В том доме, где берегли воду, очистные сооружения справились, и в водоем попала чистая вода. А во втором доме грязной воды, как мы видим, получилось так много, что очистные сооружения не справились. А вода все льется и льется, труба уже переполнена. В таком случае в водоем попадает грязная вода и гибнет все живое. Давайте подойдем к умывальнику и посмотрим, как много воды у нас расходуется зря.
ОПЫТ 2.
Дети с педагогом подходят к крану, педагог приоткрывает кран так, чтобы вода капала из него умеренно быстро. Педагог. Вот посмотрите, вода из этого крана только капает. Казалось бы, ничего страшного. А давайте поставим мерный стаканчик и посмотрим, за сколько минут наберется полстаканчика – 50 мл. Педагог засекает время и ждет, пока набежит 50 мл. За 2,5 минуты вытекло 50 мл воды, значит, за 5 минут – 100 мл, за 20 минут- стакан, за час – литровая банка и еще стакан, за сутки – 3 ведра воды утекло зря, и притом вода из крана у нас только капала, а не текла! А сколько воды тратит напрасно целый дом, если у нас только капают краны? Один дом из 800 квартир тратит 4800 ведер за одни сутки! А сколько домов у нас в городе?!
ОПЫТ 3.
Теперь посмотрим, сколько воды мы теряем, когда чистим зубы. Вот у нас чашка с водой. Кто хочет показать, как он умеет полоскать рот? (Педагог показывает всем, сколько воды было в чашке. Ребенок показывает, как он полощет рот; затем педагог показывает, сколько воды осталось в чашке.) Педагог. Ну вот, видите, на полоскание рта ушло всего три глотка воды. А течет ли у вас вода из крана, когда вы чистите зубы? (Часть детей утвердительно кивают головой.) Давайте проверим, сколько у нас убегает воды зря. Сколько времени чистим зубы? Дети. 3 минуты. Педагог. А сколько раз в день? Дети. 2 раза. Педагог просит того, кто кивал головой, показать, какая струя воды течет во время чистки зубов, засекает время и подставляет под струю игрушечные ведерки, меняя их по мере наполнения, воду сливает в большое ведро. Обычно за минуту наполняется от 0,5 до 2 ведер, в зависимости от струи, которую показали дети. Педагог. За минуту у нас натекло целое ведро! А мы чистим зубы в день 6 минут. То есть мы теряем 6 ведер воды в день. А сколько у нас членов семьи? Значит, если в семье 4 человека, то мы зря теряем 24 ведра воды в день только на чистке зубов вместо нескольких глотков воды! А еще мы моем посуду, убираем квартиру, моемся. Давайте все подумаем, как мы еще можем экономить воду. А чтобы вы не забывали закрывать кран, мы повесим над раковиной запрещающий знак ( прикрепляет знак «скотчем» ). Педагог. А у кого есть дача? Кто живет в деревне летом? (Дети поднимают руки.) А там у вас есть водопровод или приходится приносить воду из колонки или колодца? Дети. Из колонки, из колодца. Педагог. А сколько ведер воды в день родители приносят? Дети. 2 – 3 ведра. Педагог. Значит, целая семья может обойтись 2 – 3 ведрами воды в день, а мы в городе только на то, чтобы почистить зубы, иногда тратим 24 ведра, не считая всего остального!
Читает стихи:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря ,зря.
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет...
С.Погорельский
Педагог. К нам сегодня пришла рыбка попросить, чтобы вы для нее сберегли воду чистой (ставит банку на стол, дети наблюдают за рыбкой).Сможет рыбка жить в грязной воде? Дети. Нет! Педагог. А кого есть машины? (Дети поднимают руки) Педагог. А вам приходилось видеть, как люди моют машины прямо у реки или у озера? (Дети кивают головами) Педагог. При этом в воду попадают ядовитые вещества – масло, бензин. В такой воде обитатели пруда гибнут. Когда вы захотите помыть свою машину, вспомните, какой красивый был пруд ( показывает книжку «Пруд весной» ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-80992-1644860042.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/15/picture-457386-1402852284.jpg)
Конспект занятия "Право на гражданство" с детьми старшего дошкольного возраста
Представлен материал, способствующий закреплению представлений старших дошкольников о своей родине - России, государственных символах - флаге, гербе, гимне, знакомство с правом на гражданство....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615426-1427652023.jpg)
Конспект занятия по художественному конструированию с детьми старшего дошкольного возраста "Сарафан надела Осень"
Занятие по художественному конструированию направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения работать с осенними листьями, создавая из них коллаж (Образовательная область "Худож...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-869195-1484741046.jpg)
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (вода)
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-996504-1578859395.jpg)
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-511823-1521995000.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.
Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с историей возникновения и традициями праздник...