Зима - волшебная пора
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
тема: "Зима - волшебная пора"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей:
- об основных признаках зимы;
- о способах поведения различных животных зимой и взаимозависимостях между объектами и явлениями природы;
- о зимних традициях и праздниках;
- художественных произведениях, содержащих сведения о зиме ("Лисичка-сестричка и серый Волк", "Снегурочка", "Морозко", "Двенадцать месяцев").
Расширять знания детей о жизни животных, их повадках, учить определять животное по его следу;
Воспитательные:
1. Способствовать формированию целостной картины мира у детей ( зима во всех её проявлениях);
2. способствовать эстетическому воспитанию детей через знакомство с художественными произведениями, музыкальными фрагментами и произведениями живописи.
Развивающие:
1. Обеспечить развитие речи детей через обогащение словаря;
2. Учить детей доказывать свою точку зрения;
3. Усиливать коммуникативнные функции речи в ходе решения образовательных задач;
4. формировать у детей умения преодолевать трудности в учении, способствовать проявлению эмоциональных переживаний через игровую ситуацию.
Мотивационное обеспечение занятия:
1. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;
2. Стимулировать мотивацию учения
- через удовлетворение потребностей детей в общении с взрослым и другими детьми;
- через деловое сотрудничество (работа в группах);
Оборудование:
- таблица с названиями тем и стоимостью вопросов.
- таблица для записи результатов команд;
иллюстрации с изображением традиционных зимних праздников:
Рождество, Масленица;
- репродукции картин Вельц "Начало зимы", Соколов "Вьюга-пурга";
- схемы и фотографии следов зверей;
- музыкальные фрагменты "В лесу родилась ёлочка", П.И.Чайковский "Декабрь. Святки" из альбома "Времена года";
- фотографии с изображением клеста, ледяныхскульпур;
- музыкальный фрагмент для физкультминутки.
Ход занятия:
- Какой сегодня день? (среда)
- Какое время года? (зима)
- Какой месяц?
- И действительно, пришла зима, да не с пустыми руками: снега принесла да загадок зимних. Снег почти растаял, а загадки остались. Попросила Матушка-зима поиграть и загадки её отгадать. Ну что поиграем. Чтобы у зимушки силы прибавились?
Деление на команды
- для игры нам нужно разделиться на команды.
- Вот и первая загадка. Кто будет капитанами команд?
- Капитаны, займите свои места.
- А остальным ребятам помогут разделиться на команды цветные косички.
Объяснение правил игры
- Первая команда делает ход
- Выбирает тему и стоимость вопроса.
- Команда, которая ответила на вопрос правильно. Получает указанное количество баллов. Если ответ неверный, команда лишается такого же количества баллов. Не торопитесь давать ответ. Можно обсудить в команде.
- команда – нарушитель тишины штрафуется на 1 балл. Соблюдаем тишину! Не мешаем думать друг другу.
Содержание заданий
Загадки
- Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз)
- Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели. (дерево зимой)
- Что растёт вниз головой (сосулька)
- Лесное письмо на снегу. Кто его написал? Кто здесь пробегал?
- В избе мёрзнут, на улице – нет (окна)
Сказки
- Из какой сказки эти слова: «Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
- ловись, рыбка , и мала и велика!» И что дальше случилось с волком?
(«Лисичка-сестричка и волк». Волк сидел всю ночь и хвост примёрз.
- Из какой сказки девочка получила имя от слова «снег»? («Снегурочка»)
- Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе. Девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
- В какой сказке девочка взбивала снежную постель? ( «Мороз Иванович»?
- В какой сказке девочка пошла зимой собирать цветы? Какие цветы? Нашла ли она их? («Двенадцать меяцев»)
Животные зимуют
- Вь.т ли гнёзда на юге наши перелётные птицы? ( гнёзд не вьют, птенцов не выводят)
- Что делает зимой ёж? (спит в гнезде из травы и сухих листьев)
- Каких зверей зовут шатунами? Почему они опасны? ( Медведей, которые не спят зимой).
- Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? ( Клёст, они выкармливают детёнышей сосновыми и еловыми семечками).
- Где раки зимуют? (в норках по берегам рек и озёр)
Зима в творчестве людей
- Как красиво! Какой недостаток у этих скульптур? (эти скульптуры сделаны из люда.Весной они растают)
- Какое время года изобразил художник Иван АвгустовичВельц? Докажите своё мнение? ( начало зимы: небо хмурое, речка ещё не покрылась льдом, снега ещё мало)
- Послушайте музыкальный фрагмент, узнайте песню и назовите её. (В леу родилась ёлочка)
- Какое явление природы изобразил в своей работе художник Соколов? Какому месяцу зимы свойственно это явление природы? (Вьюга-пурга.Февраль)
- Прослушайте музыкальный фрагмент и назовите месяц года, о котором написал композитор Пётр Ильич Чайковский (декабрь.Святки)
Зимние традиции
- Кто это зачем он забрался на крышу? Когда это бывает? (это дед мороз.Он приходит на Новый год и несёт подарки)
- Чем заняты девушки? Когда это бывает? (девушки гадают.После Рождества наступает время святочных гаданий).
- Какой праздник отмечают именно так. Когда это бывает? (Масленица.Проводы зимы, отмечают в феврале-марте)
- Какой праздник отмечают большое количество людей в связи с этим библейским событием? Когда это бывает? (рождество)
- Почему женщина угощает детей? (дети колядовали)
Подведение итогов по очкам, выявление команды победителя
Рефлексия
- похлопайте те, кто остался доволен собой;
- потопайте те, кому понравилось работать в команде;
- потрите носик те, у кого сегодня получилось доказать свои ответы;
- погладьте ушки те, кому было трудно, но интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-газета "Осень-волшебная пора"
Подборка материала по времени года - осень...
НОД по развитию речи в средней группе "Зима - волшебная пора"
Тема занятия: «Зима - волшебная пора!»Задачи: 1. Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине (их двух-трех предложений).2. Закреплять ум...
Зима – волшебная пора
(тематический досуг в подготовительной группе)...
Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима».
Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима». Развивать творческую инициативу детей, художественно-эстетический вкус и физическую активность....
НОД по развитию речи в средней группе: «Зима - волшебная пора!»
НОД по развитию речи в средней группе: «Зима - волшебная пора!»...
Кейсбук "Зима-волшебная пора"
Кейсбук «Зима - волшебная пора» наполнен дидактическими играми на липучках, обучающими карточками, интеллектуальными играми, логико-поисковыми заданиями, играми на развитие памяти, мышлени...