Зима - волшебная пора
план-конспект занятия по окружающему миру

Ким Александра Александровна
Зима - волшебная пора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_zima_-_volshebnaya_pora.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

тема: "Зима - волшебная пора"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей:

- об основных признаках зимы;

- о способах поведения различных животных зимой и взаимозависимостях между объектами и явлениями природы;

- о зимних традициях и праздниках;

- художественных произведениях, содержащих сведения о зиме ("Лисичка-сестричка и серый Волк", "Снегурочка", "Морозко", "Двенадцать месяцев").

Расширять знания детей о жизни животных, их повадках, учить определять животное по его следу;

Воспитательные:

1. Способствовать формированию целостной картины мира у детей ( зима во всех её проявлениях);

2. способствовать эстетическому воспитанию детей через знакомство с художественными произведениями, музыкальными фрагментами и произведениями живописи.

Развивающие:

1. Обеспечить развитие речи детей через обогащение словаря;

2. Учить детей доказывать свою точку зрения;

3. Усиливать коммуникативнные функции речи в ходе решения образовательных задач;

4. формировать у детей умения преодолевать трудности в учении, способствовать проявлению эмоциональных переживаний через игровую ситуацию.

Мотивационное обеспечение занятия:

1. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;

2. Стимулировать мотивацию учения

- через удовлетворение потребностей детей в общении с взрослым и другими детьми;

- через деловое сотрудничество (работа в группах);

Оборудование:

- таблица  с названиями тем и стоимостью вопросов.

- таблица для записи результатов команд;

иллюстрации с изображением традиционных зимних праздников:

Рождество, Масленица;

- репродукции картин Вельц "Начало зимы", Соколов "Вьюга-пурга";

- схемы и фотографии следов зверей;

- музыкальные фрагменты "В лесу родилась ёлочка", П.И.Чайковский "Декабрь. Святки" из альбома "Времена года";

- фотографии с изображением клеста, ледяныхскульпур;

- музыкальный фрагмент для физкультминутки.

Ход занятия:

- Какой сегодня день?  (среда)

- Какое время года? (зима)

- Какой месяц?

- И действительно, пришла зима, да не с пустыми руками: снега принесла да загадок зимних. Снег почти растаял, а загадки остались. Попросила Матушка-зима поиграть и загадки её отгадать. Ну что поиграем. Чтобы у зимушки силы прибавились?

Деление на команды

- для игры нам нужно разделиться на команды.

- Вот и первая загадка. Кто будет капитанами команд?

- Капитаны, займите свои места.

- А остальным ребятам помогут разделиться на команды цветные косички.

Объяснение правил игры

- Первая команда делает ход

- Выбирает тему и  стоимость вопроса.

- Команда, которая ответила на вопрос правильно. Получает указанное количество баллов. Если ответ неверный, команда лишается такого же количества баллов. Не торопитесь давать ответ. Можно обсудить в команде.

- команда – нарушитель тишины штрафуется на 1 балл. Соблюдаем тишину! Не мешаем думать друг другу.

Содержание заданий

Загадки

  1. Без рук рисует, без зубов кусает.  (мороз)
  2. Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

Но зимние метели в меха его одели. (дерево зимой)

  1. Что растёт вниз головой (сосулька)
  2. Лесное письмо на снегу. Кто его написал? Кто здесь пробегал?
  3. В избе мёрзнут, на улице – нет (окна)

Сказки

  1. Из какой сказки эти слова: «Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

- ловись, рыбка , и мала и велика!» И что дальше случилось с волком?

(«Лисичка-сестричка и волк». Волк сидел всю ночь и хвост примёрз.

  1. Из какой сказки девочка получила имя от слова «снег»? («Снегурочка»)
  2. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе. Девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
  3. В какой сказке девочка взбивала снежную постель? ( «Мороз Иванович»?
  4. В какой сказке девочка пошла зимой собирать цветы? Какие цветы? Нашла ли она их? («Двенадцать меяцев»)

Животные зимуют

  1. Вь.т ли гнёзда на юге наши перелётные птицы? ( гнёзд не вьют, птенцов не выводят)
  2. Что делает зимой ёж? (спит в гнезде из травы и сухих листьев)
  3. Каких зверей зовут шатунами? Почему они опасны? ( Медведей, которые не спят зимой).
  4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? ( Клёст, они выкармливают детёнышей сосновыми и еловыми семечками).
  5. Где раки зимуют? (в норках по берегам рек и озёр)

Зима в творчестве людей

  1. Как красиво! Какой недостаток у этих скульптур? (эти скульптуры сделаны из люда.Весной они растают)
  2. Какое время года изобразил художник Иван АвгустовичВельц? Докажите своё мнение? ( начало зимы: небо хмурое, речка ещё не покрылась льдом, снега ещё мало)
  3. Послушайте музыкальный  фрагмент, узнайте песню и назовите её.  (В леу родилась ёлочка)
  4. Какое явление природы изобразил в своей работе художник Соколов? Какому месяцу зимы свойственно это явление природы? (Вьюга-пурга.Февраль)
  5. Прослушайте музыкальный фрагмент и назовите месяц года, о котором написал композитор Пётр Ильич Чайковский (декабрь.Святки)

Зимние традиции

  1. Кто это зачем он забрался на крышу? Когда это бывает? (это дед мороз.Он приходит на Новый год и несёт подарки)
  2. Чем заняты девушки? Когда это бывает? (девушки гадают.После Рождества наступает время святочных гаданий).
  3. Какой праздник отмечают именно так. Когда это бывает? (Масленица.Проводы зимы, отмечают в феврале-марте)
  4. Какой праздник отмечают большое количество людей в связи с этим библейским событием? Когда это бывает? (рождество)
  5. Почему женщина угощает детей? (дети колядовали)

Подведение итогов по очкам, выявление команды победителя

Рефлексия

 - похлопайте те, кто остался доволен собой;

- потопайте те, кому понравилось работать в команде;

- потрите носик те, у кого сегодня получилось доказать свои ответы;

- погладьте ушки те, кому было трудно, но интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-газета "Осень-волшебная пора"

Подборка материала по времени года - осень...

НОД по развитию речи в средней группе "Зима - волшебная пора"

Тема занятия: «Зима - волшебная пора!»Задачи: 1.    Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине (их двух-трех предложений).2.    Закреплять ум...

Зима – волшебная пора

(тематический досуг в подготовительной группе)...

Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима».

Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима». Развивать творческую инициативу детей, художественно-эстетический вкус и физическую активность....

НОД по развитию речи в средней группе: «Зима - волшебная пора!»

НОД по развитию речи в средней группе: «Зима - волшебная пора!»...

Кейсбук "Зима-волшебная пора"

Кейсбук «Зима - волшебная пора» наполнен дидактическими играми на липучках, обучающими карточками, интеллектуальными играми, логико-поисковыми заданиями, играми на развитие памяти, мышлени...