Проект «Традиции предков-драгоценное наследие в тувинском фольклоре и изобразительном искусстве»
Вид проекта:
познавательно – творческий
Участники проекта.
Дети - педагоги – родители
Сроки реализации проекта.
долгосрочный (ноябрь – февраль)
Цель: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Шагаа, способствовать общему развитию детей через воспитание любви и развитие интереса к его истории и культуре.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной тувинской культуре, знакомить с историей и традициями тувинского народа.
- познакомить с народным фольклором, связанным с празднованием Шагаа (скороговорки, пословицы, частушки, тувинские народные сказки, игры)
Развивающие:
-способствовать развитию интереса к истории народной культуры, обычаям и традициям в жизни своего народа, передавая нравственные, духовные ценности.
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.
Воспитывающие:
- воспитание гордости к старшему поколению, бережного отношения к его истории и культуре.
- воспитывать интерес и любовь к тувинскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать на празднике.
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, уважения к культурно-историческим ценностям своих предков.
Гипотеза. Способствовать сохранить традиции и обычаи тувинского народа, передавая из поколения в поколение.
Актуальность. Возрождение национальных традиций и обычаев.
Проблема. Утрата знания истории.
Обеспечение проекта
Научно –методическое: подбор необходимой научно-методической литературы, составление сценариев развлечений, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, фольклорными жанрами художественной литературы тувинского народа.
Материально –техническое: аудиосистема, теле- и видео оборудование, ИКТ.
Наглядно - дидактическое: репродукции картин тувинских художников, мультимедийные презентации, фильмы.
Предметно-пространственная развивающая среда: актовый зал, музыкальный уголок, уголок ИЗО, театральный уголок, мини – уголок национальной культуры, родительские уголки, оформление территории ДОУ.
Формы организации
1. Беседа, общение.
2.Игры: народные, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Экскурсия
4. Слушание народных инструментов и разучивание танцев, фольклорных произведений.
5. Развлечение, театрализованные игры.
6. Просмотр презентаций и фильмов, рассматривание репродукций картин, предметов народного быта.
Предполагаемый результат:
- Празднование Шагаа в детском саду (с убранством юрты);
- Интегрированное занятие «Бурун шагда огбелернин боодей оонче аян - чорук»;
- развлечение по устному народному творчеству «Чечен менде, чечек черде»;
- конкурсы «Лучший национальный костюм», «Лучший рисунок о празднике Шагаа», (содружество ребенка и родителя, «Лучшее национальное блюдо»;
- выпуск стенгазет «Шагаа-биле!» (среди групп ДОУ);
- создание книжек-малышек с семейными фотографиями «Мы на празднике Шагаа!»;
- экскурсия в музей школы №2.
- просмотр фильма «Путешествие по Туве»;
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап
• определение цели и задач проекта;
• подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
• составление плана основного этапа проектирования:
• подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• создание предметно – пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;
• составление сценариев развлечений, консультаций для родителей;
• подбор аудиозаписи народных песен и мелодий;
• подбор библиотеки с устным народным творчеством;
• информирование родителей по участию в реализации проекта
II. Основной этап.
- Чтение тувинских народных сказок;
- разучивание пословиц, стихов, поговорок;
- беседы об этикете, о семейных обычаях и традициях в тувинской семье;
- рассматривание репродукций картин, посвященных к истокам народной культуры тувинских художников;
- прослушивание частушек, песен.
Работа с родителями:
- Приглашение родителей к сотрудничеству в подготовке празднования «Шагаа»;
- совместная экскурсия в музей школы №2 для знакомства приобщения детей к истокам народной культуры;
- конкурс национальной одежды;
- оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды, изготовление оборудования для проведения игр и состязаний;
- папка – раскладушка с семейными фотографиями «Наши традиции и обычаи»;
- конкурс - рисунков «Как мы встречали Шагаа!» (совместная работа родителей и детей);
- конкурс - рисунков «Чинчилерден дискен, таан чараш чавагамны» (использование нетрадиционных способов рисования);
- папка – раскладушка «».
Работа по «Центрам активности»:
-Сюжетно-ролевые игры «Семья»;
-тувинские национальные игры «Кажык», «Тевек», «Чинчи чажырары», «Согур аза»;
- пальчиковые игры «Матпаадыр», «Арбай хоорар», «Чадыр»;
- театрализованные игры по сказкам «Донгада кадык», «Алдын кушкаш».
Формирование представлений об истории традиции предков тувинского народа:
- рассказать детям о народных праздниках, обрядах тувинского народа;
- дать элементарные сведения об образе жизни семьи в прошлом в традиционной культуре тувинцев;
- традиции и обычаи, народные игры и фольклор, позволяют нам решать задачу национального воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения.
Завершающий этап:
Оформление материалов проекта;
Составление картотеки народных игр;
Составление сборника пословиц, поговорок, загадок, народных частушек;
Составление книжки - раскладушки по семейным рецептам по изготовлению чая «Суттуг шайым» предоставленным родителями и сотрудниками ДОУ;
Подготовка презентации проекта.
Планируемые результаты проекта:
• Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Возрождение народных традиций в праздновании «Шагаа» – в детских национальных подвижных играх, состязаниях, обычаях – поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание подрастающего поколения.
Практическая значимость:
Данный проект доступен в реализации и может использоваться в работе с детьми, педагогами ДОУ и родителями.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения праздника Шагаа, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучение истории традиций и обычаев с учетом этнокультурно- составляющей.
Работа в Центрах активности:
Центр искусства.
Рисование. Рисование о празднике Шагаа, с использованием нетрадиционных способов рисования.
Аппликация. Изготовление книжек-малышек.
Музыка. Разучивание песен «Шагаа келди», «Шагаа шагаа!», «Юрта», «Мен тыва мен», «Тыва чемни чоогланар», «Шайывыс», «Дошпулдуурум», «Бистин Тыва»; улустун ыры, (народные песни, бичии уругларга таарыштыр бижээн тыва кожаннар (детские тувинские частушки); слушание музыки современных тувинских композиторов «Кулунчак» Натальи Лопсан, «Сайзанак» В. Танова.
Театрализация. Инсценировка тувинских сказок «Донгада кадык», «Алдын кушкаш».
Завершение проекта:
Работа над проектом завершается проведением вовлечения родителей и детей в празднования «Шагаа».