Проект «Традиции предков-драгоценное наследие в тувинском фольклоре и изобразительном искусстве".
проект по окружающему миру (средняя группа)

Монгуш Азольда Байлаковна

Проект «Традиции предков-драгоценное наследие в тувинском фольклоре и изобразительном искусстве»

Вид проекта:

познавательно – творческий

Участники проекта.

Дети - педагоги – родители

Сроки реализации проекта.

долгосрочный (ноябрь – февраль)

Цель: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Шагаа, способствовать общему развитию детей через воспитание любви и развитие интереса к его истории и культуре.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей и их родителей о традиционной тувинской культуре, знакомить с историей и традициями тувинского народа.

- познакомить с народным фольклором, связанным с празднованием Шагаа (скороговорки, пословицы, частушки, тувинские народные сказки, игры)

Развивающие:

-способствовать развитию интереса к истории народной культуры, обычаям и традициям в жизни своего народа, передавая нравственные, духовные ценности.

- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

Воспитывающие:

- воспитание гордости к старшему поколению, бережного отношения к его истории и культуре.

- воспитывать интерес и любовь к тувинскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать на празднике.

- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, уважения к культурно-историческим ценностям своих предков.

Гипотеза. Способствовать сохранить традиции и обычаи тувинского народа, передавая из поколения в поколение.

Актуальность. Возрождение национальных традиций и обычаев.

Проблема. Утрата знания истории.

Обеспечение проекта

Научно –методическое: подбор необходимой научно-методической литературы, составление сценариев развлечений, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, фольклорными жанрами художественной литературы тувинского народа.

Материально –техническое: аудиосистема, теле- и видео оборудование, ИКТ.

Наглядно - дидактическое: репродукции картин тувинских художников, мультимедийные презентации, фильмы.

Предметно-пространственная развивающая среда: актовый зал, музыкальный уголок, уголок ИЗО, театральный уголок, мини – уголок национальной культуры, родительские уголки, оформление территории ДОУ.

Формы организации

1. Беседа, общение.

2.Игры: народные, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

3. Экскурсия

4. Слушание народных инструментов и разучивание танцев, фольклорных произведений.

5. Развлечение, театрализованные игры.

6. Просмотр презентаций и фильмов, рассматривание репродукций картин, предметов народного быта.

Предполагаемый результат:

- Празднование Шагаа в детском саду (с убранством юрты);

- Интегрированное занятие «Бурун шагда огбелернин боодей оонче аян - чорук»;

- развлечение по устному народному творчеству «Чечен менде, чечек черде»;

- конкурсы «Лучший национальный костюм»«Лучший рисунок о празднике Шагаа», (содружество ребенка и родителя, «Лучшее национальное блюдо»;

- выпуск стенгазет «Шагаа-биле!» (среди групп ДОУ);

- создание книжек-малышек с семейными фотографиями «Мы на празднике Шагаа!»;

- экскурсия в музей школы №2.

- просмотр фильма «Путешествие по Туве»;

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап

• определение цели и задач проекта;

• подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;

• составление плана основного этапа проектирования:

• подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

• создание предметно – пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

• составление сценариев развлечений, консультаций для родителей;

• подбор аудиозаписи народных песен и мелодий;

• подбор библиотеки с устным народным творчеством;

• информирование родителей по участию в реализации проекта

II. Основной этап.

- Чтение тувинских народных сказок;

- разучивание пословиц, стихов, поговорок;

- беседы об этикете, о семейных обычаях и традициях в тувинской семье;

- рассматривание репродукций картин, посвященных к истокам народной культуры тувинских художников;

- прослушивание частушек, песен.

Работа с родителями:

- Приглашение родителей к сотрудничеству в подготовке празднования «Шагаа»;

- совместная экскурсия в музей школы №2 для знакомства приобщения детей к истокам народной культуры;

- конкурс национальной одежды;

- оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды, изготовление оборудования для проведения игр и состязаний;

- папка – раскладушка с семейными фотографиями «Наши традиции и обычаи»;

- конкурс - рисунков «Как мы встречали Шагаа!» (совместная работа родителей и детей);

- конкурс - рисунков «Чинчилерден дискен, таан чараш чавагамны» (использование нетрадиционных способов рисования);

- папка – раскладушка «».

Работа по «Центрам активности»:

-Сюжетно-ролевые игры «Семья»;

-тувинские национальные игры «Кажык»«Тевек»«Чинчи чажырары»«Согур аза»;

- пальчиковые игры «Матпаадыр»«Арбай хоорар»«Чадыр»;

- театрализованные игры по сказкам «Донгада кадык»«Алдын кушкаш».

Формирование представлений об истории традиции предков тувинского народа:

- рассказать детям о народных праздниках, обрядах тувинского народа;

- дать элементарные сведения об образе жизни семьи в прошлом в традиционной культуре тувинцев;

традиции и обычаи, народные игры и фольклор, позволяют нам решать задачу национального воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения.

Завершающий этап:

Оформление материалов проекта;

Составление картотеки народных игр;

Составление сборника пословиц, поговорок, загадок, народных частушек;

Составление книжки - раскладушки по семейным рецептам по изготовлению чая «Суттуг шайым» предоставленным родителями и сотрудниками ДОУ;

Подготовка презентации проекта.

Планируемые результаты проекта:

• Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Возрождение народных традиций в праздновании «Шагаа» – в детских национальных подвижных играх, состязаниях, обычаях – поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание подрастающего поколения.

Практическая значимость:

Данный проект доступен в реализации и может использоваться в работе с детьми, педагогами ДОУ и родителями.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения праздника Шагаа, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучение истории традиций и обычаев с учетом этнокультурно- составляющей.

Работа в Центрах активности:

Центр искусства.

Рисование. Рисование о празднике Шагаа, с использованием нетрадиционных способов рисования.

Аппликация. Изготовление книжек-малышек.

Музыка. Разучивание песен «Шагаа келди»«Шагаа шагаа!»«Юрта»«Мен тыва мен»«Тыва чемни чоогланар»«Шайывыс»«Дошпулдуурум»«Бистин Тыва»; улустун ыры, (народные песни, бичии уругларга таарыштыр бижээн тыва кожаннар (детские тувинские частушки); слушание музыки современных тувинских композиторов «Кулунчак» Натальи Лопсан, «Сайзанак» В. Танова.

Театрализация. Инсценировка тувинских сказок «Донгада кадык»«Алдын кушкаш».

Завершение проекта:

Работа над проектом завершается проведением вовлечения родителей и детей в празднования «Шагаа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ggsh.docx10.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Традиции предков-драгоценное наследие в тувинском фольклоре и изобразительном искусстве"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору.

Итоговое занятие по декоративно – прикладному искусству с детьми подготовительной группы.Цели:Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском.С...

Проект по изобразительному искусству на тему: «Музей изобразительного искусства – музей им. А.Н. Радищева в г. Саратов»

Цель проекта: познакомиться с музеем им. А.Н. Радищева и изобразительным искусством, представленным в нем.  Задачи проекта:1.     Собрать и изучить информацию об  изобраз...

Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.

 Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...

НОД для детей среднего дошкольного возраста «Традиции, легенды, сказки мордовского народа в изобразительном искусстве»

НОД "Традиции, легенды, сказки мордовского народа в изобразительном искусстве"....

проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»

Цел: Разработать и апробировать проект о  педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение  дошкольников к русским народным традициям, направленным на  развитие  духовно-нр...

ПРОЕКТ «Развитие эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию средствами музыкального фольклора и народных игр»

Название проекта  «Яркий мир фольклора» («Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста») Тип проекта: по доминирующему виду деятельности -  познавател...

Народные традиции в быту и изобразительном искусстве

консультация для педагогов и родителей по теме "Народные традиции в быту и изобразительной деятельности"...