Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Браткова Юлия Фёдоровна

 Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Развивать дивергентное мышление детей, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций в условиях коллективного и индивидуального решения творческой задачи

Задачи:

- закрепить знания о состоянии и свойствах воды;

- закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями;

- способствовать формированию у воспитанников психических процессов: мышления, памяти, речи, воображения;

- активизировать мышление путем выделения противоположных признаков объектов;

- стимулировать детей на проявление инициативы и самостоятельности в нескольких вариантах решения интеллектуальных задач;

- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, планировать свои действия;

- через игру воспитывать интерес к познанию;

- воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольников: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Оборудование и материалы: Презентация, ноутбук, экран, лёд, капсула для задания, фен, невидимые чернила для «письма шпиона», карточки для физминутки, магнитная доска, цветные маркеры для д/и «Рисунок в несколько рук», жёлтый, красный, синий квадраты для д/и «Коврик», домик-теремок – тайник для клада, медали «Умник» и «Умница».

Ход занятия:

(Встаём с детьми в круг)

Воспитатель:  

Мы приветствовать вас рады,
В стенах нашего детсада!
Собрались мы не напрасно,
В этом зале здесь с утра
Интересное занятие,
Показать  нам всем пора!
 

Доброе утро, давайте друг другу улыбнёмся! Посмотрите, а к нам пришли гости, давайте и им подарим наши улыбки и хорошее настроение. Как надо поприветствовать гостей? Правильно, надо сказать «Доброе утро».

Дети присаживаются на стульчики

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас не обычное и, я думаю, очень интересное занятие, а называется оно «Загадки Тётушки Совы». Сегодня мы будем отвечать на вопросы, а приготовила их для нас Тётушка Сова, посмотрите на экран и давайте послушаем, что она нам скажет.

На экране появляется изображение Тётушки Совы

Тётушка Сова: - Здравствуйте, мои друзья, я очень соскучилась по вам и решила снова к вам в гости прилететь, но не с пустыми крыльями, я приготовила для вас интересные задания, надеюсь, что вы с ними справитесь. А если вы справитесь с ними, то найдёте мой клад.

Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, вы готовы выполнить задания Тётушки Совы? Тогда, вперёд!

Тётушка Сова: - Задание первое: на картинки вы взгляните, что здесь лишнее-найдите.

Д/И «Четвёртый лишний!

Тётушка Сова: - Молодцы, ребята! Ну что ж переходим ко второму заданию послушайте мою загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем, Тётушке Сове, что мы знаем про состояние воды, какая она бывает? (жидкая, твёрдая в виде льда, пар). Ребята, а твёрдой вода, когда бывает? (ответы детей: зимой, когда мороз), а летом, когда жарко, мы можем найти лёд? (в холодильнике), а какой мы знаем материк, который состоит только изо льда? (Антарктида). 

- А, чтобы лёд превратился в воду, что нам нужно с ним сделать? (нагреть, положить в тёплое место, на батарею, оставить на солнце).

- А, чтобы вода превратилась в пар, что нужно сделать? (очень сильно её нагреть, т.е. закипятить), а в природе, куда пропадают лужи после дождя? (высыхают, т.е. превращаются в пар).

- А почему они высыхают? (Потому что если светит солнце или дует сильный ветер, то вода превращается в пар). Вот видишь, Тётушка Сова, сколько интересного ребята знают про воду.

Тётушка Сова: - Мне очень понравились ваши ответы, ребята, и вот вам моё следующее задание, только, чтобы его прочитать, вам сначала нужно его достать.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, Тётушка Сова спрятала следующее задание в кусочке льда, кто мне подскажет, как нам превратить лёд в воду? (ответы детей). Да, всё правильно, но на это требуется определённое время, а я предлагаю вам один из быстрых способ превращения льда в воду – это помощь электроприбора фена.

В кусочек льда замораживаем капсулу со следующим заданием, чтобы его разморозить опускаем в ёмкость и нагреваем феном, достаём капсулу и читаем следующее задание

Воспитатель: - А в следующем задании Тётушка Сова приготовила для нас интересные картинки, но это не простые картинки – это рассказы-загадки.

На экране появляются четыре картинки-ситуации, дети дают свои варианты ответов, что, по их мнению, обозначают эти картинки

Воспитатель:

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Что было ночью?»

«В детском саду воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

Продолжи предложения:

Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что …

Мы выключили свет, потому что …

Дети надели теплую одежду, потому что …

Дети дают свои варианты ответов на каждую ситуацию, вариантов всегда несколько

Тётушка Сова: - Всё верно, ребята, а следующее задание я вам приготовила в «Письме шпионов».

Воспитатель: - Все шпионы и разведчики для передачи своих тайных посланий используют специальные чернила, я думаю, Тётушка Сова, ими тоже воспользовалась. Ребята, я вам подскажу, чтобы прочитать письмо, написанное шпионскими чернилами, его нужно нагреть, а при помощи чего мы можем его нагреть, как вы думаете? (ответы детей: положить на батарею, оставить на солнышке и т.д.). Всё правильно, но мы воспользуемся всё тем же феном.

 

Эксперимент «Письмо шпиона»

Воспитатель: - Посмотрите, что происходит, листочек нагревается и появляется картинка. А на ней нарисован человечек, который делает зарядку, по-моему, пришло время для физминутки.

Физминутка «Весёлые человечки»

Воспитатель: - Молодцы ребята, мы справились с заданием!

Тётушка Сова: - Я вижу, вы с лёгкостью преодолеваете все трудности и с каждым разом все ближе становитесь к моему кладу. И вот вам следующее задание: составьте мне различные узоры ковриков из квадратов жёлтого, красного и синего цветов.

Дидактическая игра «Коврик»

Ребятам предлагается составить различные узоры из предложенных квадратов трёх цветов, должно получиться шесть вариантов

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы уже почти у цели! Вам осталось пройти один этап и догадаться, где же спрятан клад.

Тётушка Сова: - Чтобы выполнить последнее задание, вам нужно угадать следующую подсказку, если угадаете, то клад найдёте!

Воспитатель: (читает загадку)

 Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

И лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

развалился … («Теремок»).

Воспитатель: - Ребята, у нас есть мольберт, лист бумаги и цветные маркеры, давайте с вами нарисуем теремок, каждый из вас по очереди будет рисовать только один элемент теремка.

«Рисунок в несколько рук»

Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, в данном случае Теремка, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а где у нас в зале Теремок?

Дети направляются к домику и находят в нём клад с медалями «Умники» и «Умницы»

Воспитатель: - Спасибо тебе, Тётушка Сова, нам очень понравились загадки и задания, и, я думаю, ребята по праву заслужили свои медали.

Тётушка Сова: - Спасибо вам, дорогие ребята, мне было очень интересно с вами играть до будущих встреч!

Воспитатель: - Ребята, кто приготовил для нас испытания? Какие задания нам пришлось выполнять? Что было простым, а что сложным? А наше занятие подошло к концу, я очень надеюсь, что оно вам понравилось, и я приглашаю всех вернуться в группу.



Предварительный просмотр:

Цель: Развивать дивергентное мышление детей, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций в условиях коллективного и индивидуального решения творческой задачи

Задачи:

- закрепить знания о состоянии и свойствах воды;

- закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями;

- способствовать формированию у воспитанников психических процессов: мышления, памяти, речи, воображения;

- активизировать мышление путем выделения противоположных признаков объектов;

- стимулировать детей на проявление инициативы и самостоятельности в нескольких вариантах решения интеллектуальных задач;

- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, планировать свои действия;

- через игру воспитывать интерес к познанию;

- воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольников: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Оборудование и материалы: Презентация, ноутбук, экран, лёд, капсула для задания, фен, невидимые чернила для «письма шпиона», карточки для физминутки, магнитная доска, цветные маркеры для д/и «Рисунок в несколько рук», жёлтый, красный, синий квадраты для д/и «Коврик», домик-теремок – тайник для клада, медали «Умник» и «Умница».

Ход занятия:

(Встаём с детьми в круг)

Воспитатель:  

Мы приветствовать вас рады,
В стенах нашего детсада!
Собрались мы не напрасно,
В этом зале здесь с утра
Интересное занятие,
Показать  нам всем пора!
 

Доброе утро, давайте друг другу улыбнёмся! Посмотрите, а к нам пришли гости, давайте и им подарим наши улыбки и хорошее настроение. Как надо поприветствовать гостей? Правильно, надо сказать «Доброе утро».

Дети присаживаются на стульчики

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас не обычное и, я думаю, очень интересное занятие, а называется оно «Загадки Тётушки Совы». Сегодня мы будем отвечать на вопросы, а приготовила их для нас Тётушка Сова, посмотрите на экран и давайте послушаем, что она нам скажет.

На экране появляется изображение Тётушки Совы

Тётушка Сова: - Здравствуйте, мои друзья, я очень соскучилась по вам и решила снова к вам в гости прилететь, но не с пустыми крыльями, я приготовила для вас интересные задания, надеюсь, что вы с ними справитесь. А если вы справитесь с ними, то найдёте мой клад.

Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, вы готовы выполнить задания Тётушки Совы? Тогда, вперёд!

Тётушка Сова: - Задание первое: на картинки вы взгляните, что здесь лишнее-найдите.

Д/И «Четвёртый лишний!

Тётушка Сова: - Молодцы, ребята! Ну что ж переходим ко второму заданию послушайте мою загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем, Тётушке Сове, что мы знаем про состояние воды, какая она бывает? (жидкая, твёрдая в виде льда, пар). Ребята, а твёрдой вода, когда бывает? (ответы детей: зимой, когда мороз), а летом, когда жарко, мы можем найти лёд? (в холодильнике), а какой мы знаем материк, который состоит только изо льда? (Антарктида). 

- А, чтобы лёд превратился в воду, что нам нужно с ним сделать? (нагреть, положить в тёплое место, на батарею, оставить на солнце).

- А, чтобы вода превратилась в пар, что нужно сделать? (очень сильно её нагреть, т.е. закипятить), а в природе, куда пропадают лужи после дождя? (высыхают, т.е. превращаются в пар).

- А почему они высыхают? (Потому что если светит солнце или дует сильный ветер, то вода превращается в пар). Вот видишь, Тётушка Сова, сколько интересного ребята знают про воду.

Тётушка Сова: - Мне очень понравились ваши ответы, ребята, и вот вам моё следующее задание, только, чтобы его прочитать, вам сначала нужно его достать.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, Тётушка Сова спрятала следующее задание в кусочке льда, кто мне подскажет, как нам превратить лёд в воду? (ответы детей). Да, всё правильно, но на это требуется определённое время, а я предлагаю вам один из быстрых способ превращения льда в воду – это помощь электроприбора фена.

В кусочек льда замораживаем капсулу со следующим заданием, чтобы его разморозить опускаем в ёмкость и нагреваем феном, достаём капсулу и читаем следующее задание

Воспитатель: - А в следующем задании Тётушка Сова приготовила для нас интересные картинки, но это не простые картинки – это рассказы-загадки.

На экране появляются четыре картинки-ситуации, дети дают свои варианты ответов, что, по их мнению, обозначают эти картинки

Воспитатель:

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Что было ночью?»

«В детском саду воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

Продолжи предложения:

Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что …

Мы выключили свет, потому что …

Дети надели теплую одежду, потому что …

Дети дают свои варианты ответов на каждую ситуацию, вариантов всегда несколько

Тётушка Сова: - Всё верно, ребята, а следующее задание я вам приготовила в «Письме шпионов».

Воспитатель: - Все шпионы и разведчики для передачи своих тайных посланий используют специальные чернила, я думаю, Тётушка Сова, ими тоже воспользовалась. Ребята, я вам подскажу, чтобы прочитать письмо, написанное шпионскими чернилами, его нужно нагреть, а при помощи чего мы можем его нагреть, как вы думаете? (ответы детей: положить на батарею, оставить на солнышке и т.д.). Всё правильно, но мы воспользуемся всё тем же феном.

 

Эксперимент «Письмо шпиона»

Воспитатель: - Посмотрите, что происходит, листочек нагревается и появляется картинка. А на ней нарисован человечек, который делает зарядку, по-моему, пришло время для физминутки.

Физминутка «Весёлые человечки»

Воспитатель: - Молодцы ребята, мы справились с заданием!

Тётушка Сова: - Я вижу, вы с лёгкостью преодолеваете все трудности и с каждым разом все ближе становитесь к моему кладу. И вот вам следующее задание: составьте мне различные узоры ковриков из квадратов жёлтого, красного и синего цветов.

Дидактическая игра «Коврик»

Ребятам предлагается составить различные узоры из предложенных квадратов трёх цветов, должно получиться шесть вариантов

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы уже почти у цели! Вам осталось пройти один этап и догадаться, где же спрятан клад.

Тётушка Сова: - Чтобы выполнить последнее задание, вам нужно угадать следующую подсказку, если угадаете, то клад найдёте!

Воспитатель: (читает загадку)

 Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

И лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

развалился … («Теремок»).

Воспитатель: - Ребята, у нас есть мольберт, лист бумаги и цветные маркеры, давайте с вами нарисуем теремок, каждый из вас по очереди будет рисовать только один элемент теремка.

«Рисунок в несколько рук»

Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, в данном случае Теремка, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а где у нас в зале Теремок?

Дети направляются к домику и находят в нём клад с медалями «Умники» и «Умницы»

Воспитатель: - Спасибо тебе, Тётушка Сова, нам очень понравились загадки и задания, и, я думаю, ребята по праву заслужили свои медали.

Тётушка Сова: - Спасибо вам, дорогие ребята, мне было очень интересно с вами играть до будущих встреч!

Воспитатель: - Ребята, кто приготовил для нас испытания? Какие задания нам пришлось выполнять? Что было простым, а что сложным? А наше занятие подошло к концу, я очень надеюсь, что оно вам понравилось, и я приглашаю всех вернуться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...