Квест-игра "Путешествие в страну финансов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ломакина Антонина Александровна

Квест -  игра «Путешествие в страну Финансов»

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Цель и задачи: повышение финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:
 закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет;
 содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный и демонстрационный материал, доска для магнитов, столы.
Предварительная работа: подготовить раздаточный и демонстрационный материал, познакомить детей с понятиями: товар, услуга; семейный бюджет, как и на чем можно экономить.

ХОД ИГРЫ

Организационный момент.

В: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на игре «Путешествие в страну Финансов». Сегодня мы с вами отправимся  в путешествие по станциям страны Финансов, на которых нужно выполнить разные задания, но для начала, давайте с вами познакомимся.

Представление команд (команды говорят название и девиз).

1 команда: «Деловые люди», девиз – «Чтобы стать миллионером – занимайся больше делом»

2 команда: «Копейка», девиз – «Копейка рублю бережет»

В: кроме того, что мы сегодня будем путешествовать, мы еще с вами отправимся за покупками. Что нам для этого нужно?
В: Верно. А где же мы их можем взять? Откуда берутся деньги?
В: Точно, какие молодцы. Все знаете. А я знаю, кто нам поможет заработать деньги. Познакомитесь с нашими  гостями из страны Финансов,  поприветствуйте их:
- Министр финансов: Здравствуйте друзья! Я – министр финансов страны Финансовая грамотность. Буду рад вам помочь.
- Белочка: Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать.
- Сорока: Я – Сорока-продавец. Приходите ко мне, я вам расскажу о товарах и услугах.
- Ученый кот: Как вы уже догадались, я Ученый кот, я – мастер по составлению семейного бюджета, всегда готов помочь.
В: Сегодня мы с вами отправимся по станциям страны «Финансовая
грамотность», на которых нужно выполнить задания, приготовленные для вас нашими гостями (
выдаем маршруты). На каждой станции за правильно выполненные задания вы будете получать игровые деньги. А после отправитесь в магазин, где сможете на заработанную сумму приобрести что-нибудь интересное и нужное  для своей группы.

В: ребята, скажите, куда же вы будете класть заработанные деньги?

В: Прежде чем вы отправитесь в путешествие, давайте сделаем кошельки (делаем кошелек из бумаги по схеме, в это время герои расходятся по станциям)

В: Ну вот теперь, когда ваши кошельки готовы, мы можем отправляться  в путь! (команда «Копейка»  - в ст. гр., логопункт, 1 мл.гр., подг.гр, муз.зал.; команда «Деловые люди» - в подг.гр., 1 мл.гр., логопункт, ср.гр., муз.зал.)

Станция  «Труд и профессии».

М.: Я рада приветствовать вас на моей станции! Если вы выполните все задания верно, то заработаете 50 игровых рублей.
М.: Ребята, а для чего нужна профессия?
М.: А зачем нужен труд?
М.: А чтобы хорошо зарабатывать, что нужно? (хорошо учиться)
Задание 1. Загадки и пословицы о профессиях.
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... 
(столяр)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... 
(шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... 
(пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... 
(строитель)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? 
(Моряк)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? 
(Пилот)
Задание 2. Игра «Назови лишнее слово»
1
. Повар - режет, фотографирует, варит, жарит.
М.: Какое лишнее слово? Почему?

Ответ: Повар - режет, варит, жарит, а фотограф - фотографирует.
2. Прачка – стирает, строит, гладит.
М.: Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Прачка – стирает, гладит, а строит - строитель.
3. Врач – лечит, перевязывает, продает, колет.
М.: Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Врач – лечит, перевязывает, колет, а продает – продавец.
М.: Замечательно ребята. Вы хорошо справились с заданиями. А любой труд вознаграждается, поэтому получаете игровые деньги. И помните, что «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Всего хорошего вам! Можете продолжать свой путь! Удачи вам, ребята!

Станция  «Как экономить, копить и тратить деньги»

Белочка: Здравствуйте, ребята! Я люблю все экономить, копить и приумножать деньги для того чтобы исполнилась моя мечта.

Б.: Для того, чтобы она исполнилась, давайте вспомним,  как можно сэкономить деньги.

Б.: посмотрите на картинки. Расположите, пожалуйста, слева картинки, на которых изображено то, что нам поможет сэкономить деньги, а справа – наоборот. Ребята выкладывают картинки согласно
заданию на столе.

Игра-размышление «Как сэкономить деньги»

Белочка задает вопросы.

– Как уменьшить затраты на коммунальные услуги? (Экономить газ, свет, тепло.)

– Как еще можно уберечь семейный бюджет от лишних расходов? (Бережно относиться к одежде, игрушкам, бытовой технике.)

– Как вы помогаете сберечь семейный бюджет? (Не прошу много игрушек, конфет и т. п.)

– Значит, бережное отношение к воде, электроэнергии и разным вещам дает возможность сэкономить, а это значит, и доход вашей семьи улучшиться.

- Что вы сможете на сэкономленные  деньги приобрести или сделать? (выкладывают на столе - летом поехать на море с родителями на отдых, или посетить парк, музей, кинотеатр)

- На чем экономить нельзя? (выкладывают на стол - спорт, учеба, здоровье, овоща и фруктах)
Б.: ребята, скажите,  а где вы можете хранить сэкономленные деньги (откладывать в копилку или делать вклад в банке).

Б.: Ребята, а сейчас разделитесь на две группы. Представите, что вы смогли накопить по 10 рублей (дает каждой группе по копилку с 10р). Сейчас вы отправитесь в магазины: одна группу в продуктовый, другая - в магазин игрушек (дети подходят к столам, на них товары со стоимостью).

Задание: Вам нужно купить товары, так чтобы осталось 3 рубля в копилке.

 Б.:  Молодцы! Я дарю вам раскраски копилок, вы их обязательно раскрасьте. И вот вам 50 игровых рублей, за то, что вы хорошо потрудились. Желаю вам удачи в ваших накоплениях!

Станция  «Товары и услуги».
Сорока:
 Здравствуйте ребята! Вы пришли на станцию «Товары и услуги». Я – Сорока продавец. Сейчас я вам расскажу о том, что такое товары и услуги.

Для того, чтобы удовлетворить все ваши и свои потребности, родители покупают разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются
товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные. Игрушки, мороженое, торты, книги, одежда – всё это называется «товар». Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы  пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.

Задание № 1. «Назови правильно»
С.:
 я буду показывать и называть товар или услугу, а вы должны дать правильный ответ, что это.
- Игрушки – Т.
- Парикмахерская – У (стрижка, покраска, маникюр, мытьё головы).
- Одежда – Т.
- Почта – У (пересылка писем, открыток, телеграмм, разноска журналов, газет).
- Кукла – Т.
- Мастерская – У (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков).
- Книга – Т.

Шкала – У (учат, воспитывают).
Фломастеры – Т.

Магазин – У  (продают товары).

С.: Молодцы, вот вам 25  игровых рублей за выполненное задание. Хотите заработать еще? Тогда слушайте следующее задание.
Задание № 2 «По-порядку».
С.: Сейчас вы получите картинки с этапами производства молока. Вы должны расположить их по порядку.

Детям раздаются картинки с этапами производства молока. Ребята должны расположить картинки по порядку этапов производства молока
(телята, коровы пасутся, коровы на ферме доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике).

Задание № 3 «Цена»
С.:
 Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле и почему:

- кукла в зимней одежде и кукла в простом платье
- летняя и зимняя обувь

- машинка простая и на пульте управления

- печенье в упаковке и россыпью

С.: Все задания выполнили, молодцы, вы заработали еще 25 игровых рублей. Вам пора отправляться в путь, до встречи!

Станция 4 «Семейный бюджет».

Ученый кот: я рад приветствовать вас! На этой станции речь пойдет о семейном бюджете. Что такое бюджет?
У: Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов. Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов:
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея - 4 свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе – продукты питания – 5 свободных кружков для оплаты.
Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.
Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для
оплаты в секторе «кинотеатр».

Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1 свободному кружку для оплаты.
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда). После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз.

 Сектор «сюрприз». Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую» (дети выбирают одну из двух карточек):

- карточка, на которой изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты;
- карточка, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

У: В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.
У: молодцы. Вы справились с заданием, получите 50 игровых рублей. До новых встреч.

Станция  «Собери пазлы»

В.: вот и последняя станция, здесь вам нужно разделиться на две группы и собирают пазлы.

В.: что у вас получилось? Молодцы!  Если другая команда не вернулась, то провести музыкальную паузу.

Подведение итогов.

В.: ребята, вы  со всеми заданиями справились? Сейчас мы об этом спросим у наших гостей? 

Герои дают оценку выполнения заданий и

вручают командам сертификаты

М.Ф.: Вот и наслала пора разменять заработанные игровые деньги на настоящие, для этого нужно их сосчитать, а помогут вам ваши в этом воспитатели (считают игровые деньги, затем министр меняет деньги).

В.: все вы молодцы и сегодня смогли заработать свои первые  деньги! Сейчас вы все отправитесь в группу, где обсудите, что полезное и нужное можно купить на эту сумму для нашей группы, ну, а затем отправитесь в магазин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитан...

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Бывают они медные,Блестящие, бумажные,Но для любого из людей,Поверьте, очень важные!...

Посылка из страны Финансов (Методическая разработка)

Цель: Формирование основ финансовой грамотности....

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну финансов"

Тема: «Путешествие в  страну финансов»Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грам...

Квест «Страна финансов».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа). В данном конспекте представлено сочетание форм и методов по финансовой...

Игровое занятие "Путешествие в сказочную страну Финансов"

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Финансов»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...