Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

Лугаськова Елена Александровна

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

В. А. Сухомлинский

  Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

     В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. Назрела необходимость продумать содержание всей работы, в том числе по экологическому воспитанию. В современных условиях педагогу необходимо выбирать более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры.

    Одним из таких средств является проектная деятельность. Меня заинтересовала эта деятельность, так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проектной деятельности дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchetpo_samoobrazovaniyu_2023_g._ispravleno.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

   Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

 МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида»

Отчет по теме самообразования

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

за 2022-2023 учебный год

 в старшей группе №7

Подготовила: воспитатель

 I квалификационной категории

 Лугаськова Е. А.

2023 г

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

В. А. Сухомлинский

  Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

     В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. Назрела необходимость продумать содержание всей работы, в том числе по экологическому воспитанию. В современных условиях педагогу необходимо выбирать более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры.

    Одним из таких средств является проектная деятельность. Меня заинтересовала эта деятельность, так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проектной деятельности дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность:

  1. непосредственно связана с жизнью, интересными событиями;
  2. предполагает широкий спектр видов деятельности;
  3. позволяет учитывать желания и интересы детей к разным видам деятельности;
  4. дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
  5. позволяет развивать познавательный интерес к этой области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.   Прежде, чем приступить к работе над темой самообразования, были сформулированы цель и задачи:

Цель: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы     ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.  

           Задачи:

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.

Выстраивая систему работы по экологическому воспитанию дошкольников, определила основные этапы работы над проектами:

    постановка цели;

    поиск формы реализации проекта;

    разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта;

    организация развивающей, познавательной, предметной среды;

    определение направлений поисковой и практической деятельности;

    организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с родителями и детьми;

    работа над частями проекта, его коррекция;

    коллективная реализация проекта, его демонстрация

    Систематическое использование проектных технологий в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленной цели, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.

   Моя тема самообразования запланирована на 5 лет. В течение 2022-23 учебного года были разработаны и реализованы следующие мероприятия в данном направлении с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. Долгосрочные проекты
  • «Осень- чудная пора!»; (слайд 2, 3)
  • «Зимушка-зима»; (слайд 4)
  • «Огород на окне». (слайд 5)
  1. Краткосрочные проекты
  • «В царстве грибов»; (слайд 6)
  • «Таинственный мир лекарственных трав»; (слайд 7)
  • «По страницам Красной книги». (слайд 8)

В своей работе я использовала следующие приемы и методы:

• беседы,

• дидактические игры,

• художественно — творческая деятельность,

• чтение сказок и книг о природе,

• просмотр энциклопедий «Эти забавные животные», «Большая книга животных»

• разучивание стихотворений о временах года, животных, природных явлениях.

1.Дидактические игры:

Д/и «Что общего?»

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Собираем урожай».

Д/и «Зимующие или перелетные птицы?»

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и «Времена года»

Д/и «Скажи наоборот»

Д/и «Кто сильнее и быстрее?»

2.Чтение книг авторов-природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, знакомство с энциклопедической литературой, рассматривание картин, иллюстраций.
3. Просмотр презентаций:
- «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
- «Кого можно встретить в зимнем лесу?», «Как зимуют животные?»;
-Экологическая сказка «Жила-была речка»
4. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых; труд в природе;
Наблюдения и уход за комнатными растениями, посадка семян бархатцев..
5. Были проведены беседы:
- «Как заботиться о комнатных растениях?»
-«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»
-«Когда я был добрым к природе?»
-«Покормите птиц зимой!» 
6. Экспериментальная деятельность была заключена в следующем:
- опыты с песком;
- эксперименты с водой и воздухом, льдом 
- проращивание семян.
7. Закрепление знаний всегда проходит через продуктивную деятельность.
(Лепка, аппликация, рисование, выставки работ, сделанных из природного 
материала.)

Совместно с детьми был изготовлен наглядный дидактический материал «Круговорот воды в природе» (слайд 9), «Кому нужна вода?» (слайд 10), а также был сделана дидактическая игра своими руками «Кто где живет?» по технологии ТРИЗ – (Круги Луллия). (слайд 11)

Участие в конкурсах, акциях:

1.Всероссийский конкурс «Осенняя мастерская», сайт «Шаг вперед»,

(Кильдюшкина Софья, Штыров Рома);

2.Всероссийский конкурс «Творчество и интеллект», (Суродина София);

3. Участие во Всероссийской акции «День воды, земли и леса» (дети старшей группы). (слайд 12)

Работа с родителями:

  • Круглый стол «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»;
  • Анкетирование «Роль экологического образования в воспитании дошкольников»;
  • Консультация «Воспитание любви к природе»;
  • Папка-передвижка «Как научить ребёнка защищать природу»;
  • Конкурс «Птичья столовая»;
  • Домашнее задание - изготовление книжки-малышки «Правила поведения в природе»;
  • Информационный стенд «Мы – друзья природы» и др.

Работа с педагогами:

  • Методические рекомендации для педагогов «Организация экологического образовательного пространства в ДОО»;
  • Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
  • Круглый стол на тему «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»
  • Доклад по ТРИЗ-технологии «Использование кругов Луллия в формировании экологических представлений дошкольников».

   Кроме того, на протяжении учебного года мной реализуется первый год обучения кружковой работы по экологической направленности «В гостях у природы», целью которой является развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат доброжелательность к живым существам ; эмоциональная отзывчивость на их состояние ; интерес к природным объектам ; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия. (слайд)

     Работа по кружковой работе проводится систематически в виде теоретической и практической ООД. Практическая ОД выполняется в альбомах. (слайд 13, 14, 15, 16)

   Мной была опубликована статья в научно-образовательном журнале «Вестник дошкольного образования» на тему «Развитие экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проект «Живая природа».    (слайд 17)

В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:

• Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 c.

Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.

Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.

Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.

Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.

Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.

Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.

Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М.: Учитель, 2014.- 188 c.

Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.

Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.

Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.

Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

В результате изучения темы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности», я сделала следующие выводы: работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс, обогащая экологический опыт детей.

В результате проделанной работы

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №118» Сафоновой Анны Сергеевны. На тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».

Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ "Детский сад №118" Сафоновой Анны Сергеевны на тему: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельно...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ПРИРОДЕ". 2 младшая группа№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2021 – 2022 Г

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИ ИХ К ПРИРОДЕ"2 МЛАДШАЯ ГРУППА№2        ВОСП...

Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...