Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
методическая разработка (старшая группа)
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
В. А. Сухомлинский
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. Назрела необходимость продумать содержание всей работы, в том числе по экологическому воспитанию. В современных условиях педагогу необходимо выбирать более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры.
Одним из таких средств является проектная деятельность. Меня заинтересовала эта деятельность, так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проектной деятельности дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchetpo_samoobrazovaniyu_2023_g._ispravleno.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»
МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида»
Отчет по теме самообразования
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
за 2022-2023 учебный год
в старшей группе №7
Подготовила: воспитатель
I квалификационной категории
Лугаськова Е. А.
2023 г
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
В. А. Сухомлинский
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. Назрела необходимость продумать содержание всей работы, в том числе по экологическому воспитанию. В современных условиях педагогу необходимо выбирать более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры.
Одним из таких средств является проектная деятельность. Меня заинтересовала эта деятельность, так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проектной деятельности дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность:
- непосредственно связана с жизнью, интересными событиями;
- предполагает широкий спектр видов деятельности;
- позволяет учитывать желания и интересы детей к разным видам деятельности;
- дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
- позволяет развивать познавательный интерес к этой области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Прежде, чем приступить к работе над темой самообразования, были сформулированы цель и задачи:
Цель: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.
Выстраивая систему работы по экологическому воспитанию дошкольников, определила основные этапы работы над проектами:
⮚ постановка цели;
⮚ поиск формы реализации проекта;
⮚ разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта;
⮚ организация развивающей, познавательной, предметной среды;
⮚ определение направлений поисковой и практической деятельности;
⮚ организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с родителями и детьми;
⮚ работа над частями проекта, его коррекция;
⮚ коллективная реализация проекта, его демонстрация
Систематическое использование проектных технологий в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленной цели, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.
Моя тема самообразования запланирована на 5 лет. В течение 2022-23 учебного года были разработаны и реализованы следующие мероприятия в данном направлении с детьми старшего дошкольного возраста:
- Долгосрочные проекты
- «Осень- чудная пора!»; (слайд 2, 3)
- «Зимушка-зима»; (слайд 4)
- «Огород на окне». (слайд 5)
- Краткосрочные проекты
- «В царстве грибов»; (слайд 6)
- «Таинственный мир лекарственных трав»; (слайд 7)
- «По страницам Красной книги». (слайд 8)
В своей работе я использовала следующие приемы и методы:
• беседы,
• дидактические игры,
• художественно — творческая деятельность,
• чтение сказок и книг о природе,
• просмотр энциклопедий «Эти забавные животные», «Большая книга животных»
• разучивание стихотворений о временах года, животных, природных явлениях.
1.Дидактические игры:
Д/и «Что общего?»
Д/и «Кто где живет?»
Д/и «Собираем урожай».
Д/и «Зимующие или перелетные птицы?»
Д/и «Чудесный мешочек»
Д/и «Времена года»
Д/и «Скажи наоборот»
Д/и «Кто сильнее и быстрее?»
2.Чтение книг авторов-природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, знакомство с энциклопедической литературой, рассматривание картин, иллюстраций.
3. Просмотр презентаций:
- «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
- «Кого можно встретить в зимнем лесу?», «Как зимуют животные?»;
-Экологическая сказка «Жила-была речка»
4. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых; труд в природе;
Наблюдения и уход за комнатными растениями, посадка семян бархатцев..
5. Были проведены беседы:
- «Как заботиться о комнатных растениях?»
-«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»
-«Когда я был добрым к природе?»
-«Покормите птиц зимой!»
6. Экспериментальная деятельность была заключена в следующем:
- опыты с песком;
- эксперименты с водой и воздухом, льдом
- проращивание семян.
7. Закрепление знаний всегда проходит через продуктивную деятельность.
(Лепка, аппликация, рисование, выставки работ, сделанных из природного
материала.)
Совместно с детьми был изготовлен наглядный дидактический материал «Круговорот воды в природе» (слайд 9), «Кому нужна вода?» (слайд 10), а также был сделана дидактическая игра своими руками «Кто где живет?» по технологии ТРИЗ – (Круги Луллия). (слайд 11)
Участие в конкурсах, акциях:
1.Всероссийский конкурс «Осенняя мастерская», сайт «Шаг вперед»,
(Кильдюшкина Софья, Штыров Рома);
2.Всероссийский конкурс «Творчество и интеллект», (Суродина София);
3. Участие во Всероссийской акции «День воды, земли и леса» (дети старшей группы). (слайд 12)
Работа с родителями:
- Круглый стол «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»;
- Анкетирование «Роль экологического образования в воспитании дошкольников»;
- Консультация «Воспитание любви к природе»;
- Папка-передвижка «Как научить ребёнка защищать природу»;
- Конкурс «Птичья столовая»;
- Домашнее задание - изготовление книжки-малышки «Правила поведения в природе»;
- Информационный стенд «Мы – друзья природы» и др.
Работа с педагогами:
- Методические рекомендации для педагогов «Организация экологического образовательного пространства в ДОО»;
- Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
- Круглый стол на тему «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»
- Доклад по ТРИЗ-технологии «Использование кругов Луллия в формировании экологических представлений дошкольников».
Кроме того, на протяжении учебного года мной реализуется первый год обучения кружковой работы по экологической направленности «В гостях у природы», целью которой является развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат доброжелательность к живым существам ; эмоциональная отзывчивость на их состояние ; интерес к природным объектам ; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия. (слайд)
Работа по кружковой работе проводится систематически в виде теоретической и практической ООД. Практическая ОД выполняется в альбомах. (слайд 13, 14, 15, 16)
Мной была опубликована статья в научно-образовательном журнале «Вестник дошкольного образования» на тему «Развитие экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проект «Живая природа». (слайд 17)
В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.
Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.
Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.
Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.
Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.
Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.
Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М.: Учитель, 2014.- 188 c.
Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.
Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.
Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.
Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.
Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
В результате изучения темы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности», я сделала следующие выводы: работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс, обогащая экологический опыт детей.
В результате проделанной работы
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...
Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...
План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...
отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...
Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №118» Сафоновой Анны Сергеевны. На тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».
Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ "Детский сад №118" Сафоновой Анны Сергеевны на тему: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельно...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ПРИРОДЕ". 2 младшая группа№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2021 – 2022 Г
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИ ИХ К ПРИРОДЕ"2 МЛАДШАЯ ГРУППА№2 ВОСП...
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...