Проект у детей в группе компенсирующей направленности "Лучи": "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Прокопьева Ольга Сергеевна

Проект "С чего начинается Родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект у детей в группе компенсирующей

направленности: «Лучик»

«С чего начинается Родина?»

                                                  

                                                                                 

                                                                                                        Разработала: Прокопьева О.С.___________

                                                                                                 

                             

                                                  п. Ефимовский 2017 год

Проблема и актуальность

                 Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное патриотическое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной информацией, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» писала: «Главное в работе  с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям. Этот проект- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

                  Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

                   Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка.

                    Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

-формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

-формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

-формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

-воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная страна, родная культура, родной поселок, родная природа.
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
  • принцип последовательности  - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, это принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

                   Содержание тематического планирования материала по проекту

Тема: Родная страна.

На занятия по этой теме дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.

Тема: Родная культура.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях по этой теме дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством.

Тема: Родной поселок.

Дети получают краеведческие сведения о родном районе, поселке, об истории возникновения, о его достопримечательностях, видах транспорта, зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Тема: Родная природа.

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, растениях, животном мире.

Тема: Родная семья.

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Содержание предметно- развивающей среды

Проект  предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в группе:

-оформить  в группах зону гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране.

-расширить и обновить снимки достопримечательностей поселка, картины с изображением родной природы, иллюстраций народных промыслов, произведений устного народного творчества, фотографий родной страны, столицы.

Формы реализации проекта:

              Реализация проекта предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых получают знания и навыки по изучаемым тематическим темам. Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, так как воспитание чувств – это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате  и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие проекту задачам, знания и навыки. В совместную деятельность включены беседы о родном поселке, животных родного края и т.д, рассматривание иллюстраций, фотографий, организацию выставок рисунков детского творчества.

                Наиболее эффективное воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в проекте отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель.

Срок реализации– долгосрочный (7 месяцев)

Предполагаемый результат: обеспечение социально-воспитательного эффекта, т.е. воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


                                                      Перспективное планирование

Дата

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

МАЙ

1 неделя

1-5 мая

Разработка проекта «С чего  начинается Родина»

Подбор материала и книг  к разработке проекта

2 неделя

8-12 мая

«День Победы»

-обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны

-воспитывать патриотические чувства

-выставка рисунков на лестничной площадке к Дню Победы

-экскурсия на митинг, посвященному Дню Победы

Стр 69 Иванова

3 неделя

15-19 мая

«Мир вокруг нас»

-формировать представление детей о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России

-воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства

-беседа о разных странах и их жителях

-чтение стихов, сказок разных стран, знакомство с глобусом

-подвижные игры детей разных стран

Стр19 Зеленова

4 неделя

22-26 мая

«Наша страна – Россия»

-рассматривание иллюстраций о России

-беседа о России, о ее символах

-оформление информационного уголка «Это наша история»

Стр 24 Зеленова

5 неделя

29-2 июня

«Что значит быть гражданином?»

-уточнить представления детей о России как о родной стране

-воспитывать гражданско-патриотические чувства

-объяснить понятия «гражданство» и «гражданин»

-беседа о правах и обязанностях гражданина РФ

-Дидактические игры: « Узнай наш герб», «Узнай наш гимн»

Стр 55 Зеленова

ИЮНЬ

1 неделя

5-9 июня

«Какие народы живут в России»

-познакомить детей с разными народами, которые живут в России

-воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины

-беседа «Это наша история»

 -оформление книжной выставки «История и культура России»

-конкурс творческих работ «Моя родина»

Стр 47 Зеленова

2 неделя

12-16 июня

Русские народные промыслы

-закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания

-формировать чувство восхищения творениями народных мастеров

-беседа о русских народных промыслах

-русские народные подвижные игры

-лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов

Стр 31 Зеленова

АВГУСТ

1 неделя

1-4 августа

«Как жили славяне»

-познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой

-беседа «Как жили люди на Руси»: об историческом прошлом России

-чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине

Стр 26 Зеленова

2 неделя

7-11 августа

«Государственные символы России – флаг, гимн»

-закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге

-формировать уважительное отношение к государственным символам

-беседа о государственных символах России

-прослушивание гимна

-рассматривание изображений государственных символов

Стр 50 Зеленова

3 неделя

14-18 августа

«Главный город нашей страны»

-уточнить знания детей о столице РФ

-формировать представление о Москве как о главном городе России

-познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России

-беседа о столице России – Москве

-рассматривание иллюстраций, открыток, фото с достопримечательностями «Москвы»

Стр 62 Зеленова

4 неделя

21-25 августа

«История Московского Кремля»

-познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители

-подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России

-побуждать детей восхищаться красотой Кремля

-беседа о древней Москве

-чтение литературных произведений о Москве

-рассматривание иллюстраций и фото древнего и современного Кремля

-выставка рисунков на тему «Московский Кремль»

Стр 65 Зеленова

5 неделя

28-31 августа

«Моя семья»

-познакомить детей с ролью семьи в обществе

-с обязанностями членов семьи

-воспитывать чувство любви и уважения к своей семье

-беседа на тему «Что такое семья»

-изготовление работ совместно с родителями на тему «Герб моей семьи»/ «Мое родословное дерево»

Стр 79 Иванова

                                                                               СЕНТЯБРЬ

1 неделя

4-8 сентября

«Богатыри земли русской»

-обобщить знания детей об истории возникновения Руси

-познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину

-воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей

-беседа о русских богатырях

-чтение былин и легенд о русских богатырях

-русские народные подвижные игры

Стр 29 Зеленова

2 неделя

11-15 сентября

«Знаменитые россияне»

-познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну

-сформировать понимание значимости их деятельности для страны

-Беседа о знаменитых россиянах,

-рассматривание фотографий знаменитых соотечественников

Стр 57 Зеленова

3 неделя

18-22 сентября

«Знаменитые спортсмены России»

-познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта

-формировать отношение к их спортивным достижениям

-беседа о российском спорте

-рассматривание иллюстраций из журналов и газет о российских спортсменах

-подвижные спортивные игры на улице

Стр 60 Зеленова

4 неделя

25-29 сентября

«Знаменитые земляки»

-познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию поселка, участниками ВОВ

-воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими

-беседа о знаменитых земляках

-прослушивание литературных произведений

-рисование «Моя профессия»

Стр 69 Иванова

ОКТЯБРЬ

1 неделя

2-6 октября

«Русский лес-чудесный лес»

-уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса

-побуждать детей восхищаться красотой родной природы

-беседа «Какие животные живут в нашем лесу»

-беседа «Какие растения растут в нашем лесу»

-Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека»

Стр 42 Зеленова

2 неделя

9-13 октября

«Голубые реки России»

-познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, озеро Байкал и т.д

-формировать понимание значения воды для жизни всего живого

-побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России

-беседа о реках и озерах России

-рисование «Озеро-сказка»

-чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, озерах, о жизни речных обитателей

Стр 46 Зеленова

3 неделя

16-20 октября

«Флора и фауна родного края»

-уточнить представления детей  о животном и растительном мире своего родного края

-беседы о животных и растениях родного края

-рассматривание иллюстраций и фото о растениях и животных родного края

-рисование «Растения и животные моего родного края»

Стр 34 Зеленова

4 неделя

23-30 октября

«Что такое заповедник»

-познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги»

-воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства

-беседа о заповедниках России

-рассматривание иллюстраций с изображением редких животных

-рисование на тему «Красная книга России»

Стр 44 Зеленова

НОЯБРЬ

1 неделя

3-10 ноября

«История Ленинградской области»

познакомить детей с историческим прошлым Ленинградской области, с тем, как она появилась, кто ее основал, чем занимались ее жители

-подчеркнуть историческую значимость области для России

-беседа об истории возникновения Ленинградской области

-чтение литературных произведений

-рассматривание иллюстраций и фото современной Ленинградской области

Стр 3 Папка о Ленинградской обл

2 неделя

13-17 ноября

«Край мой родной - Бокситогорский район»

-уточнить знания детей о Бокситогорском районе

-формировать представление о городе Бокситогорске как о главном городе Бокситогорского района

-познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями Бокситогорского района

-беседа о Бокситогорске как главном городе Бокситогорского района

-рассматривание иллюстраций, открыток, фото с достопримечательностями Бокситогорского раона

Стр 2 Папка о Бокситогорском районе

3 неделя

20-24 ноября

«История возникновения герба поселка»

-закрепить и обобщить знания детей о символе родного поселка

-формировать уважительное отношение к гербу

-познакомить детей с символическим значением герба

-беседа о гербе поселка

-рассматривание иллюстраций герба родного поселка

Стр 53 Зеленова

4 неделя

27-30 ноября

«Малая родина. За что мы любим свой поселок»

-уточнить представления детей о родном поселке

-формировать понимание выражения «малая родина»

-закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка

-формировать гражданско-патриотические чувства

-рассматривание иллюстраций и фото о родном поселке

-беседа «История возникновения родного поселка»

-выставка работ на тему «Мой любимый поселок»

Дидактическая игра «Что в родном поселке есть»

-создание электронной презентации «Наш поселок»

Стр 82 Зеленова

ДЕКАБРЬ

1 неделя

4-8 декабря

«Города России»

-познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Великий Новгород и т.д.

-формировать представление о том, что Россия это огромная страна

-воспитывать чувство гордости за свою родную страну

-беседа о городах России

-чтение литературных произведений о городах России

-рассматривание иллюстраций с видами городов

Стр 69 Зеленова

2 неделя

11-15 декабря

        «Праздники России»

-познакомить детей с народными традициями, с празднованием праздников, таких, как Масленица, Святки и т.д.

-беседа о народных традициях и праздниках

-чтение стихотворений, литературных произведений

-выставка работ «Мой любимый праздник»

Стр 71 Зеленова

3 неделя

18-22 декабря

        «Я люблю свой детский сад»

-формировать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада.

-побуждать выполнять элементарные общепринятые правила поведения: быть благодарным за заботу, выражать благодарность словами

-беседа о профессиях людей, работающих в д/саду

-составление рассказа «Мое любимый детский сад»

-рисование «Я люблю свой детский сад»

Стр14 Иванова

4 неделя

25-29 декабря

«Мы – патриоты»

-обобщить знания о проекте

-формировать уважительное отношение к своей родной стране

-воспитывать гражданско-патриотические чувства

-итоговая беседа «Как я знаю свою Родину»

-чтение литературных произведений о Родине

-электронная презентация по проекту

Стр 76 Зеленова

Используемая литература

  1. Артемов В.В., «Страницы российской истории», Изд. Москва,2010 г.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.: «Мы живем в России», Изд. Скрипторий. 2009 г.
  3. Голицина Н.С., «Экологическое воспитание дошкоьников»-М,2008 г.
  4. Иванова Т.В., «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», Изд. Корифей, 2011 г.
  5. Новицкая М.Ю., «Патриотическое воспитание в детском саду», - М,2009 г.
  6. Ривина Е.К., «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами», - М. 2012 г.
  7. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А., «Нравственное развитие личности»,-Самара, 2011 г.
  8. Саморукова П.Г., «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», -М, 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Зима. Зимние забавы»

Тип проекта – исследовательски- творческий Срок реализации проекта: 25.12.2012 – 15.03.2013(средней продолжительности)Участники проекта:Дети старшей группы с ОНР МБДОУ№92 Взрослые: воспитате...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности "Мусор-проблема настоящего".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"

Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"...

"Проект для детей средней группы : «С чего начинается Родина» Образовательная область: познавательное развитие.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколениясегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государствебыли че...

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области.

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области. «Россия — Родина моя»Участники: воспитатели и дети  групп...

Проект для детей средней группы компенсирующей направленности. Тема: «История веселого пекаря»

Каждый человек мечтает получить знания и обрести ту профессию, которая будет приносить им радость и пользу в жизни. Поэтому в детском саду, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатели начинаю...