Проект у детей в группе компенсирующей направленности "Лучи": "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект "С чего начинается Родина?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект у детей в группе компенсирующей
направленности: «Лучик»
«С чего начинается Родина?»
Разработала: Прокопьева О.С.___________
п. Ефимовский 2017 год
Проблема и актуальность
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное патриотическое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной информацией, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям. Этот проект- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
-формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
-формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
-формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
-воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная страна, родная культура, родной поселок, родная природа.
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
- принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, это принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание тематического планирования материала по проекту
Тема: Родная страна.
На занятия по этой теме дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Тема: Родная культура.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях по этой теме дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством.
Тема: Родной поселок.
Дети получают краеведческие сведения о родном районе, поселке, об истории возникновения, о его достопримечательностях, видах транспорта, зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Тема: Родная природа.
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, растениях, животном мире.
Тема: Родная семья.
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Содержание предметно- развивающей среды
Проект предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в группе:
-оформить в группах зону гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране.
-расширить и обновить снимки достопримечательностей поселка, картины с изображением родной природы, иллюстраций народных промыслов, произведений устного народного творчества, фотографий родной страны, столицы.
Формы реализации проекта:
Реализация проекта предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых получают знания и навыки по изучаемым тематическим темам. Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, так как воспитание чувств – это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие проекту задачам, знания и навыки. В совместную деятельность включены беседы о родном поселке, животных родного края и т.д, рассматривание иллюстраций, фотографий, организацию выставок рисунков детского творчества.
Наиболее эффективное воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в проекте отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель.
Срок реализации– долгосрочный (7 месяцев)
Предполагаемый результат: обеспечение социально-воспитательного эффекта, т.е. воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Перспективное планирование
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми |
МАЙ | |||
1 неделя 1-5 мая | Разработка проекта «С чего начинается Родина» | Подбор материала и книг к разработке проекта | |
2 неделя 8-12 мая | «День Победы» | -обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны -воспитывать патриотические чувства | -выставка рисунков на лестничной площадке к Дню Победы -экскурсия на митинг, посвященному Дню Победы Стр 69 Иванова |
3 неделя 15-19 мая | «Мир вокруг нас» | -формировать представление детей о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России -воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства | -беседа о разных странах и их жителях -чтение стихов, сказок разных стран, знакомство с глобусом -подвижные игры детей разных стран Стр19 Зеленова |
4 неделя 22-26 мая | «Наша страна – Россия» | -рассматривание иллюстраций о России -беседа о России, о ее символах -оформление информационного уголка «Это наша история» Стр 24 Зеленова | |
5 неделя 29-2 июня | «Что значит быть гражданином?» | -уточнить представления детей о России как о родной стране -воспитывать гражданско-патриотические чувства -объяснить понятия «гражданство» и «гражданин» | -беседа о правах и обязанностях гражданина РФ -Дидактические игры: « Узнай наш герб», «Узнай наш гимн» Стр 55 Зеленова |
ИЮНЬ | |||
1 неделя 5-9 июня | «Какие народы живут в России» | -познакомить детей с разными народами, которые живут в России -воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины | -беседа «Это наша история» -оформление книжной выставки «История и культура России» -конкурс творческих работ «Моя родина» Стр 47 Зеленова |
2 неделя 12-16 июня | Русские народные промыслы | -закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания -формировать чувство восхищения творениями народных мастеров | -беседа о русских народных промыслах -русские народные подвижные игры -лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов Стр 31 Зеленова |
АВГУСТ | |||
1 неделя 1-4 августа | «Как жили славяне» | -познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой | -беседа «Как жили люди на Руси»: об историческом прошлом России -чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине Стр 26 Зеленова |
2 неделя 7-11 августа | «Государственные символы России – флаг, гимн» | -закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге -формировать уважительное отношение к государственным символам | -беседа о государственных символах России -прослушивание гимна -рассматривание изображений государственных символов Стр 50 Зеленова |
3 неделя 14-18 августа | «Главный город нашей страны» | -уточнить знания детей о столице РФ -формировать представление о Москве как о главном городе России -познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России | -беседа о столице России – Москве -рассматривание иллюстраций, открыток, фото с достопримечательностями «Москвы» Стр 62 Зеленова |
4 неделя 21-25 августа | «История Московского Кремля» | -познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители -подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России -побуждать детей восхищаться красотой Кремля | -беседа о древней Москве -чтение литературных произведений о Москве -рассматривание иллюстраций и фото древнего и современного Кремля -выставка рисунков на тему «Московский Кремль» Стр 65 Зеленова |
5 неделя 28-31 августа | «Моя семья» | -познакомить детей с ролью семьи в обществе -с обязанностями членов семьи -воспитывать чувство любви и уважения к своей семье | -беседа на тему «Что такое семья» -изготовление работ совместно с родителями на тему «Герб моей семьи»/ «Мое родословное дерево» Стр 79 Иванова |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 неделя 4-8 сентября | «Богатыри земли русской» | -обобщить знания детей об истории возникновения Руси -познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину -воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей | -беседа о русских богатырях -чтение былин и легенд о русских богатырях -русские народные подвижные игры Стр 29 Зеленова |
2 неделя 11-15 сентября | «Знаменитые россияне» | -познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну -сформировать понимание значимости их деятельности для страны | -Беседа о знаменитых россиянах, -рассматривание фотографий знаменитых соотечественников Стр 57 Зеленова |
3 неделя 18-22 сентября | «Знаменитые спортсмены России» | -познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта -формировать отношение к их спортивным достижениям | -беседа о российском спорте -рассматривание иллюстраций из журналов и газет о российских спортсменах -подвижные спортивные игры на улице Стр 60 Зеленова |
4 неделя 25-29 сентября | «Знаменитые земляки» | -познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию поселка, участниками ВОВ -воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими | -беседа о знаменитых земляках -прослушивание литературных произведений -рисование «Моя профессия» Стр 69 Иванова |
ОКТЯБРЬ | |||
1 неделя 2-6 октября | «Русский лес-чудесный лес» | -уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса -побуждать детей восхищаться красотой родной природы | -беседа «Какие животные живут в нашем лесу» -беседа «Какие растения растут в нашем лесу» -Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека» Стр 42 Зеленова |
2 неделя 9-13 октября | «Голубые реки России» | -познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, озеро Байкал и т.д -формировать понимание значения воды для жизни всего живого -побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России | -беседа о реках и озерах России -рисование «Озеро-сказка» -чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, озерах, о жизни речных обитателей Стр 46 Зеленова |
3 неделя 16-20 октября | «Флора и фауна родного края» | -уточнить представления детей о животном и растительном мире своего родного края | -беседы о животных и растениях родного края -рассматривание иллюстраций и фото о растениях и животных родного края -рисование «Растения и животные моего родного края» Стр 34 Зеленова |
4 неделя 23-30 октября | «Что такое заповедник» | -познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги» -воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства | -беседа о заповедниках России -рассматривание иллюстраций с изображением редких животных -рисование на тему «Красная книга России» Стр 44 Зеленова |
НОЯБРЬ | |||
1 неделя 3-10 ноября | «История Ленинградской области» | познакомить детей с историческим прошлым Ленинградской области, с тем, как она появилась, кто ее основал, чем занимались ее жители -подчеркнуть историческую значимость области для России | -беседа об истории возникновения Ленинградской области -чтение литературных произведений -рассматривание иллюстраций и фото современной Ленинградской области Стр 3 Папка о Ленинградской обл |
2 неделя 13-17 ноября | «Край мой родной - Бокситогорский район» | -уточнить знания детей о Бокситогорском районе -формировать представление о городе Бокситогорске как о главном городе Бокситогорского района -познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями Бокситогорского района | -беседа о Бокситогорске как главном городе Бокситогорского района -рассматривание иллюстраций, открыток, фото с достопримечательностями Бокситогорского раона Стр 2 Папка о Бокситогорском районе |
3 неделя 20-24 ноября | «История возникновения герба поселка» | -закрепить и обобщить знания детей о символе родного поселка -формировать уважительное отношение к гербу -познакомить детей с символическим значением герба | -беседа о гербе поселка -рассматривание иллюстраций герба родного поселка Стр 53 Зеленова |
4 неделя 27-30 ноября | «Малая родина. За что мы любим свой поселок» | -уточнить представления детей о родном поселке -формировать понимание выражения «малая родина» -закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка -формировать гражданско-патриотические чувства | -рассматривание иллюстраций и фото о родном поселке -беседа «История возникновения родного поселка» -выставка работ на тему «Мой любимый поселок» Дидактическая игра «Что в родном поселке есть» -создание электронной презентации «Наш поселок» Стр 82 Зеленова |
ДЕКАБРЬ | |||
1 неделя 4-8 декабря | «Города России» | -познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Великий Новгород и т.д. -формировать представление о том, что Россия это огромная страна -воспитывать чувство гордости за свою родную страну | -беседа о городах России -чтение литературных произведений о городах России -рассматривание иллюстраций с видами городов Стр 69 Зеленова |
2 неделя 11-15 декабря | «Праздники России» | -познакомить детей с народными традициями, с празднованием праздников, таких, как Масленица, Святки и т.д. | -беседа о народных традициях и праздниках -чтение стихотворений, литературных произведений -выставка работ «Мой любимый праздник» Стр 71 Зеленова |
3 неделя 18-22 декабря | «Я люблю свой детский сад» | -формировать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. -побуждать выполнять элементарные общепринятые правила поведения: быть благодарным за заботу, выражать благодарность словами | -беседа о профессиях людей, работающих в д/саду -составление рассказа «Мое любимый детский сад» -рисование «Я люблю свой детский сад» Стр14 Иванова |
4 неделя 25-29 декабря | «Мы – патриоты» | -обобщить знания о проекте -формировать уважительное отношение к своей родной стране -воспитывать гражданско-патриотические чувства | -итоговая беседа «Как я знаю свою Родину» -чтение литературных произведений о Родине -электронная презентация по проекту Стр 76 Зеленова |
Используемая литература
- Артемов В.В., «Страницы российской истории», Изд. Москва,2010 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.: «Мы живем в России», Изд. Скрипторий. 2009 г.
- Голицина Н.С., «Экологическое воспитание дошкоьников»-М,2008 г.
- Иванова Т.В., «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», Изд. Корифей, 2011 г.
- Новицкая М.Ю., «Патриотическое воспитание в детском саду», - М,2009 г.
- Ривина Е.К., «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами», - М. 2012 г.
- Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А., «Нравственное развитие личности»,-Самара, 2011 г.
- Саморукова П.Г., «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», -М, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Зима. Зимние забавы»
Тип проекта – исследовательски- творческий Срок реализации проекта: 25.12.2012 – 15.03.2013(средней продолжительности)Участники проекта:Дети старшей группы с ОНР МБДОУ№92 Взрослые: воспитате...
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...
Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности "Мусор-проблема настоящего".
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...
Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"
Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"...
"Проект для детей средней группы : «С чего начинается Родина» Образовательная область: познавательное развитие.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколениясегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государствебыли че...
Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области.
Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области. «Россия — Родина моя»Участники: воспитатели и дети групп...
Проект для детей средней группы компенсирующей направленности. Тема: «История веселого пекаря»
Каждый человек мечтает получить знания и обрести ту профессию, которая будет приносить им радость и пользу в жизни. Поэтому в детском саду, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатели начинаю...