Конспект «Враг природе — мусор»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ «Враг природе — мусор»
Инна Нестеренко
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: активизация познавательной активности детей, систематизация полученных знаний о правилах поведения на природе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей правилами поведения на природе;
- формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор;
- закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора.
- закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
- активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе занятия, способность делать выводы.
- развивать мышечно-двигательную активность пальцев и кистей рук; слуховое восприятие, внимание, тактильную чувствительность, обаяние и осязание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- поощрять желание работать в коллективе;
- прививать бережное отношение к природе;
-воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.
Методические приемы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстраций, презентации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация,
Королева природы, Замарашка,
«Свод золотых правил» королевства природы, веревка, цветы из пластиковых бутылок,
Использованиехудожественного слова: чтение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия»
Беседы о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.
Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».
Выполнение коллективной работы из бросового материала «Жалюзи из пластмассовых бутылок»
Ход занятия:
Загадка:
Кружится, вертится,
Планета давно,
Суш, морей, океанов полно,
Разнообразная жизнь,
На ней процветает,
Ну же дружок, как её называют?
Ответ: Земля
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? (земля).
- Правильно, земля. А какую форму она имеет? (форму шара).
- Верно, форму шара. Вот посмотрите здесь у меня на картинке наша земля. Ребята, вы не замечаете ничего странного? (земля стала мрачной, изменился цвет морей и океанов).
Дети читают стихи:
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клёны
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смог.
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче
Море дивное Арал.
Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух - сколько грязи в нём!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля – что сделали с тобою?
- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили нашу Землю.
- Ребята, а как вы думаете, откуда берётся мусор? (Люди выбрасывают пакеты, бутылки, очистки, банки, бумагу, старые вещи).
- Ребята, а куда вы выбрасываете мусор? (В мусорное ведро).
- А потом куда попадает мусор? (В мусорный контейнер).
- А куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку).
- Как называются машины, которые вывозят мусор? (мусоровоз).
- Вспомните, возле наших домов стоят мусорные баки. Если мусоровозы ежедневно вывозят мусор – запаха почти нет, а если же мусор не вывозят довольно долго, то проходить мимо таких баков неприятно.
- Да, ежедневно в городе накапливается большое количество мусора, который вывозят специальными машинами на свалку. Свалка - это скопление мусора, который выделяет ядовитые вещества и отравляет все вокруг. Это очень опасно для нашего здоровья, растений и животных.
- Кроме свалок существуют мусоросжигательные заводы, которые сжигают мусор, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, которые попадая в воздух, отравляют все вокруг.
- На планете живёт несколько миллиардов жителей и каждый человек за год выбрасывает тонну мусора – это целый грузовик.
- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если мусор не убирать? (Кругом будет валяться мусор, засорять землю, воздух и воду).
(Демонстрация фотографий грязного города, свалки).
- Но это в городе мусор вывозят машины, а давайте с вами отправимся на природу и посмотрим, что происходит в лесу. На природе должно быть так здорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка, свежий воздух, птицы поют. Отдохнем, наберемся сил и здоровья.
Физкультминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания вправо-влево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль)
Все открой, не утаи. (Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои! (Поднять руки вверх)
- Но, случилось в лесу, почему здесь так грязно?
Выходит Замарашка:
- Здравствуйте, дети! Посмотрите как хорошо в Лесном Королевстве, такой бардак! Кругом горы мусора, запах стоит отвратительный. А все потому, что Королева природы потеряла правила поведения на природе. И помочь то ей некому. Ха-ха-ха! Теперь хорошо, мусор украшает наше Лесное Королевство!
Вос-ль: А ты кто?
Принцесса: Я принцесса Замарашка. Я живу на мусорной свалке. У нас горы мусора и они заполняют всё больше и больше Лесного Королевства. Я вас приглашаю отдохнуть на мусорную свалку.
Вос-ль: Ребята хотели бы вы отдохнуть на мусорной свалке?
Дети: Нет.
Вос-ль: Там грязно, не опрятно и неприятно пахнет. Дыша таким воздухом можно заболеть.
Принцесса: Если не хотите, то я прихватила для вас «наши богатства».
Вос-ль: Ребята, посмотрите здесь и пластиковые бутылки, и пластмассовые стаканчики, и бумага, и газеты, и коробки, и стеклянные банки и бутылки, и железные банки.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Если мы сегодня не поможем Королеве природы, то завтра весь лес будет загрязнен. Давайте отложим свой отдых и поможем Королеве отыскать правила поведения.
- Закрыли глаза и позовем Королеву Природы! (зовут: Королева Природы, иди к нам)
(Воспитатель переодевается в костюм Королевы природы).
- Здравствуйте, ребята! Я Королева природы!
- У меня очень грустное настроение.В моем Королевстве большая беда: чистых лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я разработала «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правила никто не должен был нарушать. Но мои золотые правила пропали и никто не знает как себя вести на природе. Ребята, вы поможете мне их отыскать? (ответ)
(Подходят к «речке», в «речке» плавает мусор).
- Однажды я пришла на берег реки, но увидел ужасную картину.
На берегу отдыхали люди и весь мусор за собой собрали и бросил в реку. Мусор утонул, и вокруг опять стало красиво. Люди сидели и радовались, что все за собой убрали.
- Правильно ли поступил? (ответ)
(Королева показывает им две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор).
- Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а другой – вода из речки, в которую люди выбросил мусор. Чем отличается вода в банках? (ответы)
- Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения? (ответы)
- А теперь понюхайте воду в банках! (ответы)
- Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет.
- Хотели бы вы искупаться в такой речке? (ответы)
- В грязной воде купаться запрещено!
- Можно кидать мусор в воду? (ответ)
- Правильно, ребята! В воду мусор бросать нельзя, от мусора их необходимо очищать.
- А вот и первое правило:
Если чистый водоем,
хорошо купаться в нем.
Воду вы не загрязняйте,
в неё мусор не бросайте!
- Давайте продолжим искать правила поведения.
- Ребята, необходимо решить следующую проблему, когда в моем королевстве жили по правилам,то всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора, запах плохой, птицы улетели в другие королевства.
- Посмотрите, на поляне находится мусор: консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики. Почва с редкой, пожухлой травой.
- Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей не хватает?" (под мусором траве не хватает света, воды во время дождя).
- А вот и второе правило поведения!
"Мусор на поляне траве расти мешает,
из-за него растениям света не хватает.
Люди, мусор не бросайте,
жизнь растений уважайте!
- Прежде, чем выбросить мусор, его надо сортировать – мусор из разного материала надо собирать в разные контейнеры. Это облегчало его переработку.
Смотрите, перед вами полянка, оставленная жителями моего королевства после отдыха.
Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. Но…вокруг остались банки, пакеты пластиковые и бумажные, бутылки стеклянные и пластиковые, железные! (Рассматривают и называют виды мусора).
- А мусор в землю можно закапывать? (нет)
- Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки и пакеты долго не разлагаются (200 лет). Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро (2 мес., их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.
Не будет разлагаться железная банка? (500 лет)
- А вот и третье правило!
Мусор в землю не зарывать!
Каждую бумажку, бутылку, жестянку
Надо в отдельный контейнер кидать!
- Ребята давайте поиграем с вами в игру. Мусор, который принесла нам принцесса, мы рассортируем.
Проводится игра «Рассортируем мусор».
- Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не только сортировать мусор, но и помогли мне найти потерянные правила поведения жителей на природе. Теперь в моем королевстве будут чистые речки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся и защебечут. Спасибо Вам большое.
- Ребята, а что же мы будем делать с принцессой? Нужно её спасать, чтобы она не заболела. (Мы её отмоем, причешем, дети умывают принцессу, причёсывают).
- Правильно, сделаем её Чистюлей, пусть она помогает мне оберегать наши леса, поля и реки от мусора.
- Вы так славно потрудились! Вам пора возвращаться.Закройте глаза и скажите: «Раз, два, три в детский сад попади».
(Королева природы превращается в воспитателя).
- С возвращением вас, ребята!
- Давайте расскажем нашим гостям, какие правила поведения на природе мы запомним навсегда.
- А сейчас давайте послушаем стихотворения и призовем всех к соблюдению наших правил.
Mусорная фантазия
1. Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
2. Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
3. Но когда летать начнут в садик на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
4. Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
5. Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
6. А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи береги затылок!
7. Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?
8. И хотя мы в детский сад не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
-Посмотрите, наша планета опять стала чистой.
Давайте будем беречь планету.
Во всей Вселенной прекрасней нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас Земля?
Практическая деятельность.
- А сейчас мы вместе с родителями сделаем из бросового материала жалюзи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии в подготовительной группе "Враг природе - мусор"
Данное занятие поможет дошкольникам закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе; Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе дру...
НОД по экологическому воспитанию "Враг природе - мусор"
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, ,исследовательской деятельности, ИКТ, игровых технологий. ...
Опытно - исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе "Враг природе - мусор"
Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе....
Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"
Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"...
Конспект открытого НОД по экологическому развитию по теме: «Враг природе – мусор»
Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходовЗадачи:1.Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.2.Развивать умение анализировать экологическую проблему.3...
Конкурсная работа по экологии "Враг природе - мусор!"
В документе Вы найдете информацию о том, какие экологические проблемы есть в нашей стране, как можно с ними бороться....
Конспект занятия на тему: " Враг природы- мусор"
Дать представление о проблеме загрязненности мусором, донести важность этой проблемы и показать возможные варианты ее решения (способы утилизации). Воспитывать любовь к природе....