Конспект ООД "Свойства песка "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пашкова Татьяна Аркадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект ООД

с элементами экспериментирования

 в старшей группе

«Свойства песка»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

                                                                                      Пашкова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

«Свойства песка»

 

Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

-Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы.

-Через игры и опыты обеспечить развитие умения  детей определять физические свойства песка.

-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

-Побудить интерес к познавательной деятельности.

Методы и приемы:

Словесные: загадки, беседа, рассуждение.

Наглядные: приборы для опытов, интерактивная доска.

Практические: эксперименты с песком, физкультминутка «Тихо плещется вода».

Оборудование: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, вода, стаканчики, подносы, лупа, листы белой бумаги, мультимедиа – проектор, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

 

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: отгадайте ребята загадки:

- Что-то можно в нём зарыть, по нему люблю ходить,

И на нём поспать часок. Угадали что? - (песок)

- Из камней он появился, зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый или светло-серый.

То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой? (песок)

- Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать и в «куличики» играть. (песок)

- Сухой я, рыхлый и сыпучий, сырой, когда дождик помочит из тучи.

Я желтый, сладкий и золотой. Узнали, ребята, кто я такой? (песок)

Воспитатель: молодцы ребята, конечно песок, я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим.

Дети: о песке.

Воспитатель: и сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, исследовать песок и ставить опыты.

Ребята, прежде чем приступить к работе в лаборатории, предлагаю вам посмотреть презентацию

«От песчинки к песку» (просмотр презентации)

После просмотра беседа с детьми.

Опыт 1. «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт 2 «Песок в воде»

Материал: стакан с водой с водой, сухой песок, ложечка.

Ход эксперимента: в стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.

Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт 3 «Песчаный конус»

Материал: сухой песок.

Ход эксперимента:

Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: да, песок может двигаться, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.

Физкультминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погулять. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Опыт4 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Пробуем лепить из мокрого песка. Дети лепят мячики.

Что же произошло с фигурками, когда песок высох?

Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Опыт5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предлагаю детям на сухом песке попробовать оставить отпечатки своих ладошек.

Что происходит, видны ли отпечатки?

Затем смачиваю песок, и уже на мокром песке предлагаю оставить отпечатки.

Что мы видим? Да, вся ладошка оставила след.

Вывод: на мокром песке остаются отпечатки, а на сухом нет.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Песочные сказки» (рисование на песке)

Беседа с детьми по просмотренному видеофильму.

Вывод: песком можно рисовать.

Предлагаю детям рисование песком «Песочная страна»

Материал:

сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход эксперимента:

Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Подведение итога:

Песок состоит из песчинок.

Песчинки имеют разную форму, размер.

Песок может двигаться.

Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки.

Песком можно рисовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

с элементами экспериментирования

 встаршей группе

«Свойства песка»

Воспитатель:

        Пашкова Т.А.

        2020г

«Свойства песка»

Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

-Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы.

-Через игры и опыты обеспечить развитие умения  детей определять физические свойства песка.

-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

-Побудить интерес к познавательной деятельности.

Методы и приемы:

Словесные: загадки, беседа, рассуждение.

Наглядные: приборы для опытов, интерактивная доска.

Практические: эксперименты с песком, физкультминутка «Тихо плещется вода».

Оборудование: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, вода, стаканчики, подносы, лупа, листы белой бумаги, мультимедиа – проектор, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: отгадайте ребята загадки:

- Что-то можно в нём зарыть, по нему люблю ходить,

И на нём поспать часок. Угадали что? - (песок)

- Из камней он появился, зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый или светло-серый.

То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой? (песок)

- Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать и в «куличики» играть. (песок)

- Сухой я, рыхлый и сыпучий, сырой, когда дождик помочит из тучи.

Я желтый, сладкий и золотой. Узнали, ребята, кто я такой? (песок)

Воспитатель: молодцы ребята, конечно песок, я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим.

Дети: о песке.

Воспитатель: и сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, исследовать песок и ставить опыты.

Ребята, прежде чем приступить к работе в лаборатории, предлагаю вам посмотреть презентацию

«От песчинки к песку» (просмотр презентации)

После просмотра беседа с детьми.

Опыт 1. «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт  2 «Песок в воде»

Материал: стакан с водой с водой, сухой песок, ложечка.

Ход эксперимента: в стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.

Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт  3 «Песчаный конус»

Материал: сухой песок.

Ход эксперимента:

Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: да, песок может двигаться, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.

Физкультминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погулять. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Опыт4 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Пробуем лепить из мокрого песка. Дети лепят мячики.

Что же произошло с фигурками, когда песок высох?

Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Опыт5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предлагаю детям на сухом песке попробовать оставить отпечатки своих ладошек.

Что происходит, видны ли отпечатки?

Затем смачиваю песок, и уже на мокром песке предлагаю оставить отпечатки.

Что мы видим? Да, вся ладошка оставила след.

Вывод: на мокром песке остаются отпечатки, а на сухом нет.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Песочные сказки» (рисование на песке)

Беседа с детьми по просмотренному видеофильму.

Вывод: песком можно рисовать.

Предлагаю детям рисование песком «Песочная страна»

Материал:

сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход эксперимента:

Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Подведение итога:

Песок состоит из песчинок.

Песчинки имеют разную форму, размер.

Песок может двигаться.

Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки.

Песком можно рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...

Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...

Экспериментирование с песком в первой младшей группе. Конспект занятия «Песок. Свойства песка» опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Опубликовано 20.09.2020 –Янова Ирина Александровна Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспер...

Конспект НОД "Свойства песка"

Конспект НОД в подготовительной группе "Свойства песка"...