Конспект НОД "Свойства песка"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Вайман Светлана Валериевна

Конспект НОД в подготовительной группе "Свойства песка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svoystva_peska.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Свойства песка»

Цель: расширять представления о песке, его качествах и особенностях.

Задачи: 

  • закреплять знания детей о свойствах песка: сухой песок рассыпается, видны формы песчинок, движется; влажный принимает форму данного предмета, в который его насыпают; мокрый песок тяжелее сухого; имеет темный цвет;
  • развивать способность и навык работать с мокрым и сухим песком;
  • закреплять правила безопасности при работе с песком;
  • развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;
  • расширять словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня малыши мне рассказали, что они очень любят играть в песочнице: строить башенки, куличики. Но заметили, что иногда их куличики рассыпаются. А так как вы самые старшие в саду, они нас просят рассказать, почему так происходит. Поможем разобраться в этом малышам?

Дети: да.

Воспитатель: для этого я вас приглашаю в нашу песочную лабораторию. Но прежде чем мы приступим к экспериментированию, давайте вспомним правила работы с песком.

Дети: каждый работает на своем рабочем месте, не толкаясь и не мешая другому;
После экспериментирования убирать все на место;
Работать аккуратно;
Если грязные руки, пользоваться салфеткой;
Не шуметь;
Не дотрагиваться до рта, глаз и лица.

Воспитатель: посмотрите на свои столы. У вас оборудование. Все это пригодится нам в работе.


Опыт 1.
Воспитатель: ребята, предлагаю вам прикоснуться левой ладошкой к песку, который лежит на тарелочке слева от вас. Какой это песок?
Дети: сухой.
Воспитатель: а теперь приложите правую ладошку на тарелочку справа от вас. Какой это песок?
Дети: сырой.
Воспитатель: значит, мы будем говорить о сыром и сухом песке. А в нашем журнале сухой песок обозначим солнышком, а сырой капелькой.


Опыт 2. 
Воспитатель:  теперь предлагаю вам взять лупу и посмотреть через нее на сухой и сырой песок. Что вы можете сказать, из чего состоит песок?
Дети: из песчинок, маленьких частичек, камешков.
Воспитатель: сравните песчинки. Что вы заметили?
Дети: они разной формы, по-разному блестят, некоторые прозрачные и т.д.
Воспитатель: какого цвета сухой песок?
Дети: светлого цвета.
Воспитатель: какого цвета сырой песок?
Дети: темного цвета.
Воспитатель: сухой песок светлый, поэтому это свойство песка мы отметим в нашем журнале желтым кругом, а сырой песок коричневым кругом.


Опыт 3.
Воспитатель: а сейчас возьмите стаканчик и воронку, попробуйте насыпать сухой песок. Что произошло? Что вы заметили?

Дети: песчинки движутся, и их движение похоже на течение.
Воспитатель: почему песок легко сыпется?
Дети: потому что он сухой и его песчинки ни чем не склеены.
Воспитатель: теперь возьмите другой стаканчик, переставьте воронку и положите сырой песок в воронку. Что произойдет? Какие выводы можно сделать?
Дети: сырой песок не сыпучий.
Воспитатель: какие вы молодцы, вы подметили еще одно свойство песка – сухой песок сыпучий и обозначим мы его песочными часами, а сырой не сыпучий и его мы обозначим зачёркнутыми песочными часами.


Опыт 4.
Воспитатель: предлагаю вам, мои юные ученые взять бутылочку с водой. Аккуратно налить в стакан с сухим песком и перемешать ложечкой. А теперь то же самое проделаем с сырым песком. Подумайте, о каком свойстве песка мы будем сейчас говорить?
Дети: и сухой, и сырой песок не растворились в воде.
Воспитатель: отметим это свойство в нашем журнале одинаковыми стаканчиками с песком.


Опыт 5.
Воспитатель: дальше я предлагаю вам, с помощью формочек определить: имеют ли сухой и сырой песок форму? Расскажите о своих наблюдениях.

Дети: сухой песок не держит форму, а сырой принимает форму формочки.

Воспитатель: молодцы, вы определили еще одно свойство песка – сухой песок не имеет форму, а сырой форму имеет. Как обозначим эти свойства песка?

Дети: сухой обозначим горкой песка, а сырой квадратом.


Опыт 6.
Воспитатель: предлагаю вам сделать еще одно открытие. Возьмите трубочку и тихонько подуйте в нее на сухой песок, а теперь на сырой. Какие выводы можно сделать?

Дети: сухой песок легко разлетается, а сырой нет.

Воспитатель: правильно, это происходит из-за того, что в сухом песке между песчинками находится воздух, и он легко разлетается. А в сыром песке между песчинками вода, поэтому он тяжелый и не разлетается.

Воспитатель: ребята, а с помощью чего мы можем узнать какой песок легче, а какой тяжелее?

Дети: с помощью весов.
Воспитатель предлагает одному из детей подойти к весам. Насыпь на одну чашу весов две ложки сухого песка, а на другую чашу две ложки сырого песка. 

Воспитатель: что вы заметили?
Дети: сырой песок тяжелее сухого.

Воспитатель: как обозначим это в нашем журнале?

Дети: легкий песок в виде перышка, а тяжелый в виде камешка.

Подведение итога занятия


Воспитатель:
ну что ж ребята, давайте посмотрим в наш журнал и подведем итоги о свойствах сырого и сухого песка.
Дети по значкам рассказывают о свойствах сырого и сухого песка.

Воспитатель: сейчас я предлагаю собраться на прогулку и рассказать малышам, почему их куличики со временем рассыпаются. А еще лучше возьмем лейку с водой и покажем им из какого песка лучше строить башенки и куличики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Конспект игры — занятия с песком с детьми раннего возраста «Картинки на песке»

Задачи:1. Учить детей рисовать на песке, используя пальчик или палочку.2. Развивать мелкую моторику.3. Воспитывать активность, самостоятельность.Методы и приемы: художественное слово, показ воспи...

Конспект занятия "Рисование песком и на песке"

Программное содержание:Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.Обогащать тактильный опыт детей.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Наблюдение.Беседа.Рассматрив...

Конспекты по рисованию песком для младших дошкольников "Мир волшебного песка"

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, р...

Конспект игровой образовательной ситуации по ИЗО "Ягоды из песка" (рисование нетрадиционным способом - цветным песком)

Тема: Ягоды из песка (рисование нетрадиционным способом – цветным песком)         Группа: старшая логопедическая группа...

Конспект "Праздник песка и воды".

Конспект "Праздник песка и воды"....

Экспериментирование с песком в первой младшей группе. Конспект занятия «Песок. Свойства песка» опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Опубликовано 20.09.2020 –Янова Ирина Александровна Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспер...