Экологический проект "Времена года"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Долгосрочный экологический проект для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 52.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Времена года»
Актуальность
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».
Л. Леонов
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. По данным Минобразования РФ, детские дошкольные учреждения (ДОУ) посещают более половины малышей России.
Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.
Планирование работы на экологической тропе, возможно, осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:
- оздоровительную;
- рекреационную;
- учебно-просветительскую.
Все эти функции позволяют отнести территории дошкольных образовательных учреждений в ведение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». К сожалению, в существующей редакции Закона упоминание о ДОУ отсутствует. Но общими усилиями можно сделать каждый детский сад действительно цветущим садом.
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый, диагностический
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты
- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
- сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;
- интерес к познанию живого;
- сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей;
- стремление удовлетворить потребности живого организма;
- проявление гуманных чувств к живому.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Сроки реализации проекта: год
Участники, партнеры проекта: воспитатели ДОУ, дети и их родители.
Принципы положенные в основу работы:
- принцип краеведения;
- принцип «позитивного центризма»;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип «спирали»;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.
Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципаприродосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали»,когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «отпростого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Формы и методы работы на экологической тропе:
- экологические беседы;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- составление экологических карт;
- ведение календарей природы;
- коллекционирование;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- инсценировки, театрализации и т. д.
Экологические наблюдения
Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.
Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.
В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.
Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.
Экологические экскурсии-экспедиции
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.
Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).
Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.
Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.
Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».
Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления
Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»
Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
Коллекционирование
Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).
Коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природ, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты
Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Такие уроки, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).
Обсуждение и проигрывание ситуаций
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
- Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
- Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.
- Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
- Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.
Этапы создания и оформления тропы
Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
- фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Помимо работы на экологической тропе в ДОУ также проводится работа с детьми в группе детского сада по ознакомлению детей с временами года, а также работа на участке группы.
Формы работы:
- ОД;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Наблюдения в уголке природы;
- Труд в уголке природы;
- Экспериментальная деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Сформированы элементарные представления о временах года;
- Сформированы элементарные представления о изменениях в живой и неживой природе в связи со сменой времен года;
- Сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители:
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания;
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей;
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы;
- Привлекают детей к совместному труду в природе.
Содержание работы:
Осень.
Игровая деятельность
Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, диких и домашних животных.
Театрализация «Репка»
Сюжетно-ролевые игры «Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород», «кукла идет гулять».
Словесно –речевые игры «Огород», «Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».
Дидактические игры «Что растет в саду?», «Что растет в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью?», «Что не стало?», «С какого дерева листочек?»
Пальчиковые игры «»Овощи», «Грибы», «Осень», «Репка», «Бабушка – погодушка».
Дыхательные упражнения «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?»
Познавательное развитие
Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
Игры с песком «Мокрый – сухой», «Посыпалки»
Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды»
Дидактические игры: «Сколько листочков?», «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой – маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзинкам», лото «Осень», «Овощи», «Фрукты»
Наблюдения за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой
Физическое развитие
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад», «Огород»
Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Птицы осенью»
Трудовая деятельность: сбор листьев для гербария, сбор семян, уборка территории
Чтение художественной литературы
«Падают листья» М.И.Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е.Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В.Мирович, «Огуречик – огуречик», «Дождик», «Репка» и др.
Продуктивная деятельность
Рисование
«Ягодка за ягодкой», «Мышка и репка», «Яблоко с листочками», «Падают, падают листья», «Град, град», «Светлячок», «Сороконожка в магазине».
Лепка
«Ягодки на тарелочке», «Репка на грядке», «Мышка – норушка», «Грибы на пенечке», «Лямба» (слизнячок), «Сороконожка», «Лесной магазин», «Улитка».
Конструирование
«Яблоко с листочками», «Выросла репка», «Как шишка превратилась в птичек и рыбок», «Листопад», «Как облака стали тучами», Грибная полянка».
Выставка
«Осень золотая»
Зима
Игровая деятельность
Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, диких и домашних животных.
Театрализация «Зимовье зверей»
Сюжетно-ролевые игры «Кукла Маша заболела», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят», «Кукла идет гулять».
Словесно –речевые игры «В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», «Что слепил дед Мороз?», «Снегурочка со снежками», «Какие снежки?», «Нарядим елочку»
Дидактические игры «Что бывает зимой?», «Кто спрятался в снегу?», «Одень куклу на прогулку»
Пальчиковые игры «Зима», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем», «Бабушка – погодушка»
Дыхательные упражнения «Снежинка», «Пузырь»
Познавательное развитие
Игры с песком «Следы», «Печем печенье»
Игры с водой «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки»
Дидактические игры: «Сколько снежинок?», «Собери снеговика», «Сложи картинку», «Большой – маленький снежинки», «Какой снежок?», лото «Зима», «Что бывает белым?»
Наблюдения за снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника
Физическое развитие
Подвижные игры «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «Елочка»
Речевые подвижные игры: «Выпал беленьких снежок», «Снежинки», «На дворе мороз и ветер», «Мороз»
Трудовая деятельность: расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц.
Чтение художественной литературы
М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик?», О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»
Продуктивная деятельность
Рисование
«Полотенце для зверят», «Вьюга – завируха», «Елочка»
Лепка
«Снеговик», «Яблоки и груши», «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат», «Птички и кормушки», «Ежики».
Конструирование
«Берлога для медведя», «Снег, снег», «Снежинки – сестрички», «Праздничная елочка», «За синими морями».
Выставка
«Ах, Зимушка – зима!»
Весна
Игровая деятельность
Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, диких и домашних животных.
Театрализация «Заюшкина избушка»
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в весенний лес», №Кукла идет гулять», «Кукла заболела»
Словесно –речевые игры «Весна пришла», «Какие сосульки?2, «Кап-кап», «Что весной бывает?», «Узнай и назови», «Что изменилось?».
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку».
Пальчиковые игры «Весна», «Первые весны», «Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка»
Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Плыви, кораблик»
Познавательное развитие
Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
Игры с песком «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек»
Игры с водой «Тонет – плывет», «Теплый – холодный», «Как тают сосульки»
Дидактические игры: «Сколько лодочек в луже?», «Сложи картинку», «Большие – маленькие сосульки», лото «Весна».
Наблюдения за таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника.
Физическое развитие
Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лугу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!», «Вейся, венок», «Колпачок».
Речевые подвижные игры: «В гости к нам весна пришла».
Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»
Закличка «Солнышко» с движениями.
Трудовая деятельность: сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, посадка цветов на участке, огорода на окне.
Чтение художественной литературы
А. Плещеева «Сельская песенка», М, Поляннская «Одуванчик», закличка «Веснянка», «Солнышко –ведрышко», «Дождик», сказка «Заюшкина избушка»
Продуктивная деятельность
Рисование
«Цветы для мамочки», «Сосульки – плаксы», «Солнышко, раскидай колечки», «Почки и листочки», «Божья коровка», «Цыплята и одуванчики», «Лес».
Лепка
«Робин-Бобин», «Сосульки – воображульки», «Мостик и речка», «Птенчики в гнездышке», «Ути-ути, уточки», «Филимоновская игрушка», «Подарки весны».
Конструирование
«Букет цветов для мамочки», «Ручеек и кораблик»
Выставка
«К нам пришла Весна красна»
Лето
Игровая деятельность
Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, диких и домашних животных.
Театрализация «Теремок», «Колобок»
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в летний сад», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку», «Кукла идет гулять».
Словесно –речевые игры «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками?», «Принесла я вам цветок».
Дидактические игры «Что растет в саду?», «Что растет в огороде?», «Узнай и назови», «С какого дерева листочек?», «Одень куклу на прогулку», «Ковер из цветов», «Что бывает летом?».
Пальчиковые игры «Лето», «Насекомые», «Бабушка – погодушка».
Дыхательные упражнения «Ветерок», «Бабочка, лети»
Познавательное развитие
Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки»
Игры с водой «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка», «Достань камешек»
Дидактические игры: «Сколько цветочков?», «Найди цветок для бабочки», «Найди такой же листик», лото «Лето», «Овощи», «Фрукты»
Наблюдения за деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей.
Физическое развитие
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору», «Вейся, венок».
Речевые подвижные игры: «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идем», «Два жука».
Трудовая деятельность: сбор листьев для гербария, сбор семян, уборка территории
Чтение художественной литературы
Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка» Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский
Продуктивная деятельность
Выставка
«Лето! Ах, лето!»
Помимо работы на экологической тропе и в группе ДОУ также проводится работа с родителями по экологическому образованию вне детского сада. Для определения уровня экологического воспитания у родителей нами было проведено анкетирование родителей (приложение 1) и консультация для родителей. Также родители участвуют в совместных с детьми выставках.
Заключение
В данной работе рассматривается проблема формирования представлений о видовом многообразии растительного мира в процессе организации наблюдений объектов экологической тропы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить, что проблема на сегодняшний день является актуальной. Некоторые авторы раскрывают особенности организации экологической тропы, но на современном этапе изучения этой проблемы недостаточно разработана методика её использования для формирования представлений о многообразии растительного мира у дошкольников, поэтому необходимо специально организованная работа, направленная на создание педагогических условий, способствующих формированию представлений о многообразии растительного мира в процессе наблюдений объектов экологической тропы.
В результате экспериментальной работы выяснилось, что у большинства детей (30%) не сформированы представления о видовом разнообразии растительного мира.
Полученные результаты, в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о необходимости разработки эффективных педагогических условий, способствующих формированию представлений о многообразии растительного мира у детей в процессе наблюдений объектов экологической тропы.
Первое педагогическое условие – содержание наблюдений будет доступно и будет включать представления о внешнем виде, строении, видовом разнообразии и потребностях растений.
Второе условие – разработана система циклов наблюдений, включающая последовательное ознакомление с особенностями деревьев, кустарников и травянистых растений в процессе наблюдения на экологической тропе в разные сезоны.
Формирующая работа проводилась в три этапа.
Первый этап – вызвать интерес к объектам живой природы. Для реализации этой цели были отобраны наиболее интересные объекты растительного мира, составлена картосхема экологической тропы, организовывалось занятие с участием персонажа Боровичка – хозяина экологической тропы.
На втором этапе проводились циклы наблюдения, направленные на углубление знаний о видовом многообразии растительного мира.
На третьем этапе проводилось занятие, целью которого являлось закрепление и обобщение полученных представлений о многообразии растительного мира.
Третье педагогическое условие – создана экологическая тропа на территории детского сада, которая обеспечит усвоение детьми знаний о разнообразии растений ближайшего окружения.
Результаты констатирующего этапа исследования, направленного на выявления динамики сформированности представлений о видовом разнообразии растительного мира у детей в процессе наблюдений объектов экологической тропы, указывают на обоснованность и эффективность проведенной нами работы. Гипотеза исследования подтвердилась.
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
Практическое использование работы «Практико-ориентированный проект «Чудо природы» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу природы Псковского района – маленькой частицы великой России.
Приложение 1.
Анкета для родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
1.Что такое экология?________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Есть ли у Вас комнатные растения? Если нет, то почему?________________
__________________________________________________________________
3.Есть ли в семье животные?_________________________
4. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?__________
5.Читаете ли Вы ребенку книги о природе?_________________
6. Смотрит ли Ваш ребенок фильмы, телепередачи о природе?___________
7. Любит ли Ваш ребенок бывать на природе?_____________________
8. Часто ли Вы бываете на природе с ребенком?_______________
9.Знает ли Ваш ребенок название деревьев, цветов, ягод и т.д.?____________
10. Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_________________________
11. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?___________
12. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?______________
13. Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?__________________________
14. Ваши предложения по экологическому воспитанию в детском саду?______________________________________________________________
Приложение 2
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
В конце своего сообщения хочется предложить свое любимое стихотворение В. Орлова.
«Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.
Познавательный проект
«Времена года»
во второй младшей группе «Колобок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"
laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину»,М.М. Пришвин....
Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»
Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического воспитания дошкольников....
План мероприятий по экологическому образованию и формированию экологической культуры в 2020 году.
План мероприятий по экологическому образованию и формированию экологической культуры в 2020 году....
Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России «Экологическое ассорти».
Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России«Экологическое ассорти»....