Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
статья (подготовительная группа) по теме
Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно-практическая статья
«Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
Иванова О.Н.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В связи с этим особое значение прибретает вопрос формирования экологической культуры. Его социальная значимость определяется стратегией государства РФ, определяющей развитие экологического образования, как междисциплинарной реформы всего образования на всех уровнях и для всех возрастов.
Практика работы ДОУ убеждает, что наилучших результатов в формировании экологической культуры дошкольников можно достичь при правильном сочетании занятий с нерегламентированной деятельностью, которые неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга.
Наиболее целесообразной и эффективной групповой формой экологического воспитания является кружковая работа. Интерес к организации кружковой работы обусловлен тем, что её содержание не ограничивается рамками образовательной программы, а значительно выходит за её пределы, позволяет извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, применять решение в соответствии со своими убеждениями.
Доступные восприятию ребенка элементы экологической культуры составляют содержательную основу большинства программ дошкольного образования, таких как «Детство» (под ред. В.И. Логиновой) [3] «Юный эколог» (С.Н.Николаевой) [6], «Мы» (Н.Н. Кондратьевой) [5].
Мы разделяем мнения тех учёных (А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина) [4], которые предлагают больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности. Однако большинство исследований, направленных на изучение формирования экологической культуры, посвящено школьникам. Проблему формирования экологической культуры исследуют П.Ф.Комогоров, М.А. Перепелицына, Л.Б.Бобылева, О.В.Бобылева [2], которые считают, что экологический кризис на планете «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Данный опыт представляет немалый интерес, при условии его адаптации к возрастным особенностям дошкольников.
В связи с этим целью статьи является распространение педагогического опыта по формированию экологической культуры у детей седьмого года жизни.
Нами представлен опыт по формированию экологической культуры у детей седьмого года жизни МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой, основанный на реализации модифицированной Программы кружка «Мой друг-природа», апробированной в условиях детского сада.
Цель программы: формирование экологической культуры дошкольников.
Основными задачами программы являются:
обучающие:
-учить детей быть ответственными за свои поступки;
-формировать культуру поведения в природе;
-обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
-способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
-развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
-прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Данная Программа была апробирована на 20 обучающихся подготовительной к школе группы детского сада «Рябинушка», посещающих экологический кружок. В ходе её апробации был проведен ряд диагностических исследований, таких как входная и итоговая диагностика уровня экологической культуры. Одним из важных требований к входной диагностике мы считаем выстроенную систему критериев и показателей, позволяющих объективно зафиксировать уровень экологической культуры детей седьмого года жизни – высокий, средний, низкий. Так, в сентябре 2010 года была произведена входная диагностика, которая позволила в процессе тестовых игр оценить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень). Для её проведения использовались тестовые упражнения, разработанные А.Н. Захлебным.
Тестовые упражнения помогли выявить три уровня сформированности экологической культуры у дошкольников.
Высокий уровень (21 %)- предпочитают деятельность с природными объектами, с удовольствием и по собственной инициативе общаются с живыми существами. Мотивом бережного отношения выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).
Средний уровень (53 %) – дошкольники проявляют положительное отношение избирательной направленности к природным объектам (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).
Низкий уровень (26 %)- не проявляют инициативы в общении с природой, не выполняют правила гуманного взаимодействия с живыми объектами, могут проявить небрежность и даже агрессивность (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла).
Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни, правомерность выдвинутой гипотезы
Далее на основе разработанной программы кружка была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование экологической культуры дошкольников. В ходе работы все программные материалы были сгруппированы по следующим направлениям: «Введение в экологию», «Молчаливые соседи», «Пернатые друзья», «О чём шепчут деревья», «Охрана природы», «Загадки животного мира», «Секреты неживой природы», «Оранжерея на окне», «Человек - часть живой природы», «Досуговые мероприятия».
Занятия кружка включают работу по формированию природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты, исследовательскую работу, самостоятельные наблюдения.
Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект даёт включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствовать проявлению их эмоционально – волевых качеств. Каждое занятие состоит из двух частей, первая из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая вносит элементы занимательности, повышая активность ребёнка.
Используемые методы и приёмы адекватны поставленным в Программе задачам. Они основываются на: упражнениях детей в элементарном анализе и сравнении природных объектов; моделировании, постановке вопросов проблемного характера и самостоятельном поиске ответов на свои же вопросы; создании игровых ситуаций; чтении художественной литературы; театрализаций на экологическую тему, проигрывании инсценировок по правилам поведения в природе.
Программа реализуется в контексте разработанных педагогических условий формирования экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Средствами реализации данной Программы служат: природные объекты и явления, экологические акции, музыка; изобразительное искусство.
Для проведения занятий в кружке были подобраны наглядные пособия: специальные картины о природе, таблицы о строении животных и растений, плакаты с изображением природных сообществ, диафильмы, видеокассеты с записями телевизионных программ о жизни животных и растений, пластинки с произведениями П.И. Чайковского "Времена года. Для проведения экспериментально-исследовательской деятельности приобретены вспомогательные приборы и оборудование: микроскоп, лупы, колбочки, семена различных растений, трав, заранее заготовленная земля и др.
Новизна предлагаемого подхода к формированию экологической культуры старших дошкольников заключается:
– в расширении представлений о возможностях использования кружковой работы в формировании экологической культуры дошкольников;
– в использовании мультимедийных средств, формирующих у дошкольников экологическую культуру.
Данная Программа полностью реализована, в настоящее имеет ряд итоговых результатов, позволяющих оценить её эффективность. Так в мае 2011 года были произведены контрольные замеры для определения уровня экологической культуры воспитанников описанной выше группы.
Полученные данные показали, что в результате реализации данной Программы произошли значительные изменения в уровне экологической культуры, а именно: количество детей с высоким уровнем экологической культуры увеличилось на 32%; со средним уровнем толерантности - на 12%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень экологической культуры, снизилось на 20 %.
Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни в условиях кружковой работы. Это дало нам основание утверждать, что Программа кружка «Мой друг – природа» является эффективным средством формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни. Данная Программа имеет широкое применение, она может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях всех видов и типов, в учреждениях дополнительного образования, в курсах предшкольного образования, а также в начальных классах.
В то же время проблему формирования экологической культуры нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования экологической культуры:
– изучить систему непрерывности экологического образования,
– изучить пути взаимодействия детского сада со школой, с семьей;
– изучить условия формирования экологической культуры на разных ступенях дошкольного воспитания.
Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования экологической культуры обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста городского округа Стрежевой.
Список используемых источников и литературы:
- Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - №6.
- Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой: Изд.3-е, переработанное. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 244с
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1985
- Кондратьева H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. СПб.: НИИХ СПбГУ, 1996. - 104 с.
- Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / С.Н. Николаева.- М.: МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2010. -168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-436980-1397490743.jpg)
Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год
Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-645292-1436262273.jpg)
Статья .Формирование экологической культуры у детей
В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178372-1571679148.jpg)
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : Сюжетно-ролевая игра как средство формирования мотивации к обучению в школе детей седьмого года жизни
Проблема формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе актуальна именно сейчас, когда со стороны взрослых больше внимание уделяется формированию у детей умений читать, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/05/picture-1286377-1612531473.jpg)
Статья "Формирование экологической культуры у детей через познавательно-исследовательскую деятельность".
В настоящее время экологическое воспитание занимает важную роль в образовательном процессе. Особое внимание в своей работе, я отвожу загрязнению экологической среды. Загрязнение окружающей среды это о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-1374539-1640609203.jpg)
Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр
Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/06/picture-1523257-1715018268.jpg)
Статья: "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста".
В дошкольном учреждении применяются такие основные типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия компле...
Комментарии
Формирование экологической культуры на основе кружковой работы.
Статья для работников дошкольного образования.