КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы знаете?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gostyah_u_moroza_ivanovicha.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА»

Разработала: Ермолаева Т.Ф., воспитатель

МАДОУ д/с №12 «Рябинушка»

г.Бирск, Республика Башкортостан.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: закреплять умение сравнивать группы по количеству предметов, уравнивать их путем добавления недостающих предметов или изъятия лишних.

Задачи:

 Образовательные 

- совершенствовать умение считать в прямом и обратном направлении в пределах 10;

- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

- закрепить умение сравнивать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру;

 -самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщённое  понятие «четырёхугольник»;

-выкладывать множество с заданным количеством элементов;

-учить выполнять игровые действия;

-способствовать формированию пространственных представлений “справа”, “слева”;

Развивающие

- развивать воображение, внимание, память, логическое мышление;

- развивать двигательную активность детей.

Воспитательные 

- воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу;

- воспитывать умение сопереживать героям сказки;

- воспитывать желание трудиться.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интегрированные цели и задачи:

Речевое развитие

Задача: развивать интерес детей к устному народному творчеству, обогащать словарный запас детей прилагательными, глаголами; развивать речь как средство общения.

Социально-коммуникативное развитие

Задача: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Физическое развитие

Задача: Развивать двигательную активность детей. Закреплять умения детей проползать через туннель, двигаться друг за другом «змейкой», выполнять прыжки.

Художественно-эстетическое развитие

Задача: воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать.

Оборудование: планшет, туннель, две елки, шишки, макет печки и терема,  корзина, поднос, муляжи пирожков и булочек, разноцветные снежинки, геометрические фигуры, карточка с заданием для дидактической игры «Что изменилось?», белочки, шишки, ведерко, фонограмма музыки из фильма «Морозко».

Предварительная работа: Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок.

Содержание организованной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. А какие вы знаете зимние игры и забавы?

Дети. Лепка снеговика, строительство крепости, катание на санках, коньках, лыжах, игры в снежки.

Воспитатель. Да хороши забавы зимние!

А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки про зиму вы знаете?

Дети. «Два мороза», «Мороз и заяц», «Зимовье», «Лисичка сестричка и волк», «Морозко», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Рукавичка», «Мороз Иванович».

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в зимнюю сказку, в гости к Морозу Ивановичу. Чтобы оказаться в сказке, надо закрыть глаза. Ребята, давайте закроем глазки.

Звучит волшебная музыка, выходит  девочка.

Рукодельница. Здравствуйте, ребята.

Воспитатель. Ты кто?

Рукодельница. Я Рукодельница из сказки «Мороз Иванович». Помогите выручить мою сестрицу Ленивицу.

Воспитатель. Что случилось с твоей сестрицей?

Рукодельница. Ее Мороз Иванович заточил в своем тереме, пока она не исправится. А мне ее жалко.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним сказку «Мороз Иванович». Какая была в сказке Рукодельница?

Дети. Добрая, трудолюбивая, честная, красивая.

Воспитатель. А какая была Ленивица?

Дети. Ленивая, грубая, злая, невоспитанная.

Воспитатель. Правда, конечно, не хочется помогать таким капризным и ленивым девочкам.

Рукодельница. Помогите ей. Ведь она моя сестрица.

Воспитатель. Ребята, поможем Ленивице вернуться домой? (Ответы детей).

 Может она исправится и станет хорошей девочкой. Отправимся в путь.

Дети, взявшись за руки, пошли за воспитателем «змейкой».

Воспитатель. Опустимся на дно колодца.

Дети пролезают через туннель. Перед ними стоит елка, под ней лежат шишки.

  1. Основная часть.

1. Счет в прямом и в обратном порядке.

Воспитатель. Какая елочка красивая! А сколько на ней шишек! Здесь что-то написано: «Кто нас соберет, тот с собой возьмет».

- Сосчитайте, сколько всего шишек?

- Сосчитайте в обратном порядке.

Воспитатель. Ребята, надо собрать шишки в корзинку, они нам еще пригодятся.

Дети собирают шишки в корзину

Воспитатель. Отправляться в путь пора.

Перед детьми стоит печка.

Воспитатель. В печке пирожки и булочки. Здесь что-то написано: «Кто нас возьмет, тот с нами и пойдет».

2. Определение количества элементов числом.

- Сосчитайте, сколько всего пирожков.

- Найдите цифру с количеством пирожков.

- Сосчитайте, сколько всего булочек?

- Найдите цифру с количеством булочек.

- Чего больше: пирожков или булочек?

- Чего меньше?

Воспитатель: Ребята, надо взять пирожки и булочки с собой, для Мороза Ивановича угощение.

Дети складывают пирожки и булочки в корзину.

Воспитатель. Отправляться в путь пора.

Перед детьми стоит терем Мороза Ивановича.

Воспитатель. Ребята, это терем Мороза Ивановича. Вот где он живет.

Терем изо льда стоит, а чем украшен терем, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке;

Все сквозные вырезные,

А возьмешь, вода в руке.

Дети. Снежинки.

Воспитатель. Правильно, снежинки.

Дети садятся за столы.

3. Образование множеств с заданным количеством элементов.

- Чем отличаются эти снежинки? (Цветом, формой и размером).

- Какой формы снежинки? (Круглой и квадратной).

- Кто поможет мне выбрать круг из геометрических фигур?

- Что мы знаем о круге? (У круга нет углов).

- У какой еще геометрической фигуры нет углов? (У овала).

- Кто поможет выбрать овал?

- Кто поможет выбрать квадрат?

- Что мы знаем о квадрате? (У квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны равны)

- У какой еще фигуры по четыре стороны и угла? (У прямоугольника, ромба).

- Как можно одним словом назвать эти фигуры? (Четырехугольники).

- Выложите столько квадратов, сколько снежинок квадратной формы.

- Сколько выложили квадратов?

- Выложите столько кругов, сколько снежинок круглой формы.

- Сколько выложили кругов?

- Чего больше: кругов или квадратов?

- Какая снежинка лишняя? Почему? (Лишняя снежинка треугольной формы).

4. Пространственные отношения «справа», «слева».

- Снежинка какого цвета стоит справа от синей снежинки?

- Снежинка какого цвета стоит слева от желтой?

- Снежинка какого цвета стоит между желтой и зеленой?

  1. Физкультминутка «На морозе».

Воспитатель: Немного отдохнем и согреемся.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Воспитатель. Чтобы войти в терем, нам надо пройти еще одно испытание Мороза Ивановича.

5. Дидактическая игра «Что изменилось?»

 (Сравнение геометрических фигур по цвету, форме, размеру).

- Вам надо сказать, что изменилось: цвет, форма, размер.

Из терема выходит Ленивица.

Воспитатель. Вот и Ленивица.

Рукодельница. Здравствуй, сестрица. Ребята прошли все испытания Мороза Ивановича. Теперь ты свободна и мы можем вернуться домой.

Ленивица. Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за помощь. Я изменилась и стала хорошей. Я даже сама перину Мороза взбила. Правда, мне в этом помогли белки.

Воспитатель. Надо поблагодарить белок и угостить их шишками. А Морозу Ивановичу мы корзину с пирожками и булочками оставим, чтобы задобрить его.

Ребята, помогите определить, всем ли белкам достанется по шишке?

6. Сравнение групп по количеству предметов.

- Сколько белок?

- Сколько шишек?

- Всем ли белкам хватит шишек? Как проверить? (Каждой белке дать по шишке).

- Всем ли хватило? (Нет).

- Кого больше: белок или шишек? (Белок)

- На сколько белок больше? (На 1)

-  Что надо сделать, чтобы белок и шишек было поровну? (Добавить одну шишку или убрать одну белку).

- Давайте добавим одну шишку.

Воспитатель достает из-под елки еще одну шишку.

- Что теперь можно сказать о количестве белок и шишек? (Одинаково).

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться.

Рукодельница. Спасибо вам, ребята, что вы помогли моей сестрице.

Ленивица. А Мороз Иванович мне мое ведерко вернул.

Воспитатель. Да ведерко не пустое, в нем игры. А ты, Ленивица, будешь с ребятами играть?

Ленивица. Да, конечно. Ведь я теперь хорошая.

Воспитатель. А теперь нам надо вернуться домой по тому же пути.

Дети идут за руки друг за другом «змейкой»:проходят мимо печки и елки, проползают через туннель. Звучит музыка из сказки «Морозко».

Воспитатель. Теперь пора прощаться с девочками.

Дети. До свидания.

Рукодельница и Ленивица. До свидания.

Рукодельница и Ленивица уходят.

  1. Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями Мороза Ивановича. А что вам в этом помогло?

Дети. Дружба, старание, смекалка, знание математики.

Воспитатель. В гостях у какой сказки мы сегодня побывали?

Дети. Сказка «Мороз Иванович».

Воспитатель. Кого мы выручили в этой сказке?

Дети. Ленивицу.

Воспитатель: Какие задания вы выполнили?

Дети: Считали шишки, пирожки и булочки; сравнивали их количество; определяли снежинки по форме, их расположение; определили, как изменились фигуры по цвету, форме, размеру; угостили белок шишками.

Воспитатель: Какое задание вам больше всего понравилась? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе

Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Календарь природы» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Занятие интегрированное, где происходит знакомство детей с календарем и его видами, педагог систематизирует и закрепляет знания д...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие колобка» для детей второй группы раннего возраста

Продолжать формировать умения различать три  основных цвета(красный, синий, желтый, ); умение выбирать заданный цвет из нескольких предложенных. Продолжать знакомить детей с круглой формой.Развив...